Авиамоделирование как хобби и увлечение

Что может дать хорошего авиамоделизм для мужчин.

Самолеты, авиация, яркие авиамодели, небо все взаимосвязано и с младенчества учит мечтать!

Яркие мечты не забыть, они как уголек тлеют и порой превращаются в пылающий костер заставляя двигаться на встречу мечте.

Мечты приводят к действию. Кто то конструирует в домашней мастерской на кухне у мамы, кто то ходить в авиамодельный кружок. А удивительно в этом то, что еще ребенком ты познаешь на годы раньше постулаты из школьной программы. Перпендикулярность и параллельность, двигатели внутреннего сгорания и обработку материалов. И это только маленькая долька.

      Маленькому мужчине трудно спрогнозировать, что можно из набора фанерных листов, дощечек и реек сделать красивую не вообразимую летающую пилотажную модель.  Шаг за шагом под руководством родителей или преподавателя мечта становиться былью, модель оживает.

 

Какие бывают виды хобби

Увлечений для досуга настолько много, что привести исчерпывающий список сможет лишь тот, чьим хобби является составление списков-гигантов. Мы же ограничимся самыми распространенными вариантами.

  1. Активные увлечения – все виды спорта, активный отдых. Не имеет значения, участвует ли человек в турнирах или занимается для себя.
  2. Спокойные, «домашние» занятия: рукоделие во всех проявлениях (вышивание, вязание, шитье, бисероплетение, т.д.), чтение, кулинария, мыловарение. Сюда же входит и коллекционирование.
  3. Необычные хобби: путешествие автостопом, собирание экзотических насекомых, рисование песком, создание произведений искусства из мусора, эбру (рисование на воде), строительство карточных замков, картины из вбитых гвоздей, т. д.
  4. Экстремальные увлечения: воркаут, дайвинг, паркур, парашютный спорт, скейтбординг, альпинизм, банджи-джампинг (прыжки с высоты с резинкой), дьюльферинг (покорение высотных зданий без применения страховки). Нельзя сказать, что это хобби для всех: здесь требуется хорошая физическая подготовка и любовь к острым ощущениям.
  5. Творчество: занятия в театральных студиях и клубах по интересам, сочинение стихов и других литературных текстов, пение, танцы, живопись, фотография, т.д.

Существует понятие «модное хобби». Если в советское время это было коллекционирование марок, монет, авиамоделирование, то сегодня к разряду таковых можно отнести скрапбук (декорирование фотоальбомов ленточками, цветами и другими элементами), валяние из шерсти, квиллинг (создание картин из скрученных бумажных полосок), страйкбол (коллективная игра а-ля военное сражение).

Шаг 2. Определение основных деталей самолёта

Эскиз самолёта в боковой проекции

Эскиз самолёта в виде сверху

Я стал анализировать объём работы, и насколько детальной у меня будет модель. И вот, что у меня получилось.

Уровень механизации крыльев:

  • Закрылки – плоскости управления внутренней секцией крыла, предназначенные для увеличения подъемной силы, создаваемой крыльями для координации траектории при взлёте и посадки
  • Элероны — поверхности управления наружной секцией крыльев для контроля крена
  • Руль высоты – управляющие плоскости горизонтального стабилизатора, используемые для управления тангажом
  • Горизонтальный стабилизатор – обеспечивает продольную устойчивость самолёту
  • Крылья сборные, состоят из лонжеронов и нервюр, на конце имеют законцовки

Уровень проработки фюзеляжа:

  • Емкость и уровень разряда батареи
  • Капот мотора – покрытие моторной части самолёта сразу же за обтекателем
  • Жалюзи мотора – покрывают верхнюю часть фюзеляжа за капотом
  • Ферменные конструкции внутри фюзеляжа, которые создают поперечное сечение, как каркас на корабле
  • Руль направления – орган управления вертикальным стабилизатором для управления по курсу

Также я решил сделать:

  • Хвостовое колеса – колесо, расположенное в хвостовой части самолёта, чтобы позволить ему маневрировать по земле. Обычно у радиоуправляемых самолётов это колесо привязано к хвосту.
  • Главное шасси – посадочное шасси, созданное для удержания веса самолётов на посадке
  • Обтекатель – носовая часть самолёта, которая одевается на карданный вал двигателя и пропеллера, чтобы придать носу обтекаемую форму

Не хобби, а спорт

Начну с того, что научиться делать модели самолётов и даже на них «летать», в качестве приятного хобби, любой ребёнок может дома, с мамами и папами. Вся необходимая информация есть в интернете. Задача авиамодельных кружков в другом — воспитать спортсменов-авиамоделистов.

