Витражи в интерьере, эскизы витражных картин

Виды витражных технологий

В мире существует большое количество витражных технологий. Каждая из них имеет свои особенности. Но всех их объединяет одна цель — они играют роль декоративной отделки. Витраж один из самых древних способов декорирования. В давние времена техника использовалась в украшении соборов и храмов. Особенной популярностью в то время пользовался английский витражный стиль. Сейчас предметы витража можно встретить в интерьере любой квартиры.

Самые популярные виды витражей:

  • классический витраж;
  • техника Тиффани;
  • Фьюзинг;
  • пескоструй;
  • расписной витраж;
  • пленочный;
  • фотопечать;
  • фацентный витраж;
  • матирование стекла;
  • 3 D витраж;
  • литой;
  • заливной;
  • комбинированный.

Каждая технология сложна в выполнении по-своему. Самой востребованной технологией ручной работы является заливной витраж. Украшение по данной технологии, можно исполнить самостоятельно в домашних условиях. Данную технику можно спутать с росписью стекла, но эти две техники имеют значительное отличие. А именно заливной витраж имеет рельефный контур.

Мастер класс по росписи витражными красками

Готовим краски

У начинающих «народных умельцев» большей популярностью пользуются акриловые составы (на водной основе). Почему? Во-первых, они легко смываются, поэтому несложно что-то исправить, переделать. Во-вторых, отсутствие запаха. Ведь работа с «синтетикой» требует и соответствующих условий, в первую очередь, качественного проветривания

Это тем более важно в случаях, когда в помещении находятся малыши. В-третьих, их легко перемешивать, добиваясь любого оттенка и консистенции «раствора»

При покупке нужно посмотреть на специфику применения состава. Это должна быть краска именно для керамики или стекла. Плюс – на дату изготовления. С «подсохшей» продукцией работать будет сложнее.

Лак

Его применение – на усмотрение мастера. Но все-таки лучше таким составом (бесцветным) рисунок покрыть. Он не только придаст ему своеобразный блеск, но и защитит от жидкостей, которые могут просто растворить краску и испортить роспись.

Кисти

Ассортимент этих изделий достаточно большой. Для работы с акриловыми составами следует пользоваться мягкими кистями с ворсинками из искусственных материалов. Так как придется не только наносить краски на определенные участки, но и прорисовывать различные линии, то кисточек желательно иметь несколько, разной толщины.

Тюбики с контурами

Зачем они нужны? Такими составами обрисовываются контуры отдельных участков, так как различные по цвету краски нужно разделять, чтобы не допустить наплывов на «границе» из-за их частичного перемешивания. Кроме того, можно дополнительно оттенять отдельные зоны рисунка, более четко прорисовывая линии.

Такие составы известны и под другими названиями – «паста контурная», «аутлайнер» и ряд иных. Но смысл их использования понятен, поэтому ясно, что спрашивать в точке продажи. А выбор цвета – золотой, черный и так далее – зависит от общей композиции, следовательно, какой-либо рекомендации по данному вопросу быть не может. Это – на усмотрение «художника».

Порядок работы

Особых сложностей в рисовании нет, тем более что каждый из нас в детстве в той или иной мере «приобщался к искусству». Кто-то наносил рисунок карандашом на бумагу, а кому-то нравились мел и забор. Но есть некоторые нюансы росписи.

  • Независимо от материала основы, перед началом работы она должна быть обезжирена.
  • Сначала делается эскиз будущей композиции, для чего на сухую поверхность «накладывается» ее контур. Тем самым очерчиваются границы участков, которые будут окрашены каждый в свой цвет.
  • Нанесение краски. С первого раза может и не получиться, так как нужно буквально «чувствовать» оптимальную толщину слоя. Слишком тонко – после просыхания появятся разводы, пятна, поверхность будет иметь неоднородный оттенок. Слишком густо – краски с соседних участков «перейдут границу» и перемешаются. Но с опытом придет и понимание, сколько краски нужно брать кисточкой.
  • Просушка. Можно, конечно, этот процесс ускорить, используя фен или любой обогревательный прибор. Но более качественное покрытие получается, если сушка происходит естественным образом. Искусственное ускорение может привести к растрескиванию нанесенного слоя, даже потемнению отдельных участков, если термическое воздействие получится избыточным.
  • Покрытие лаком.

Это лишь общий алгоритм действий, который следует знать начинающему мастеру. Особенностей росписи много, и со временем этим искусством, при желании и усердии, сможет овладеть каждый.

Полезные советы

  • На приобретении красящих составов можно сэкономить, если покупать не отдельные баночки с красками разных цветов, а набор с интересующими нас оттенками.
  • Рисунок не должен контактировать с пищей, напитками, а краска не должна попадать в ротовую полость. Если, к примеру, роспись делается на чашке, то от ее верхнего среза минимальный отступ – 1,5 см.

Классификация, разновидности витражей

Признак

Варианты
Временной период

Специального временного деления для витражных конструкций не существует, используют общую для всего стиля классификацию, в национальных традициях разных стран названия могут отличаться. Наиболее распространённой является французская периодизация:

  1. Ранняя готика. Технологии были в значительной степен заимствованы в предыдущей романской традиции. Отличие заключалось в больших размерах окон. Витражи состоят из множества сюжетных сцен.
  2. Зрелая или лучистая(в английской традиции называется «»). Окна с более сложной прорисовкой, акцент в витраже делается на один сюжет или изображение.
  3. Поздний период – пламенеющая или пламенная готика. Витражные рисунке в большей степени выглядят, как сложная художественная роспись по стеклу.
  4. Период готического возрождения XIX века.Появляется много витражей на светскую тему в жилых и общественных зданиях, которые изготавливаются с учётом современных (для 19 в.) технологий.
  5. Неоготика XX века. Современный витражи на разнообразную тему, зачастую отражают веяния моды времени, например, с авангардными сюжетами.
Национальные направления
  1. Французская готика считается эталоном стиля, так как именно во Франции зародился стиль и было наиболее развито витражное искусство.
  2. Английская готика изначально копировала французский стиль, но со временем появилось множество собственных уникальных элементов.
  3. Немецкий готический стиль(поздняя готика).  На месте современной Германии существовало множество автономных княжеств, поэтому «немецкая традиция» – это условное название, объединяющее несколько направлений. Также, этот стиль иногда называют международным, так как мастера по стеклу работали во многих странах одновременно, поэтому нельзя однозначно отнести их работы к какой-то конкретной школе. В целом, направление характеризуется глубокой прорисовкой рисунка с большим количеством оттенков, такие витражи больше напоминают произведения станковой живописи.
Тема витража

Большая часть изображений посвящена библейской тематике.

  1. Витражи, посвящённые какому-либо христианскому святому.
  2. Сложный сюжет на библейскую тему, например, группа иллюстраций к одной из книг Библии.
  3. Светская тематика, связанная с политической историей, историей правителей страны или историей города. Характерна для позднего периода и неоготики.
  4. Орнаментальный витраж без сюжета

Также, есть специфические изображения, как например, медальоны, посвящённые меценатам, на пожертвования которых изготовлен витраж.

По форме оконного проёма
  1. Классическое стрельчатое окно.
  2. Круглое окно-роза. Готическая розетка – обязательный элемент каждого французского собора, такой витраж является, как правило, центральным элементом фасада и интерьера. В английской традиции розы почти не использовались.
  3. Сплошное остекление. Вся стена оформляется рядом больших витражных окон. Например, Капелла Сант-Шапель во Франции.
Стиль оконных переплётов

Так как ранняя технология производства витражей изначально не позволяла делать полотна большой площади, оконную раму делили на части каменными стойками, так называемыми «». Очень быстро они стали неотъемлемой частью декора окна и украшались декоративным орнаментом «масверк».

Стиль орнамента со временем всё более и более усложнялся. Их также делят на ранний, зрелый и поздний. Самый сложный орнамент – поздний, украшения окна напоминают языки пламени, поэтому стиль называется «пламенеющим».

Кроме того, мастера витражисты знают множество специфических техник изготовления готических витражей. Так как стиль развивался несколько столетий подряд, технологии постоянно совершенствовались. Однако, такая классификация интересна только профессиональным мастерам, и эта тема выходит за рамки нашей обзорной статьи.

Фацетные витражи

Фацетные витражи представляют собой оптимальную технику в случае, когда необходимо подчеркнуть особенность в архитектуре интерьера, а также определенный уровень достатка и жизни его хозяев. Уникальная способность подобного декора преломлять особым образом как естественный, так и искусственный свет, образует эффектное сияние, подобное драгоценным камням, таким, как бриллиант. Технология  создания фацетного витража соотносима с классической. Отличие заключается лишь в том, что все или несколько элементов стеклянной картины обрабатываются специальным образом в несколько этапов:

  • сначала при помощи специального станка под определенным углом со стеклянной поверхности срезается кромка;
  • далее она шлифуется, в результате чего становится матовой и не пропускающей свет;
  • заключительный этап – полировка, с помощью которой деталь делается полностью прозрачной.

Для создания витражей с фацетами обычно применяются полированные пластины стекла, имеющую толщину от 5 до 25 мм разной формы, размера и угла огранки. При возникшей необходимости усиления эффекта преломления лучей снимается более широкая фаска, для чего требуется стекло, имеющую большую толщину, что приводит к увеличению веса витража. Добросовестность обработки элементов и точность сборки обеспечивают длительный срок службы изделия. Также фацетный витраж может быть выполнен с помощью страз – стеклянных объемных элементов, имеющих огранку. Подобный декор предназначен для украшения любой поверхности из стекла. Закрепляются стразы при помощи специального УФ-клея. В результате этого изделие обладает наибольшей прочностью и небольшим весом.

Главные преимущества фацетных витражей – прочность конструкции, необычные визуальные эффекты, а также долговечность.

Разбираем простое изготовление контурного витража на стекле

Это один из самых простых способов, который часто применим в домашних условиях. Практически в каждом магазине для творчества сейчас просто найти специальные контуры для стекла, которые избавят вас от работы с проволокой, как это встречалось раньше. Также существуют специальные трафареты для изображений различной тематики. Их продают, как в магазинах, так и существует возможность скачать их в интернете.

  1. Для начала работы положите под предварительно очищенное и обезжиренное стекло лист с рисунком.
  2. обведите силуэты контуром, при необходимости сделайте это разными цветами.
  3. После просыхания контура залейте каждый элемент красками, сделать это поможет аэрозольный баллончик или простая кисть, все зависит от размера изготавливаемого вами витража.
  4. Не следует торопиться при заливке, желательно дать просохнуть краске соседнего элемента.

Вот витраж и готов! Полюбуйтесь результатом! Получилось довольно быстро и просто. Данная техника создания подойдет для работы вместе с детьми.

Создание пленочного витража также не отнимет у вас много сил, большую часть времени будет потрачена на вырезание изображения из пленки. Работа довольно кропотливая, но стоит усилий. Этот вариант наиболее бюджетный в исполнении, стоит отметить, что профессионалы могут создать такой витраж почти что в любой стилистике, выглядеть он будет аналогично подлинному витражу и точно также красиво. Преимуществом данного витража является применение цельного листового стекла, что очень удобно и безопасно в использовании.

  1. В данном методе создания витража контур выполнен свинцовой лентой той же техникой, что и в заливном витраже.
  2. На обратную сторону стекла наносим пленочное покрытие, а не краску, как в предыдущей работе.
  3. Проложим еще одну ленту по приклеенному покрытию.
  4. Стыки следует пропаять паяльником.

В итоге получим двусторонний пленочный витраж.

Витраж Тиффани:

  • Витраж Тиффани – это необыкновенной красоты полотно, созданное из цветных стеклышек. Невозможно не любоваться игрой света на разноцветных стеклах, помещение будто погружается в волшебную сказку и все вокруг оживает. Витражи снова возвращаются в моду, теперь их можно встретить, как в классическом исполнении, размещенные в окнах, так и в более интересном виде, например, в дверях, на потолке и даже стенах. Ими украшают предметы мебели и декора, например, картины из стекла перестали быть редкостью и диковинкой.
  • Витраж Тиффани можно создать в домашних условиях. Изготовление не потребует дорогостоящего оборудования. В основу методики Тиффани легло создание композиций из кусочков цветных стекол, которые соединяют между собой с помощью медной ленты с клеящим слоем и припоя.
  • Этот витраж наиболее сложен в исполнении. Он сочетает в себе вместе элементы пленочного и заливного витража. В видео в конце статьи представлен полный мастер-класс по его изготовлению. Если кратко описать технологию витража Тиффани, то она заключается в наклеивании маленьких кусочков стекла, предварительно вырезанных с помощью трафарета и самостоятельно раскрашенных. Процесс изготовления по данной технике крайне трудоемкий, работа требует колоссальной усидчивости и огромной внимательности. Результат готового изделия потрясет вас своей красотой, такой витраж будет выглядеть очень дорого и изысканно, а также придаст вашему дому необычайное очарование и шарм.

Преамбула

В Средние века простое стекло, не говоря уже о цветном, было дорогим товаром. Даже обычный человек не мог себе его позволить, предпочитая оформлять дома деревянными ставнями. Сам же витраж являлся религиозным по своей природе. Особенной популярностью пользовались геометрические узоры, которые рассматривались как представление о совершенстве Бога. Да и такое стекло сильно преобразовывало святое место, создавая уникальную атмосферу.

Сегодня витражи — просто красивое украшение, которое можно встретить в любом светском доме. Правильные инструменты и материалы, терпение и желание помогут самостоятельно создать уникальное цветное стекло.

Пошаговая инструкция

Когда материалы подготовлены, нужно ознакомиться с подробной инструкцией, как нарисовать витраж.

  1. Первоначально обезжиривается поверхность с помощью моющего средства, спирта или ацетона. Это необходимо для того, чтобы краска лучше легла на поверхность.
  2. Трафарет подкладывается под основу для росписи, рисунок переносится маркером.
  3. От центра к краям равномерно, безотрывно, наносится контур. Затем дается время на высыхание, которое указано на тюбике.
  4. После производится поэтапная заливка фрагментов от центра двигаясь к краям рисунка. Сначала заливаются детали одного цвета, потом другого и так далее.
  5. Когда цветные детали готовы, осуществляется заливка фона между ними. Для этого лучше использовать быстросохнущий лак.
  6. Теперь остаётся только ждать полного высыхания, которое также указывается на упаковке.
  7. Затем рисунок покрывается бесцветным лаком для закрепления и упрощения ухода за изделием.

Выбор витража

Рассматриваемый вид декора представлен на рынке не только разнообразными видами – витражи даже выполняют в разной технике. Наиболее распространенными из них считаются:

  1. Пленочный витраж – его сможет выполнить даже неопытный человек, без какого-либо художественного образования. Рисовать и придумывать какие-то изображения при использовании пленочных витражей не понадобится – достаточно лишь оклеить отделочным материалом стекла. Наклеивается такая «витражная пленка» по принципу тонировочной пленки на автомобили – стекло зачищается от грязи и жира, с пленочного витража снимается защитный слой, одним точным движением наносится подготовленная пленка на очищенное стекло, все тщательно разглаживается/распрямляется.

  1. Стеклянная мозаика – тут тоже все достаточно просто. Сначала выполняются разноцветные фрагменты из закаленного стекла, а затем все собирается в задуманную композицию. Отлично мозаика подходит для оформления оконных и потолочных витражей – изображение получится визуально более объемным.

  1. Витраж в стиле «фьюзинг» — сложное производство такого типа витража делает его дорогостоящим товаром. Сначала на стеклянную поверхность наносится рисунок, затем на него выкладываются небольшие фрагменты стекла в точном соответствии с уже исполненным цветовым решением, потом полотно кладется в печь для запекания.

  1. Технология Тиффани – это классика выполнения витражных стекол. Суть изготовления: изготавливаются небольшие стеклянные фрагменты нужной формы и цвета, затем они собираются в единую композицию, где все фрагменты между собой скреплены с помощью медной фольги.

  1. Травленый витраж – производство таких элементов декора подвластно только специалистам. Суть в следующем: на стекле с помощью специальной кислоты наносятся глубокие контуры будущего изображения, эти линии просто выжигаются агрессивным веществом.

  1. Псевдо-витраж – его еще называются расписным, считается самым простым и незатейливым украшением помещения. Все просто – на стекло просто наносится изображение обычными красками. В магазинах имеются в продаже даже специальные трафареты – с ними расписать стекло под витраж сможет и далекий от изобразительного искусства человек.

Достоинства и недостатки витражей

Декоративная композиция из стекла привлечет внимание профессионалов и простых обывателей. Яркие краски, преломленные солнечные лучи, стильный либо классический рисунок заставит задержать взгляд на стеклянной мозаике. Однако, цветные панно имеют как достоинства, так и недостатки

Однако, цветные панно имеют как достоинства, так и недостатки.

Витражи в интерьере станут средством визуального расширения пространства.

Достоинства витражей:

  1. Цветная мозаика придает эстетичный вид помещению внутри и снаружи.
  2. Витражи устойчивы к коррозии и не промерзают.
  3. Если мозаика состоит из отдельных фрагментов, их при необходимости можно заменить.
  4. Яркое панно, установленное в оконном проеме, заменяет шторы и гардины и зрительно увеличивает объем помещения.
  5. Мозаики не горят и не плавятся, то есть, пожаробезопасные.
  6. Такой вид остекления признан экологически чистым.
  7. С помощью витража неприглядному зданию можно придать современный, нестандартный образ.
  8. И самое главное: созданный своими руками витраж подчеркивает индивидуальность жилища и художественный вкус хозяина.

Изначально витраж представлял собой тщательно подобранные кусочки стекла, соединенные между собой металлическими перегородками.

Однако, у декоративного панно есть и недостатки. Правда, их намного меньше.

  • Мозаика, выполненная акриловыми красками, требует специальной термообработки.
  • Витраж хрупкий, как любое стекло.
  • При остеклении больших площадей (здание офиса), нужно учитывать устойчивость к ветровым нагрузкам и сейсмоактивность района.
  • Сферические формы мозаики не прочные.
  • В сборных витражах невысокий процент прочности. Для больших площадей лучше применять пленочные или заливные панно.

Вариантом классического витража называют стиль Тиффани.

Область применения каждой витражной техники в отдельности

Витражная техникаСфера применения
Классическаяокна, потолки, ниши, перегородки, картины (панно)
Тиффаниокна, зеркала, ниши, картины (панно), светильники, изделия
Фьюзингпотолки, ниши, на кухне, изделия, зеркала, светильники
Расписнаядвери, перегородки, ниши, шкафы-купе, светильники, картины (панно), зеркала, экраны для батарей
Пескоструйокна, двери, перегородки, шкафы-купе, на кухне, мебель, зеркала, экраны для батарей
Пленочнаядвери, перегородки, ниши, шкафы-купе, картины (панно)
Фотопечатьокна, потолки, двери, перегородки, ниши, шкафы-купе, картины (панно), экраны для батарей
Фацетнаяокна, двери, перегородки, шкафы-купе, зеркала, на кухне, мебель
Заливнаяперегородки, двери, зеркала, картины (панно), потолки, ниши, мебель
Травлениедвери, перегородки, окна, шкафы-купе, зеркала
3D-витражиокна, двери, перегородки
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий