Декоративная живопись
С древних времён важное значение получила декоративная живопись, составляющая особую отрасль искусства, в истории которого её развитие следовало за движением станковой живописи, живописи картин. К ней относят иногда такие же произведения, какие доставляет эта последняя, если только они исполнены на стенах и плафонах здания преимущественно с орнаментальной целью (стенная и плафонная живопись, фрески); но главным образом элемент её составляют орнаменты в строгом смысле слова, то есть красивые комбинации геометрических линий и фигур, а также форм растительного и животного царства, офантазированных или неизмененных (например роспись стен в домах Помпеи, мавританские арабески Альгамбры, гротески Рафаэлевых лож в Ватикане и т
п.). Мотивы декоративной живописи изменялись в зависимости от исторического хода культуры и искусства у разных народов, от вкуса и архитектурного стиля, господствовавших в данное время. У французов вошло в XIX веке в употребление название декоративное искусство (фр. l’art decoratif) для разных отраслей ремесленных производств, нуждающихся в помощи искусства, каковы изготовление изящной мебели, ковров, кружев, стеклянных и гончарных изделий, ювелирных вещей, бронзы, обоев и других предметов роскоши и комфорта, — словом, для всего того, что у немцев принято называть Kleinkunste или Kunstgewerbe, а в России — прикладным искусством или художественной промышленностью.
Что включает декоративное искусство?
Определение и категория декоративного искусства включает в себя создание мебели и аксессуаров, ковров, гобелена, вышивки, книжная иллюстрация, цветочные декорации, керамика (глиняная посуда, керамогранит, фарфор), плетение, золочение, эмаль, изделия из серебра и ювелирного искусства, мозаичного искусства, а также витражное и интерьерное оформление. Декоративное искусство также включает в себя театральные наборы и костюмы, о чем свидетельствуют великолепные проекты Леона Бакста для Сергея Дягилева и его российской балетной труппы. Китайские лакированные изделия и резьба по нефритам, являются ведущими образцами из Азии, а также китайским фарфором и японской оригами. Декоративное искусство также охватывает практически любую категорию «драгоценного или искусственного объекта». Это включало бы такие предметы, как пасхальные яйца Фаберже, драгоценные доспехи, оружие и камины (например, мрамор и мозаика), а также театральные наборы, фоны и костюмы, например, созданные Александром Бенуа (1870-1960) и Леоном Бакстом (1866-1924) для балета.
Пасхальные яйца Фаберже
Происхождение и история декоративного искусства
Первым типом декоративного искусства была древняя керамика, в частности японская керамика периода Дзёмон, впервые появившаяся около 14 500 г. до н.э. Она также была широко распространена примерно с 5000 г. до н.э. в ряде древних средиземноморских цивилизаций, прежде чем достигла своего апогея в следующих стилях: геометрического стиля, восточного стиля, черного и красного рисунка древнегреческой керамики. Еще одним ранним производителем декоративного искусства были кельты (c. 500-50 до н.э.), создавшие оружие и предметы ювелирного искусства из золота и бронзы. Позже кельтские ремесленники в Ирландии произвели ряд изысканных церковных предметов, а также другие произведения, такие как «Брошь из Тары» (c.700 н.э.), «Чаша из Ардага» (VIII / IX вв. Н. Э.), Чаша Дерринафлана (8-го / 9-го века н.э. и Крест Конга (12 век).
«Брошь из Тары» (c. 700 н.э.)
Эти орнаментальные традиции сохранились на европейских королевских судах короля Карла Великого I и более поздних правителей, с новыми формами искусства, которые разрабатывались в области гобелена и другого текстиля. Великая программа строительства христианского готического стиля финансировала развитие европейского витражного искусства. Витраж использовался во всех соборах Франции, Англии, Германии и других местах.
Во времена эпохи итальянского и северного ренессанса живопись и скульптура имели тенденцию быть более серьезными, чем декоративные. Важным событием в это время было создание знаменитой фабрики гобеленов в Париже (1667) во главе с Чарльзом Ли Бруном (1619-90) и фабрикой гобеленов Бове (1664), также в Париже.
Людовик XIV посещает «Отель Гобеленов». Шпалера по картону Шарля Лебрена, 1667 год.
После этого появилась школа рококо, которая дала огромный толчок декоративным ремеслам, таким как мебель, домашняя обстановка, стекло и текстиль. Если барокко было укоренено в архитектуре, стиль рококо был укоренен в дизайне интерьера. Выдвинувшись во дворце Людовика XV в Версальском дворце, стиль оказался исключительно популярным в некоторых частях Германии и Центральной Европы. Эпоха рококо также известна популярностью китайских декоративных мотивов, как в китайском стиле, так и в псевдо-китайском стиле украшений, который распространяется по всей Европе.
Ни социализм Французской революции, ни методы массового производства промышленной революции не способствовали эстетике декоративных ремесел. В результате, только в конце 19-го века, в реакции против машинных продуктов, декоративное искусство снова вышло на первый план. Это произошло благодаря Уильяму Моррису и Движению за искусство и ремесло, социальному и эстетическому движению, которое возникло из Общества выставок искусств и ремесел, основанного в 1888 году, хотя его корни относятся к 1850-м годам и эстетике искусствоведа Джона Рёскина (1819-1900). Движение отстаивало хороший дизайн и мастерство, в отличие от стандартизованных конструкций машинно-заводских продуктов.
На рубеже веков появилось еще одно дизайнерское движение, известное как Движение возрождения кельтского искусства. Пионеры ирландской интеллигенции, такие как У.Б. Йейтс и Леди Грегори, а также такие активисты, как Джордж Рассел, Оливер Сент Джон Гогарти, Падрейк Колум и Эдвард Планкетт, привели к мини-ренессансу кельтских проектов и кельтского искусства в целом. Кельтские ювелиры и металлисты начали копировать древние произведения.
Между тем, успехи в хромолитографии в Париже французского литографа Жюля Шере (1836-1932) привели к огромному повальному увлечению в Европе. Это объединилось в 1890-х годах с первым современным международным стилем дизайна, а именно модерном (популяризированным такими группами, как Венский сецессион ), который достиг пика на Международной выставке 1900 в Париже. Альфонс Муха (1860-1939) создает плакаты в стиле ар-нуво. Затем, когда ар-нуво начал терять свое преимущество, он был заменен функционализмом в плакатной литографии, о чем свидетельствует Леонетто Каппьелло (1875-1942). После Первой мировой войны мир получил очень влиятельную школу дизайна Баухауза, а затем появилось последнее крупное декоративное движение, известное как Art Deco. Этот стиль получил свое название от Международной выставки декоративно-прикладного искусства 1925 года в Париже. С тех пор было очень мало значительных новых стилей декоративного искусства, хотя влияние Поп-арта и минимализма оказало определенное влияние, как и нео-поп. В 1970-е годы в Америке феминистское художественное движение решительно выступало за традиционные женские декоративные ремесла, в том числе рукоделие, вышивку, стекло и керамику.
Стилизация в декоративно-прикладном искусстве
Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.
Язык декоративно-прикладного искусства отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств материала; использованием орнаментов, включающих как мотивы традиционных изображений, так и авангардные формы. Композиционное построение декора в предметах декоративно-прикладного искусства всегда основано на гармонии частей и целого.
Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времён. Как метод художественного творчества она достигла высокого уровня в ассирийско-вавилонских, персидских, древнеегипетских и древнегреческих орнаментах, в которых наряду с геометрическими линиями и узорами часто использовались стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры и фауны, как реальные, так и вымышленные, и даже фигуры людей. В наши дни орнаментальные композиции с элементами стилизации находят широкое применение в настенных росписях, мозаике, лепных, резных, чеканных и кованых украшениях и изделиях, в вышивке, в расцветке тканей.
Творческая стилизация в изобразительном искусстве обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и, как результат, отображение их с элементами новизны.
Наряду с творческой стилизацией существует подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям и приёмам творчества того или иного народа, стилям знаменитых мастеров. Однако, несмотря на уже имеющийся образец, подражательная стилизация не должна иметь характер прямого копирования. Подражая тому или иному стилю, создатель стилизованного произведения должен стремиться внести в него свою индивидуальность, например, избранным сюжетом, новым видением колорита или общим композиционным решением. Именно степень этой художественной новизны и будет, как правило, во многом определять ценность стилизованного произведения.
При создании изделий декоративно-прикладного искусства наиболее плодотворным является метод творческой стилизации
Более удачным названием этого важного художественного метода могло бы быть не стилизация, а интерпретация, которое более точно передаёт сущность и особенность этого творческого процесса: художник смотрит на объект из окружающей жизни, интерпретирует его и эмоционально передаёт так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создаёт этот натуральный объект, но уже в виде художественного символа
При этой интерпретации лучше всего следовать творческому принципу триады: «Познать, оценить и улучшить».
Декоративная композиция – это композиция, имеющая высокую степень выразительности и модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным (в беспредметных композициях) отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей.
Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, – это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.
Декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки
Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции
С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.
Декоративная и прикладная разновидности декоративно-прикладного искусства
Следует различать декоративную и прикладную разновидности декоративно-прикладного искусства. Так, если предметы прикладного искусства (мебель, утварь, посуда, ювелирные изделия) оказываются художественно-выразительными в основном благодаря эстетическому совершенству своей формы (красота силуэта, пропорций, изящество линий, мастерская обработка материала и т. д.), то декоративным произведениям (роспись стен и бытовых предметов, декоративные скульптурные рельефы, мелкие статуэтки, гобелены, вышивки, ковры, резные украшения и т. д.) присущи изобразительные, сюжетные композиции или орнаментальные украшения.
Для того чтобы изделия не были лишены эстетической ценности, приглашается художник, в функции которого входит не производство продукта в целом, а лишь его украшение: художник стал «прикладывать» свое искусство к готовому продукту. Так, с расширением промышленного производства возникает художественная промышленность, где находит себе место метод прикладного искусства — отделка изделий росписью, резьбой, инкрустацией и т. д. Но красота предмета не только в отделке, хотя и это требует большого искусства. Предмет должен быть выразителен целиком — в своей конструкции, пропорциях и деталях.
В прикладном искусстве форма изделия, его архитектоническая конструкция несет в себе как утилитарную сущность предмета, так и его эстетическую выразительность. В то же время формы изделий прикладного искусства исторически изменчивы: в различные эпохи они характеризуются различием мотивов – роскоши, манерности или, напротив, простоты, естественности. Современная действительность выражает тенденцию к простоте, лаконичности, отказу от излишней детализации, к малогабаритности и экономичности. Художественно оформленные вещи не только украшают повседневную жизнь, но и играют огромную роль и в формировании художественного вкуса.
Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, этнографических и краеведческих музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выставка народного искусства — это всегда открытие мира красоты и совершенства. Изделия, сработанные старыми мастерами и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у кого-то появляется желание следовать примеру народных мастеров.
Для того чтобы предмет стал произведением искусства, он должен не только быть обработан «по законам красоты», но и нести в себе определенное идейно-эмоциональное содержание. С этой целью используется должным образом материал, учитывается наиболее целесообразная форма предмета (его пропорции, ритмические повторы, тектонический строй), приобретает особое значение соотношение масштабов между отдельными частями предмета и человека, применяется особый способ обработки поверхности предмета – декор. Поэтому мастерство художника, создающего красивые вещи, представляет собой существенное проявление предметной деятельности, несущей глубокую эстетическую выразительность. Впечатление, производимое прикладным искусством, нередко может быть таким же сильным, как и воздействие живописного или скульптурного произведения.
В отличие от безликих изделий массового производства, вещи, сделанные своими руками, всегда уникальны. Мастерски изготовленные домашняя утварь, мебель, элементы интерьера стоят дорого. И если в старину такие вещи представляли собой предметы утилитарного назначения, то в наши дни они перешли в разряд искусства. Красивая вещь, сделанная умелым мастером, всегда будет в цене.
Прилив художественных сил в прикладное искусство
Ремесленные приемы работы
В Западной Европе положение художника стало меняться в XVI веке. Упадок городского хозяйства, охвативший почти всю Западную Европу, повлек за собой кризис в художественной жизни. В Италии художественные цехи теряют свое былое значение. Действительно, какова могла быть реальная сила цеха, если существовали такие независимые люди, как Микеланджело или Тициан? В одних городах цехи подчиняются государственной власти, в других – ликвидируются вовсе, и художники оказываются без привычной сословной поддержки, предоставленные сами себе. Часть из них превращается в деклассированный элемент, своего рода предшественников богемы. Часть пытается найти пристанище при дворах и становится челядью вельмож. Широко распространяется стремление добиться придворных чинов и дворянского титула.
Следствием тяжелого положения изобразительных искусств, создавшегося в связи с распространением Реформации, оказался прилив художественных сил в прикладное искусство: расцвели ювелирное искусство, серебряное и столярное дело, изготовление глиняной и оловянной посуды и т. п. Зачастую художественное ремесло смыкалось с ремеслом механика, слесаря, оружейника (роскошно оформленные часы, навигационные приборы, оружие и доспехи). Характерной чертой XVI века в североевропейских странах становится подчинение мастеров изобразительных искусств прикладникам: рисовальщики и граверы изготовляют специальные орнаментальные образцы, скульпторы делают модели для украшения мебели, приборов, посуды. Распространяются ремесленные приемы работы: тиражирование скульптурных образцов, использование техники офорта в гравюре ради ускорения обработки медной доски и др.
Музейные коллекции декоративного искусства
Одну из величайших в мире коллекций этого искусства в Америке можно увидеть в музее Метрополитен в Нью-Йорке. В Европе Лувр и Музей Виктории и Альберта являются величайшими витринами декоративного искусства.
Музей Метрополитен в Нью-Йорке
Американские работы в Метрополитене, начиная с конца 17-го века до начала 20-го века, включают около 12 000 образцов мебели, серебра, стекла, оловянной посуды, керамики и текстиля. Среди них – выдающаяся коллекция американского витража с инновационной работой Louis Comfort Tiffany. Другие основные моменты включают выдающиеся образцы пластического искусства, такие как сосуды из дутого и прессованного стекла, созданные компаниями Glass, Dorflinger Works и Tiffany Studios; ценная мебель до 1820 года; ряд керамических и серебряных предметов конца 19 века, в том числе работы, разработанные Полом Ревери. Коллекция керамики включает в себя широкий спектр материалов, методов и производителей. Текстильная коллекция насчитывает более 100 одеял 18-го и начала 19-го века, а также тканей, разработанных Кэндэсом Уилером, лучшим дизайнером по текстилю в Америке того периода.
История развития декоративного искусства
Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества
Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.
Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о ее практическом назначении, но и о красоте. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения искусства, передававшие поэтическое представление мастера об окружающем мире.
В народном искусстве всегда находила свое отражение родная природа. Знакомые каждому с детства травы и цветы, изображения птиц и зверей, неба и солнца, земли и воды, преображенные фантазией художника, превращались в изделии в яркий, выразительный орнамент.
С течением времени всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и изысканности декора. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы.
Современные изделия декоративно-прикладного искусства создаются с учетом как народных традиций так с веяниями моды сегодняшнего дня. До сих пор самыми популярными предметами этого искусства, овеянными дымкой старинных традиций, являются изделия из стали и бронзы, ковры, сделанные вручную и украшенные традиционным орнаментом, — в восточных странах; керамика, предметы из морских раковин — в южных; ритуальные маски — в Африке; изделия из янтаря — в прибалтийском регионе; фарфор, перегородчатая эмаль, ткани, расписанные цветами, фруктами, фантастическими животными, — в Китае и Японии, Корее.
Цвет в орнаментальной композиции
Активнейшим средством построения орнаментальных композиций является цвет. Декоративное рисование вообще немыслимо без цвета. Мы видим цвет, живем среди него.Все наши зрительные ощущения базируются на этом замечательном природном явлении. С цветом связывают само существование жизни. Различные цвета всегда являлись символами жизни и смерти, выразителями радости и горя
У разных народов один и тот же цвет несет разную эмоциональную нагрузку.
Самое важное в художественной практике при оценке сочетаемых цветов — их эмоциональная выразительность, способная вызвать чувственные переживания. Нельзя анализировать гармонические сочетания цветов изолированно от эстетических вкусов и взглядов, сложившихся в определенную историческую эпоху, поскольку от этих взглядов и вкусов зависит эстетический критерий гармонических сочетаний
Нет и не может быть цветов красивых и некрасивых, гармоничных и дисгармоничных.
Гармонию цветов необходимо рассматривать как гармонию цветовых отношений, как совокупность цветовых комбинаций с учетом всех основных характеристик цветов — светлоты, насыщенности цветового тона, а также формы и размеров занимаемых этими цветами площадей. Главным эстетическим критерием гармоничных сочетаний цветов является визуальная оценка. Цвет и общий колорит является важнейшими выразительными средствами орнаментальной композиции. Если несколько расположенных рядом цветов действуют приятно на глаз, то говорится, что краски согласуются, гармонируют между собой.
Сочетание аналоговых цветов – мягкая, спокойная комбинация трех соседних цветов спектра. Выберете основной, дополняющий и акцентный тон, обязательно используя разные по яркости оттенки цвета.
Тональный контраст более активен по сравнению с цветовым контрастом. Это свойство контраста имеет особое значение в сложных многоцветных композициях. Сочетание противоположных (комплиметарных) цветов. По теории цвета, каждый теплый цвет гармонично сочетается с противоположным ему холодным. Эти пары легко определить, используя спектральный круг (цветовой круг).
Сочетание комбинированных комплиментарных цветов – менее контрастный вариант сочетания противоположностей. Такая схема, когда один цвет комбинируется с двумя противоположными, близкими между собой, воспринимается глазом более гармонично.
Классическая триада – сочетание 3 цветов, которые расположены на одинаковом расстоянии один от другого (в вершинах равностороннего треугольника). Также стоит выбрать один доминирующий цвет, а два других – оттеняющие и дополняющие главный.
Прямоугольная схема сочетания состоит из двух пар, в каждой из которых присутствует противоположный цвет и соответствующий ему аналоговый
Этот вариант более разнообразен, но требует точного соблюдения баланса основного и дополнительных цветов.
«Агрессивность» тонального контраста требует осторожного с ним обращения и ограничивает диапазон его применения, в первую очередь, в композиции, где преобладает тонкий колорит слабонасыщенных цветов. Активность тонального контраста неизбежно ведет к ослаблению звучания цветовых отношений
Употреблять одновременно чистые, основные цвета необходимо только в небольшом количестве; все остальные должны быть составными.
Если в композиции используется несколько достаточно звучных цветов, сближенных по насыщенности, то для достижения цельности колорита отдается предпочтение одному из цветов, соподчиненных по насыщенности.
Полихромный орнамент, расположенный на цветном фоне, должен быть изображен ярче или бледнее фона
Большинство орнаменталистов в работе над декоративными композициями склонны придерживаться правила использования не чистых, а смешанных цветов.
Для гармоничного сочетания цветов очень важно также, чтобы каждый из них выступал в нескольких переходных оттенках (т. е
маленькими интервалами различной светлоты и насыщенности).
На цветовое решение мотивов орнаментальной композиции немаловажную роль оказывает как характер самого орнамента, так и назначение и материал из которого выполнен украшаемый им предмет.