Авиамодельный спорт с 2014 года внесён во Всероссийский реестр видов спорта. (И он, кстати, первый в списке — потому что на букву «А».) Как в любом спорте, здесь присваиваются разряды, проводятся соревнования вплоть до чемпионата мира. В авиамодельном спорте есть разные категории, в зависимости от моделей самолётов. Основные — это свободнолетающие модели (пилот только запускает модель, и между ними нет никакой связи во время полёта), кордовые модели (они летают по кругу и управляются двумя тросиками малого диаметра — кордами) и радиоуправляемые.  

Если ребёнок занимается в кружке и активно участвует в соревнованиях, к концу школы он вполне может получить первый взрослый спортивный разряд или даже стать кандидатом в мастера спорта. А такое достижение даёт дополнительные баллы при поступлении в профильные вузы, связанные с авиацией. Это вполне ощутимое различие между авиамоделизмом как спортом и как хобби.

Другое различие состоит в том, что в хобби нет соревновательного момента. Ну, сделал — полетело

А лучше ты летаешь, хуже, быстрее, медленнее, выше, красивее — неважно

Но именно соревновательный момент позволяет развивать инженерное мышление — то, что технические кружки и должны делать.

Простой пример: по правилам соревнования площадь крыла и вес кордовой модели ограничены. Мы не можем сделать модель легче 410 граммов, а площадь крыла должна быть не более 34 квадратный дециметров. И вот придумай, как соблюсти эти условия и добиться, чтобы лётные качества были лучше, чем у конкурентов. Ко второму году обучения в кружке дети уже способны решать подобные инженерные задачи.

На этой модели «летал» экипаж чемпионов Европы и СССР (в соревнованиях по кордовым моделям в экипаже два человека — пилот и механик) 

Другой пример: в нашем спорте, как в «Формуле-1», скорости постоянно повышаются, и из соображений безопасности вводятся новые технические требования, которые должны скорость снизить. В 90-х годах на кордовых гоночных моделях были корды диаметром 0,3 миллиметра, сейчас норма — 0,4 миллиметра. Кажется — ерунда, но скорость «съедается». Первое время — это проблема, а спустя год, полтора, два находятся способы компенсирования, чтобы даже с такими техническими условиями самолёт летел быстрее.

Ограничения, которые есть на соревнованиях, приводят к появлению интересных инженерных решений.

Соревновательный момент вообще очень важен для подростков, он позволяет доказать всем и самому себе, что ты в чём-то лучший, что ты что-то можешь.

Игрушечные самолеты

Они бывают разные. И пластмассовые игрушки, изображающие биплан или истребитель, и модели самолетов для склеивания, аккуратные и точные до последней заклепки на фюзеляже, и летающие модели планеров, и кордовые модели самолетов, которые летают почти как настоящие, только на специальном тросике — корде, и, разумеется, радиоуправляемые модели самолетов, летающие, повинуясь сигналам с пульта управления.

Все эти игрушки, разумеется, интересны и хороши — каждая для своей возрастной группы. Малышу игрушка-самолет доставит немало радости, а еще он с восторгом будет наблюдать, как летит запущенный его рукой бумажный самолетик или небольшой планер. Семи — восьмилетний мальчик вполне может увлечься склеиванием моделей смолетов-истребителей, прославившихся во времена Второй Мировой войны или мирных симпатяг-бипланов, или даже увлечься кордовыми моделями самолетов — скорее всего, поначалу в кружке при доме творчества, ведь модели самолетов, обладающие двигателем непросты и недешевы — даже без стоимости двигателя такая модель самолета стоит не менее 2,5 — 3 тысяч рублей.

Не менее взрослое, и не менее дорогое увлечение — радиоуправляемые модели самолетов. Радиоуправляемый самолет — это уже не бумажный самолетик, и, в общем-то, не игрушка. Сложный механизм, настоящий мотор объемом до 10 кубических сантиметров или электродвигатель, пропеллер, элероны, рули высоты — и все это готово подчиниться малейшему движению пальцев, которое передаст блок управления. Они подразделяются на классы по уровню сложности управления — тренировочные радиоуправляемые модели самолетов прощают некоторые огрехи в пилотировании, переходные, позволяющие постепенно после тренировочных, перейти на более быстрые модели самолетов, гиганты, имеющие размах крыльев до трех метров и «паркфлаеры» — небольшие радиоуправляемые самолеты с электродвигателем, не требующие больших пространств, так как небольшой размах крыльев (до 1 м) позволяет производить полеты даже в помещении.

Радиоуправляемые самолеты вряд ли могут считаться чисто мальчишечьей забавой. Во — первых, они для этого дороговаты: набор радиоуправляемой модели самолета «в дровах» — для самостоятельной сборки обойдется в 3.5 — 4 тысячи рублей, а готовая модель — от 5-8 тысяч. Плюс двигатель, который может стоить от 6 до 50 и более тысяч рублей, плюс такие мелочи, как детали для ремонта, топливная смесь за 650 или полторы — две тысячи рублей за галлон (около трех литров). Не слишком дешевое удовольствие для мальчишек.

А во-вторых, огромное количество вполне взрослых людей разделяет с нашими мальчишками их страсть к самолетам. Проводятся различные соревнования по радиоуправляемым моделям самолетов, и даже чемпионаты мира по радиоуправляемым моделям самолетов в различных классах. Их организацией занимается Федерация авиамодельного спорта, Независимая ассоциация радиоуправляемых видов спорта «RC-Club», а также клубы и объединения любителей радиоуправляемых самолетов.

Как найти себе любимое занятие

Выбор занятия-отдушины зависит от личных качеств, характера и темперамента. Главный критерий здесь – это соответствие внутренним ценностям и интересам. Не нужно руководствоваться только лишь веяниями моды, советами друзей, пожеланиями начальства: хобби – это не тот случай.

Девушка, замкнутая по натуре, ценящая личное пространство и домашний уют (как типичный интроверт), не получит удовольствия от групповых фитнес-тренировок, пусть даже спортивное телосложение стало модным трендом, да и подруги рекомендуют. Разумеется, волевым усилием можно сподвигнуть себя на 3 еженедельных занятия, но это уже будет другая история.

Если, занимаясь чем-либо на досуге, постоянно приходится пересиливать себя – это не хобби. Не выполнено главное условие — это занятие должно приносить удовольствие (быть любимым).

Увлечения часто «тянутся» во взрослую жизнь из детства, нужно лишь восстановить в памяти позабытые моменты. Рисование, макраме, резьба по дереву – любимые когда-то занятия могут доставлять удовольствие и в зрелом возрасте.

Выбор хобби не обязательно должен пересекаться со сферой основной деятельности. Автомеханик может быть любителем шахмат, а врач-стоматолог по вечерам играть на фортепьяно или рисовать.

Чтобы подобрать себе занятие по душе, иногда достаточно просто представить себя человеком, у которого все есть. Чем этот счастливчик занимается: поет, путешествует или перебирает мотор старинного автомобиля? Первый возникший в мыслях образ – ориентир для выбора увлечения.

Хобби нет смысла придумывать, его нужно поискать в самом себе.

Нитки и техническое творчество

Ко мне ребята приходят с 11 лет, потому что им нужно знать кое-что из математики и обладать достаточно развитой моторикой, чтобы работать с материалами. У меня есть свой контрольный вопрос для входа в кружок: делится ли 491 на 2? Если ребёнок отвечает, что нет, математику следует подтянуть.

Как и в любом кружке, мы идём от простого к сложному. Самую первую модель они делают из бумаги по моим чертежам за 40 минут. Для меня здесь главное, чтобы ребёнок увидел: он сделал своими руками самолёт — и самолёт полетел.

Следующая модель — модель-схема «летающее крыло» из обыкновенной потолочной плитки. Чем хорош этот самолёт: его можно сложить пополам и на улице, растянув резинку, запустить вверх — он раскроется и полетит сам.

Затем мы делаем метательный планер (ребята начинают работать с деревом) и проводим первые городские соревнования — дети учатся его правильно запускать.

А дальше мы приступаем к схематической модели самолёта, которая в моём кружке является переломной.

Если предыдущие делались за один-два урока, то с этим самолётом кто-то справится за месяц, а кто-то за полгода. Всё потому, что здесь добавляется новая операция — сматывание нитками. Две детали берутся и плотненько-плотненько сматываются нитками, а нитки потом промазываются клеем. Работа несложная, но очень кропотливая.

Эта операция будет присутствовать потом на всех последующих моделях, да и при внезапных поломках на соревнованиях без неё не обойтись, чтобы быстро что-то отремонтировать — в общем, мы на этапе освоения крайне полезного навыка. И вот тут-то у детей начинаются проблемы — им не хватает усидчивости, они не любят такую работу.

Не выдержав «испытания нитками», многие бросают кружок. У меня есть отдельный шкаф, в котором лежат их недоделанные конструкции. Зато если уж ребёнок после этой модели остался — почти гарантировано, что он здесь приживётся.

Кто-то на этой модели бросает кружок, а кто-то с неё начинает свой путь к большим соревнованиям. 

После этого я предлагаю ребятам выбрать, какими моделями они будут дальше заниматься — свободнолетающими, кордовыми или радиоуправляемыми.

Кстати, чем авиамодельный спорт хорош — здесь каждый может найти свою нишу.

Все дети разные: кто-то из них конструктор, кто-то пилот, кто-то спортсмен.

Я как тренер всегда смотрю на темперамент ребёнка и понимаю: если он флегматик — то ему нечего делать в воздушном бою, если он спокойный и сдачи никогда не даст — я не поставлю его участвовать в гонке. Но есть пилотажные модели — и там нужно как раз быть абсолютно спокойным.

Шаг 4. Расчет размера

Размер самолёта определяется несколькими критериями. Среди этих критериев есть технология изготовления, удобство транспортировки до места полётов, лётные характеристики (радиус полёта, ветроустойчивость), а также требования к посадочной площадке (вода, трава, газон и другие).

С этого места начинается подбор подходящего размера самолёта исходя из известных размеров компонентов модели, таких как электронное оборудование. Это может быть трудно сделать, поскольку лучше всего классифицировать компоненты, а затем работать над общей концепцией самолёта. Например, вес крыла может быть приближенно определен через вес материала, который будет использоваться для изготовления лонжерона, затем прикидывается количество листов бальзы, необходимой для строительства нервюр и обшивки крыла. В дополнение к этому следует учитывать также другие части самолёта, например, переднюю кромку. Также лучше всего держать под рукой некоторые материалы для точного измерения веса.

О человеке можно судить по его хобби

Знакомясь с новым собеседником, англичанин прежде всего поинтересуется: «Какое у вас увлечение?». И неспроста. Занятие для досуга выбирают исходя из интересов, склонностей, жизненных установок.

Поэтому хобби расскажет о человеке больше, чем работа, которая часто выбирается из материальных соображений (например, брокер) или просто по стечению обстоятельств.

Этим пользуются опытные кадровики, включающие в стандартное резюме безобидный, на первый взгляд, пункт «Ваше хобби». Здесь стоит проявить внимательность: ответ может сказаться на итоговом решении.

  1. Даже если увлечений много, не стоит перечислять их все. Нужно выбрать те, что максимально коррелируются с новой работой. Например, если предполагается работа в магазине спортивных товаров, можно упомянуть об увлечении бегом, коньками, т. д. Творческое хобби уместно прописать в анкете, претендуя на должность дизайнера, PR-менеджера.
  2. Не стоит упоминать в резюме увлечения, которые могут быть восприняты неоднозначно (связанные с политикой, религией, специфическими субкультурами).
  3. Есть универсальные виды хобби, которые порадуют кадровика независимо от специфики профессии. Это командные спортивные игры, (намекнут, что человек умеет работать в команде ради достижения общей цели), стратегические игры (шахматы), виды спорта, требующие выносливости.

Откровенно врать, приукрашивая профпригодность через вымышленное увлечение, не стоит: доказано на практике, что тайное всегда становится явным.

Зная, какое у человека хобби, можно предположить, как сложится общение с ним. Например, люди, склонные к собирательству (коллекционеры монет, открыток, т.д.) предпочитают неспешный жизненный ритм, не любят резких перемен и вторжения в личное пространство. Любители спортивного досуга считаются стрессоустойчивыми и психологически сильными личностями.

Здесь есть и обратная связь. Увлечения влияют на характер: исправляют слабые стороны, вырабатывают способность завершать начатое, даже если оно требует времени.

Пламенный мотор

– С какого возраста вы начали строить авиамодели и что даёт авиамоделирование ребёнку?

– Мне было девять лет. Моим наставником стал один из уважаемых авиамоделистов города Омска, мастер спорта СССР Альберт Емельянович Костюк. Ему сейчас 82, он вырастил плеяду замечательных спортсменов, мастеров, инженеров, лётчиков. У нас в ОмГТУ есть научно-исследовательская лаборатория беспилотных летательных аппаратов, которую возглавляет спортсмен-авиамоделист Павел Михайлович Погарский, он тоже воспитанник Костюка. Эти два человека дали многое мне как будущему инженеру и просто как человеку.

Что даёт авиамоделизм? Воспитывается техническая грамотность, даётся знание истории (не только авиации), материаловедения, технологии, физики, химии, черчения. Ребята учатся навыкам работы с инструментами. Учат названия частей самолёта, силовых элементов. Помимо прочего, мы им рассказываем об истории авиастроения, авиамоделирования. Недавно был совершенно возмутительный случай, говорящий о нынешней системе образования. Спросил у ребят, что такое холокост. Как вы думаете, что ответили? Трое промолчали, а один ответил, что это бренд одежды. Так что заниматься историческим воспитанием тоже приходится.

Фото: Из личного архива

А вы знаете, что все советские авиаконструкторы и известные лётчики прошли через эту школу? Авиамоделизмом занимались и легендарный Чкалов, и не менее известный Михаил Громов, трижды Герой Советского Союза, ас Великой Отечественной войны Александр Покрышкин, создатель отечественной космонавтики Сергей Королёв, авиаконструктор и создатель уникальных авиационных транспортных систем с мировым именем Олег Антонов. Кстати, в своё конструкторское бюро он брал только авиамоделистов.

– Какая у вас профессия и что выбирают ваши выпускники?

– Окончил Московский авиационный институт, вернулся в Омск, какое-то время занимался бизнесом. Вот уже 15 лет работаю педагогом дополнительного образования. Мои ученики трудятся в авиакомпаниях, на серьёзных предприятиях. Учатся в лучших технических вузах страны, например, в МВТУ им. Баумана, Ульяновском институте гражданской авиации. Мой бывший воспитанник Андрей Серебряков – дважды чемпион России по авиамодельному спорту, сейчас работает в крупной компании, которая занимается проблематикой беспилотных вертолётов. Замечу, не моделей, а больших боевых машин. Это практически создание нового типа ударного вертолёта.

– Он этим занимается в России?

– Нет, в Белоруссии. Сейчас технические специальности востребованы, мы умудрились наплодить в нашей стране артистов, экономистов и юристов, а реально работать оказалось некому. Грамотные технические специалисты не остаются без дела, но многие, к сожалению, уезжают из Омска.

Хобби: что такое и как возникло

Это слово английского происхождения. «Hobby» переводится как «увлечение», «любимое дело». Поначалу так обозначали маленькую лошадь, а потом — детскую игрушку-лошадку («hobbyhorse»).

На лошадках-палках скакали комедианты, развлекая публику во время гуляний. Позже так называли карусельных лошадей, и даже первый велосипед (тоже считавшийся игрушкой).

Смысл, близкий к современному, это понятие приобрело в XVIII веке с подачи писателя Лоренса Стерна. В своем романе «Жизнь и мнения Тристана Шенди» он впервые использовал слово «hobby» для обозначения увлечений героев: у каждого из них был свой «конек» (интерес, излюбленные темы для разговоров, поведенческие моменты).

Стерн сравнивает хобби с резвой лошадкой, уносящей прочь от действительности, и называет ее «полезнейшим в мире животным».

Хобби – это разновидность деятельности человека, которой занимаются на досуге, любимое занятие для себя.

Конечно, не все относились к этому как к чему-то жизненно необходимому, подобно Стерну. Здесь изначально присутствовала (и осталась по сей день) доля иронии: мол, несерьезное это занятие, все равно что скакать на деревянной палочке.

Однако «карусельная лошадка» прискакала в Россию и успешно прижилась.

Шаг 6. Определение веса

Следующий шаг в планировании проекта — это определение веса. Этот этап даст понимание о реализме модели и насколько она жизненна. Я рекомендую Вам составить таблицу, чтобы быстро перебрать возможные варианты конструкции (например, такую, как моя таблица «Расчёта веса»).

Во-первых, начните перечислять компоненты, которые входят в вес самолёта, например, сервоприводы и приемники. Потом оцените полный вес самолёта, и разложите его по частям на вес крыла, хвоста, фюзеляжа, шасси и системы питания. На данном этапе будет видно, сколько потребуется питания для модели и какой у неё будет вес. Если вес самолёта окажется избыточным, то увеличится площадь крыла, а конструкцию самолёта нужно будет пересматривать. В дополнение на этом этапе нужно будет оценить, насколько быстро модель будет набирать взлетную скорость. Для этого используйте уравнение подъемной силы, приведенное на рисунке и в таблице, и подставьте в него значения аэродинамического коэффициента максимальное для вашего профиля, либо консервативное значение равное 1,1.

Авиамоделизм и время

Что мы делали в 1988 году, когда я пришёл в кружок в четвёртом классе, и что мы делаем сейчас — сами модели совершенно не изменились. Изменился технологический подход. Сейчас для черчения используется компьютер, программа «Компас», для изготовления деталей — фрезерные станки с ЧПУ, станки лазерной резки, 3D-принтеры. Современному ребёнку гораздо интереснее делать модель с использованием его любимого гаджета, чем просто орудовать лобзиком.  

Несмотря на это, первые модели всё равно делаются вручную, чтобы освоить инструмент. И нитками придётся научиться сматывать — без этого никуда.

Так выглядит полёт кордовой модели самолёта, если на неё установить камеру GoPro (ВНИМАНИЕ! Сделайте звук потише)

Не думаю, что авиамоделизм в обозримом будущем ждёт упадок: наоборот, люди рвутся в воздух, хотят летать, хотят смотреть с высоты птичьего полёта. Взять развитие тех же дронов. Знаю выходцев из авиамодельных кружков, которые потом успешно занимались аэрофотосъёмкой с беспилотных аппаратов. Авиамодельный спорт тоже не исчезнет, потому что, слышал такую хорошую фразу, инженер рождается там, где есть ограничения. 

О чувстве материала

Я сам — выходец из авиамодельного кружка, сейчас являюсь членом сборной Свердловской области по кордовым гоночным моделям. И я помню, почему пришёл в этот кружок: мне хотелось самому делать себе самолёты, чтобы играть.

У современных детей слишком много игрушек и гаджетов, чтобы у них появилось подобное желание. Мало того, сейчас компьютерные программы позволяют создать не только виртуальную модель самолёта, но и смоделировать среду (задать параметры ветра и так далее), и прямо на компьютере проверить, как эта модель в данной среде себя ведёт. И лобзиком работать не надо, и на самолёте полетал.

Но я уверен: только физическая модель, сделанная своими руками, может быть шагом к инженерии. Потому что именно так приходит понимание, как работают с материалами.

Ребёнок должен понимать, как из какого-то бревна в конце концов получается действующая летающая модель.

Конструктор «Лего» тоже такого опыта не даёт. Во-первых, на кубиках невозможно изучать такие вещи, как прочность и жёсткость конструкций, невозможно учиться работать с чертежами. Во-вторых, любая модель «Лего» собирается за одно-два занятия. Да, ты можешь ещё писать программу, но физически модель будет готова — и это обманчивая лёгкость, далёкая от работы в реальных условиях.

Для детей, растущих со смартфоном в руках, технический кружок становится чуть ли не единственным местом, где можно научиться пользоваться молотком. 

Шаг 3. Технология изготовления

Для изготовления используется такой материал, как стеклопластик, кевлар, либо стекловолокно. Позволяет делать очень легкие и прочные авиационные конструкции. Основной недостаток таких конструкции – это стоимость и время, требуемое для изготовления. Кроме того, эта технология требует специализированных инструментов и производственных процедур для создания форм и отливок деталей. Кроме того, такие материалы могут вызывать радиопомехи, которые могут поставить под вопросом использование даже 2,4 МГц передатчиков.

Обработка дерева требует применение стандартного набора инструментов для создания летательного аппарата. Трудоемкость может быть снижена благодаря простоте и легкости работы с деревом. Кроме того, поскольку эта технология является широко распространенной, то и информации на её счет легкодоступна.

Самолёт из пенопласта прочный и быстрый в постройке, однако, чаще всего самолёты тяжелее обычных аналогов, поскольку пена требует дополнительных усилений для того, чтобы противостоять летным нагрузкам.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий