Выбираем недорогую лодку ПВХ к летнему сезону

История

Средства для передвижения по воде создавались людьми и в самые отдаленные времена, причем выполнялись они из тех материалов, которые на тот момент человек мог обработать и приспособить. Самые простейшие лодки изготавливали из тростника или папируса, совершая плавание на них не только по рекам и озерам, но при наличии паруса и по морям. Позднее люди научились выдалбливать плавучие средства из ствола дерева, используя для этого дуб или ливанский кедр. Изготавливали их и из надутых воздухом шкур животных, и из кожи на костяном или деревянном каркасе. Основным условием для лодки тех времен была ее способность не тонуть. И только несколько веков спустя люди стали приспосабливать плавучие средства для рыбалки.

Эволюция таких лодок также развивалась в зависимости от материалов, которые человек научился обрабатывать в то или иное время. Конструкция плавучих средств становилась сложнее, а для их постройки применялись более усовершенствованные материалы. Долбленые и сколоченные из досок лодки сменили скрепленные между собой баллоны, накачанные воздухом. Именно они стали прототипом надувных конструкций, которые совершили настоящий переворот в маломерной рыболовной отрасли. Конечно, те далекие предки кардинально отличались от современных лодок из ПВХ: сегодня эта продукция значительно привлекательнее по внешнему виду, имеет лучшие эксплуатационные качества и гораздо надежнее.

С середины XX-го века началось массовое производство металлических лодок, и любители рыбной ловли смогли приобретать в свое пользование пусть небольшое, но настоящее судно, которое наилучшим образом было приспособлено для удачной рыбалки. 

Открытие материалов из полимера привело к тому, что на поток был поставлен выпуск пластиковых лодок. Позже в продаже появились специальные маломерные суда, которые оснащались приспособлениями, необходимыми для рыбалки: устанавливались отдельные рундуки для складирования пойманной рыбы и перевозки, хранения живцов, а также крепления для снастей.

Большой выбор надувных лодок ПВХ в Москве тут.

Особенности конструкции

Строение надувной лодки

По бокам (бортам) большинства лодок имеются уключины для вёсел, что позволяет совершать медленные (или бесшумные) перемещения, а также двигаться в случае отказа мотора.

Место крепления мотора к лодке — транец — представляет из себя плоскую вертикальную стенку (борт) толщиной 1—3 см в задней части (корме) судна, высотой около 30—50 см над поверхностью воды и 10—20 см под водой. Ширина транца в зависимости от класса и ширины судна составляет от 30—50 см до 1 метра, на широкий транец большой лодки можно установить одновременно два мотора (соединив их тягами для синхронного управления или управляя одновременно правой и левой руками). Возле транца справа и слева предусмотрены сиденья для водителя (рулевого). На больших лодках дистанционное управление может быть выведено в переднюю часть судна.

Лодочный мотор «надевается» сверху скобами крепления на транц и закрепляется (прижимается) винтами аналогично струбцине. Размеры моторов (по крайней мере одного класса мощности) и их управление практически стандартизованы, так что большинство лодок и моторов совместимы.

Комплектация лодки ПВХ 

На какие части и элементы комплектации лодки ПВХ следует обратить внимание. Состояние материала, из которого изготовлена лодка.

Так, ТУ всех производителей не допускаются:

  • сквозные трещины на ткани или их ремонт;
  • отслоение заделочных лент или деталей лодки;
  • перекос бортов лодки в горизонтальной плоскости более чем на 45 мм.

Есть ряд ограничений на наплыв клея из-под заделочных лент и наклеенных деталей на участке длиной 100 мм. В зависимости от места приклейки ширина видимой клеевой полосы может быть от 2 до 5 мм.

Так же допускаются видимые на ткани небольшие пометки карандашом.

Все эти требования прописаны в ТУ на лодки из ПВХ. Осматриваем банки. Фанера, из которой они изготовлены, не должна иметь видимых расслоений, вздутий и заусенцев по краям. На нижней поверхности банки осматриваем состояние элемента системы крепления «ликтросликпаз». На нем не должно быть трещин и сколов. При использовании иных систем крепления банок в лодке осматриваем крепления банок на баллоне. Они должны быть качественно приклеены по всей поверхности соприкосновения и не иметь видимых дефектов.

Устройство крепления банки к баллону — один из ответственных элементов, от надежности которого зависит ваша безопасность.

Продолжаем осмотр состояния и качество приклейки элементов фурнитуры лодки ПВХ:

  • оцениваем состояние и качество приклейки рым-рукоятки; на нее подчас может быть приложено значительное усилие, например при буксировке или при якорной стоянке на волне;
  • состояние и качество приклеек ручек из ПВХ, служащих для переноски лодки и удержания экипажа;
  • осматриваем рымы, несущие леерное ограждение, они не должны иметь трещин и надрывов;
  • состояние плетения леерного фала; может быть фал несколько расплетен или закреплен на рымах так туго, что даже деформирует баллон лодки, хотя он должен несколько провисать;
  • целостность защелок весла, устройства, отлитого из ПВХ, позволяющего крепить весла по-походному, вдоль борта.

Смотрим на состояние весел:

  • рукоятки должны быть без трещин и не должны проворачиваться на весле;
  • весло должно собираться с некоторым напряжением, не допускающим люфта в месте сборки;
  • лопасть весла должна быть надежно закреплена на весле и не иметь трещин в точке крепления;
  • и самое главное — состояние уключин. 

Обращаем внимание на качество фанеры, из которой изготовлены рейки настила. К слову, большинством отечественных производителей применяется водостойкая фанера, она не боится ни пресной, ни соленой воды (ГОСТ 3916.1–96) У нее должна быть нескользящей верхняя часть и гладкой — внутренняя, обращенная к днищу.

На обеих поверхностях должен отсутствовать «непроклей» слоев.

Продолжаем, перевернув лодку ПВХ вверх килем. Днище должно быть равномерно натянуто и не иметь сборок по линии приклеивания к баллону. Завершаем осмотр комплектующими — помпой, шлангом и переходником. Все должно подходить к клапанам лодки ПВХ. Если подобных дефектов вы не выявили, то лодку можно собирать. Советую максимально внимательно посмотреть и запомнить алгоритм упаковки лодки консультантами — это одна из составных частей ее долгой и без аварийной эксплуатации.

Цвет

Какой лучше выбрать цвет для рыбалки? 

Вопрос «какую лодку выбрать» касается не только технической стороны, но и визуальной.

Для рыбалки это очень важно. Если ваша модель окрашена в кислотные цвета и смотрится как спасательный плот, о ловле осторожных хищников, таких как судак, можно забыть.

К вызывающе ярким объектам подозрительная рыба просто не захочет приближаться. Именно поэтому во время рыбалки нужно оставаться максимально неприметным, скрытным. В камышах и зарослях лучшим вариантом будет камуфляжный окрас. А если вы ловите воду на открытой воде, то хорошо будут работать оттенки синего и зеленого. Из-под воды они практически не видны.

ПВХ высокой плотности

Плотность надежно сваренного ПВХ составляет 900 единиц, что дает возможность рыбачить в самых густых зарослях и не опасаться случайного столкновения с топляком и донным коряжником.

Устройство лодки ПВХ

В устройство лодки ПВХ входят следующие элементы:

1. Баллоны

Каждый баллон представляет собой полую ячейку. После того, как ее накачивают воздухом, она удерживает лодку на воде. Баллоны оборудуют клапанами, которые позволяют регулировать давление и стравливать лишнее.

2. Днище

Различают несколько типов днища лодок ПВХ. Классика — простое в сборке надувное днище, которое до сих пор можно встретить в старых моделях. Но если раньше деваться особенно было некуда, то сегодня такие варианты выбирают редко, потому что они ломаются, трескаются и быстро стираются. Кстати, сейчас производители усовершенствовали старую технологию, а надувные днища превратились в технологичные air deck — модели, подходящие тем, кому важны простая сборка и компактность.

Другой тип — реечное днище — чаще всего используют в малых и средних лодках, для навигации по спокойным и не очень глубоким водоемам. Они легкие и простые в использовании, но материал требует более тщательного ухода, чем надувное днище.

Третья модель настила — жесткое днище — делится на несколько подвидов в зависимости от жесткости, но независимо от этого их устанавливают в больших лодках длиной от трех метров. Эти и без того прочные днища иногда дополнительно усиливают, что позволяет не просто стоять в лодке, но и ходить во время ее движения без риска упасть за борт. Рыбачить в лодках с таким днищем можно даже на волнах, но за особую устойчивость приходится платить приличным весом и регулярным уходом.

3. Киль

Чтобы улучшить рабочие характеристики и повысить управляемость, в лодки устанавливают киль. Максимально стабильными и надежными считаются жесткие кили. Они помогают сохранить курс даже при сильном ветре и прекрасно держат судно на поворотах. Надувные модели по сравнению с ними более упругие и легкие, благодаря чему заметно улучшают ходовые характеристики лодок.

4. Банки

Банкой называют деревянную планку, которая торцами крепится к бортам судна. Фиксируется крепление гибкими петлями или пазами и бывает двух типов: жесткое и плавающее. У последнего есть продольные направляющие, которые помогают перемещать сидение в любое удобное место.

5. Пластина крепления мотора (транец) 

Стационарный транец, на который крепится мотор, устанавливают на корме судна еще при склейке. Высоту его обычно не регулируют, а мотор подбирают по общей высоте транца.

Приобретая лодку с таким транцем, особенное внимание стоит уделить углу наклона — он должен составлять 4-6 градусов, чтобы нога двигателя оптимально погружалась в воду. Также во время использования лодки старайтесь, чтобы нога двигателя не билась о камни или дно — из-за этого транец может просто вырвать из судна, а корпус лодки разрушится.

В зависимости от рекомендованной мощности мотора толщина транца может варьироваться от 12 до 30 мм.

Подвесные транцы больше подойдут для маломощных двигателей до 3,5 л.с. Транец должен быть шероховатым (чтобы двигатель лучше зафиксировался), устойчивым к механическим повреждениям и влагостойким.

6. Двигатель

Если вам нужна лодка для рыбалки в тихих водах узкой реки или небольшого озера, необходимости в двигателе нет. Во всех остальных случаях выбирайте мощность двигателя (она достигает 30 л.с.) в зависимости от того, как вы будете использовать судно. Для рыбалки и охоты достаточно двигателя максимум на 10 л.с., для морского троллинга — 15 л.с., а все, что выше, подойдет уже для морских аттракционов.

7. Весла с уключинами

В идеале весла у всех лодок должны идти в комплекте. Вам ведь надо как-то управлять судном и аккуратно приближаться к намеченным точкам? И лучше не тратить лишнее время на поиски подходящих весел. Это основная движущая сила, когда нет мотора. (Но даже если в вашей лодке установлен мотор, все равно положите весла на всякий случай). Уключины, куда устанавливаются весла, также должны быть на всех лодках ПВХ. Исключение составляют разве что судна с гребками и байдарочным веслом.

8. Клапана

Через клапана, установленные на баллонах, лодка накачивается и сдувается. В современных моделях за это отвечают два отдельных положения: достаточно повернуть сердцевину в нужную сторону. На премиальные лодки ставят также защитные клапана, которые стравливают из баллона лишнее давление. Это гарантирует вам, что швы не разойдутся в самый неподходящий момент, а надувной отсек не взорвется.

9. Леерный пояс

Благодаря леерному поясу лодку можно переносить в любое место, на него можно привязывать все, что вам заблагорассудится, но главная его ответственность — ваша безопасность. Он обхватывает судно вокруг наружной стороны баллонов, к нему можно карабином пристегнуть пассажиров. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий