Резьба по кости – искусство, стили и их особенности, выбор материала для работы начинающим мастерам

Хотьковский промысел

Самые знаменитые династии хотьковских (Сергиево-Посадский район Московской области) резчиков насчитывают по нескольку веков творчества. Начав когда-то работать с древесиной, мастера прошлого впитали нарождающиеся традиции резьбы по кости Холмогор.

Увлеченность техникой ажурной резьбы создала хотьковцам славу непревзойденных умельцев сотворения многослойных композиций. Затейливый растительный орнамент, «травки», цветы, переплетения облиственных ветвей как нельзя лучше удаются хотьковским мастерам.

В ремесленные традиции Хотьково плотно вошла искусная обработка кости для резьбы икон, панагий, наперсных крестов. Цветовые различия в слоях кости позволяют художникам придавать зримую объемность вырезаемым изображениям. Логическим итогом творческих исканий хотьковцев стало создание «экранов» — скульптурных композиций с фигурной группой на первом плане и резным рельефным фоном.

Предварительная обработка

  • Распиловка заключается в правильном раскрое сырья на отдельные части без трещин и других дефектов.
    Ее можно производить вручную лучковой пилой, предварительно зажав кость в тисках, сделав метку на месте распила трехгранным напильником. В условиях большого производства это делается на круглопильном станке (за 8 часов распиливается до 80 кг кости).
  • Шлифование необходимо для выравнивания поверхности изделия и снятия царапин шлифовальной шкуркой с различной величиной зерна вручную и механически. Циклей выполняется выравнивание плоскости, совсем мелкие царапины снимают на шлифовальном станке пемзой, разведенной до густоты сметаны.
  • Отбеливание производится для устранения различных дефектов: желтизны, пятен и др. При изготовлении изделий из рога отбеливание считается излишним. Изделия из животной кости подвергаются отбеливанию для более полного обезжиривания.

    Используется 2-3%-ный водный раствор каустической соды, который вместе с изделием доводится до кипения и затем в течение 20-30 минут выдерживается при температуре +70-80°С. Можно отбеливать известью, для чего кость закладывают в емкость, пересыпая слоями извести (толщиной 5 см), выдерживают 12-36 часов. Также отбеливать можно 30%-ным раствором перекиси водорода (пергидролем), который вместе с опущенной в него костью доводится до кипения. Процесс продолжается в остывающем растворе еще 5-20 минут. После отбеливания изделия тщательно промывают теплой водой и сушат на деревянных лотках при комнатной температуре.

  • Склеивание используется при оклеивании бытовых предметов костью, при сборке отдельных частей изделия. Наилучшие результаты при склеивании кости дают рыбий клей, БФ-2, БФ-4, ПВА.

Бивень мамонта

Работа с костью требует твердой руки и верного глаза. Для тончайшего ажура и рельефа в доли миллиметра нужен ювелирный подхода, не терпящий промахов. Здесь также играет роль высокая стоимость бивня.

Бивень мамонта – материал невосполняемый и его цена будет только увеличиваться. Отсюда возникает природное желание – каждый, даже самый маленький кусочек пустить в дело. Раскрой бивня очень важная операция, над которой нужно крепко подумать, а если необходимо – применить специальные методы обследования.

Например, для резной миниатюры “Охота на медведя” пришлось обследовать кусок бивня на томографе в ЦКБ №5 г. Харькова. Томограф выдал карту расположения внутренних трещин бивня, что определило размеры и форму миниатюры.

История ремесла

Работа с костью прошла долгий исторический путь — именно резьба по кости стала одним из первых человеческих занятий. Со временем благодаря народному ремеслу люди стали получать не только инструменты: иглы, булавки, пуговицы, рукоятки орудия, наконечники, — изделия стали выполнять еще и декоративную функцию. Так, костяные предметы обихода стали украшать замысловатыми узорами и вырезами. Кроме того, появились украшения в виде нашейных ожерелий, браслетов, серег и колец, заколок. 

У каждого народа сохранились особые признаки костяной резьбы в виде уникальных мотивов. В России это холмогорская резьба по кости, исторически сформировавшаяся в Холмогорском районе Архангельской области. 

Традиции узорчатой резьбы в холмогорском стиле формировались на протяжении XVII-XVIII столетий. Основные признаки холмогорской резьбы заключаются в узорах, которыми она изобилует:

резной орнамент со сквозными отверстиями;

рельефные сюжетные композиции;

разноцветная гравировка элементов;

подкладывание цветной фольги под орнамент. 

Как правило, мастера используют мамонтовую или моржовую кость в качестве основы, но если нет возможности купить такие дорогостоящие материалы, применяются кости животных — коров или лошадей.

Рельефная резьба

Элементы данного вида резьбы с фоном изделия находятся на одном уровне или выше него. В основном, данной техникой изготавливаются все резные панно. Определяют несколько подвидов рельефной резьбы:

плоскорельефная резьба с подушечным фоном. Данный подвид, по сути, можно соотнести к контурной резьбе, но здесь все края бороздок заоваливаются и имеют разную степень крутизны. К примеру, со стороны рисунка более резко, а от стороны фона постепенно. Название резьбы пошло от того, что за счет заоваленных контуров фон выглядит как из множества подушек. Рисунок располагается с фоном на одном уровне.

Рельефную резьбу, вполне обоснованно, определяют, как один из самых трудозатратных видов декоративной обработки дерева. На готовых изделиях можно увидеть множество разнообразных орнаментов и изображений, от различных эмблем и гербов до растений и животных.

История появления хобби

Такой материал, как камень, люди начали использовать ещё в ранний период палеолита. Из прочного материала изготавливались орудия, копья, рабочие и режущие инструменты. С развитием человечества люди начали изучать и применять другие материалы: металл, древесина, кости. Но всё же полностью камень вытеснить из повседневной жизни не удалось. Что касается ручной каменной резьбы как хобби, то невозможно установить точный период зарождения. Основными центрами считаются Китай, Америка, Европа и Россия.

В начале периода средневековья (V век) камень использовали в основном для храмов, сокровищниц при замках, в монастырях. В X—XV вв. начали появляться мастерские с художественной резьбой по камню. В основном они работали на заказ для аристократов, купцов и других состоятельных господ. Ещё этот период знаменит началом изготовления чешской мозаики, которая не имеет по сей день аналогов.

В XV веке набирал популярность с помощью украшений, но не простых, а церковных. Мастерские активно начали делать сувениры, бусы, амулеты, чётки из мягких материалов.

Хотьковский промысел

Самые знаменитые династии хотьковских (Сергиево-Посадский район Московской области) резчиков насчитывают по нескольку веков творчества. Начав когда-то работать с древесиной, мастера прошлого впитали нарождающиеся традиции резьбы по кости Холмогор.

Увлеченность техникой ажурной резьбы создала хотьковцам славу непревзойденных умельцев сотворения многослойных композиций. Затейливый растительный орнамент, «травки», цветы, переплетения облиственных ветвей как нельзя лучше удаются хотьковским мастерам.

В ремесленные традиции Хотьково плотно вошла искусная обработка кости для резьбы икон, панагий, наперсных крестов. Цветовые различия в слоях кости позволяют художникам придавать зримую объемность вырезаемым изображениям. Логическим итогом творческих исканий хотьковцев стало создание «экранов» — скульптурных композиций с фигурной группой на первом плане и резным рельефным фоном.

Тобольские умельцы родом из Швеции и Польши

Зарождение тобольских костерезных промыслов документировано. Тобольская резьба по кости берет начало в 1721-м году, когда здесь были поселены пленные офицеры шведской армии. Получив возможность заниматься ремеслами, шведы принялись за изготовления точеных табакерок. Стильные вещицы мгновенно обрели популярность у местной аристократии, и скоро стали востребованными в столицах.

Примерно через сто лет в город были сосланы мятежные поляки. Ссыльные расширили ассортимент изделий костерезного промысла, начав вытачивать распятия, образа, фигурки Мадонны и Святого семейства. С тех пор рельефная резьба по кости стала визитной карточкой тобольских мастеров.

Гладкая, с превеликим тщанием отшлифованная и отполированная поверхность миниатюрной скульптуры из кости мамонта создает поразительную иллюзию внутреннего свечения фигурки. Скульптурные композиции, создаваемые современными резчиками в Тобольске, посвящены, как правило, северной тематике. Противоборство человека силам стихии, неповторимая красота животного мира, драматические сценки из жизни северян – вот главные сюжеты тобольских костерезов.

Инструменты для резьбы по кости и рогу

  • Специальный инструмент для резьбы по кости и рогу не выпускается. Для данной цели используют в основном инструмент по дереву и металлу. Специфический инструмент, применяемый только при обработке кости, рога и китового уса, изготовляется самими резчиками.
  • Нож с широким лезвием, стамески — одни из самых необходимых инструментов для резьбы по кости и рогу.
  • Терпуг – тяжелый напильник с крупной односторонней насечкой зуба понадобится при обдирке заготовки. Его устанавливают в наклонном положении, зубцами вверх. Стружка снимается с заготовки движением кости вниз-вверх вдоль инструмента. Режущим моментом является движение вниз.
  • Втиральник применяется при ажурных работах (на проем). Втиральники разной конфигурации изготовляют вручную из инструментальной стали, насечка зуба делается в одну сторону в отличие от напильника.
  • Долик — разновидность втиральника с очень малым диаметром режущей части и нарезкой на одной стороне инструмента. Используется для тончайшей ажурной резьбы.
  • Клепики применяют в гравировке, при резьбе рельефов. Режущая часть выполняется из инструментальной стали. Размер и конфигурация режущей части зависят от характера резьбы и масштаба рисунка. Гравировку выполняют самым кончиком клегшка, держа инструмент почти вертикально.
  • Цикли (гладильщики) применяют в процессе отделочных работ больших плоскостей для выравнивания, заглаживания мелких неровностей и заусенцев. При работе с коровьим рогом для этой цели используют шабер.
  • Тесло (топорик небольшого размера) применяется для грубой обработки бивней и крупных кусков кости. Им снимают поверхностный слой эмали, поврежденной мелкими трещинами, и выравнивают волнистую поверхность кости. Тесло состоит из металлической части — железки (чаще всего изготовленной из лезвия рубанка), насаженной на чуть изогнутую деревянную рукоять. Режущая часть тесла устанавливается под углом 60° к рукояти. Она имеет одностороннюю внутреннюю заточку. Угол заточки лезвия 45°. Длина железки 200 мм, ширина от 20 до 40 мм.
    Понадобятся также круглогубцы, кусачки, ножницы и плоскогубцы, линейка, угольник, малка и ерунок, циркуль-разметчик, рейсмус, рашпили и напильники для шлифовально-обдирочных работ, штихели для гравировальных работ, метчики и плашки, молотки столярный и маленький, а также некоторые инструменты, необходимые для работы станков.
  • Резьба по кости и рогу

Технология выполнения резьбы бормашиной

Работа гравером по дереву состоит из этапов, на каждом из которых мастер применяет разные насадки.


Набор шарошек

Начинают первую (грубую) обработку древесины. Придают форму, срезают углы с помощью рашпильных насадок: конуса, бочонка, булавы, шара.

На данном этапе самая ходовая насадка — бочонок.

Следующий этап — средняя обработка. С помощью насадок, дисков разных диаметров снимают кромки, вырезают более мелкие детали. При этом применяют другой бор, с более узким хватом. Для новичков достаточно иметь одну бормашину.

Потом работают алмазными насадками (шарошки с алмазным напылением): каплевидной, пикообразной.

Затем изделие полируют. Можно применять в качестве насадки нейлоновый круг с длинным ворсом. Он проникнет во все выпуклости, углубления. Насадка обнажает рисунок, отчего он становится ярче.

Заключительный этап — шлифовка шлифовальным кругом.


После всех этапов работы изделие красят, украшают камнями, металлами

Инструменты и материалы

Искусство резьбы по кости и рогу предполагает наличие специализированных инструментов, без которых невозможна тщательная обработка изделия. К их числу относятся бормашина и штихеля — специальные режущие инструменты с заостренными наконечниками разной формы, предназначенные для резки, выпиливания, выскребания, просверливания, шлифовки костяных поверхностей.

Компактная бормашина, предназначенная дли личного пользования, а не выполнения промышленных заказов, способна заменить множество разнообразных приборов — все зависит от насадки, которую вы выбрали:

грубые пилящие наконечники — снятие верхних ненужных слоев;

абразивные насадки — функция шлифовки и ошкуривания;

острые тонкие насадки — для выделения тонких линий;

насадки с шариками диаметром до двух миллиметров максимум — проработка рельефа мелких деталей;

резиновые зернистые головки — шлифовка поверхности изделия;

щеточки, мягкие материалы — полировка работы.

В отдельных случаях можно применять такой же инструмент, как и во время выжигания по дереву — он поможет создать вогнутые впадинки-линии темно-коричневого цвета.

Выбор инструментов полностью зависит от предполагаемого вида работы, от материала, который вы будете обрабатывать. К примеру, резьба по кости и рогу выполняется по-разному — кость некоторых животных более хрупкая, чем рога. В то же время мамонтовые бивни и элементы скелета одинаково прочны и считаются наиболее твердыми в сравнении с остальными.

Как правило, художественная резьба по кости предполагает использование костей коровы, лошади, оленя, лося, мамонта. Кроме того, очень ценится работа на рогах и бивнях этих животных.

Вы можете приобрести целые рога, кости, бивни и клыки. Но в последнее время практикуется продажа спилов в виде плоских медальончиков или небольших пеньков — такие заготовки можно использовать для создания небольших фигурок, миниатюрных изделий, брошек, кулонов.

Материалы и инструменты для резки по кости для начинающих резчиков

  • Самым благородным материалом для резьбы по кости является кость мамонта. Однако ее очень сложно достать, ведь она является невосполнимым ископаемым. Ее преимущества в том, что от долгого хранения под землей она тонируется, приобретая кремовые нежные оттенки. С таким материалом работать приятно, но сложно, так как на плечах мастера лежит огромная ответственность: испорченный кусок уже не вернуть, а запасов на Земле с каждым днем все меньше.
  • Не хуже в процессе резки себя проявляет слоновая кость, которая, к тому же, не настолько редка. Однако в России достать ее тоже непросто, а стоит она довольно дорого.
  • Для начинающих мастеров лучше всего подходит цевка – кость крупного рогатого скота, которая не является столь редким или дорогим материалом. Здесь существуют свои тонкости. Чтобы подготовить кость к резке, ее нужно кипятить с содой несколько часов, затем вымачивать в растворе перекиси водорода для отбеливания. Она внутри пустая, и из нее мастера изготавливают фигурки животных, а иногда даже сценки из народных сказок.
  • Инструментами для резки служат различные штихели, а также напильники и надфили. На фото представлены некоторые инструменты, необходимые для этого мастерства.

Желающие обучиться этому искусству могут посмотреть подборку видео о резьбе по кости животных.

Резьба по дереву – что собой представляет

Для оттачивания мастерства резьбы, авторы используют не только кость, но и более доступное в цене дерево. Древнейшее искусство резьбы по дереву передается из поколения в поколение с особенностями, свойственными для культуры каждого народа. По сравнению с костью, дерево проще и удобнее в обработке, при этом финальный результат ничуть не уступает костяным изделиям ни в утонченности, ни в эксклюзивности или оригинальности. Из дерева вырезают простые и грубые фигуры, «плетут» многослойные кружева.

На выбор технологии резьбы влияет замысел мастера и порода дерева. Рельефные и скульптурные работы получаются из мягкой древесины, например, березы или липы. Для изготовления фигур с обилием мелких элементов подходят груша, бук или клен. Предметы интерьера и мебели делают из ценных пород с финальной обработкой прозрачным лаком. Лучшие образцы мебели получают из красного дерева, из березы или ореха. Некоторые образцы мебели из перечисленных пород до сих пор радуют посетителей музеев в разных уголках мира.

Разновидности инструментов для резьбы по дереву

  • Прямые – имеют прямую кромку, которой удобно выполнять пазы, углубления, выемки, вырезы, гнезда. Такими инструментами удобно подгонять детали под нужный размер.
  • Со скошенной кромкой – такие инструменты еще называют ножи-косяки из-за скошенной под определенным углом кромки. Служат для тонкой художественной резки и выполнения объемных геометрических фигур.
  • С полукруглой кромкой – стамески применяются для выполнения каналов, художественных узоров, скругления углов.
  • V-образные – используются для тех же задач, что и плоские, а также для выполнения узоров угловатых форм.
  • С изогнутым полотном – такие резцы называются клюкарзы. Используются для выполнения сложных объемных рисунков. Например, с их помощью выбирают фон или создают рельеф на фигурной поверхности.

Резьба по яичной скорлупе. Мастер-класс

Источник

Резьба по яичной скорлупе — это выпиливание узора с помощью бормашины и электролобзика. Далее подробное описание резьбы по яичной скорлупе с пошаговыми фото изготовления от Александра Волка (Германия) – человека, создавшего целую коллекцию фантастических работ из скорлупы. Итак…

Начинаем резьбу по яичной скорлупе с того, что делаем заготовку — рисуем рисунок.

Картинка должна быть приблизительно оригинального размера.

Переносим рисунок на яйцо хорошо заточенным простым карандашом.

Места, которые будем вырезать в первую очередь, отмечаем красным цветом.

В этом деле очень хорошим помощником послужит лупа – и видно лучше, и глаза защищает

Стол лучше покрыть чем-нибудь мягким, (например, поролоном) поскольку яйцо, нечаянно упавшее на твердую поверхность, тут же покроется мелкими трещинами (даже если вы их не видите), которые будут только разрастаться в процессе работы.

Для резьбы по скорлупе используем Фрезы для высоких оборотов — FG (friction grip).

Ниже представлено 5 типов основных фрез для этой работы и большинства других.

«KaVo Super Torque 625» с водяным охлаждением сверла делает до 350-400. 000 оборотов в минуту.

Аккуратно круглой головкой диаметром 0,5-0,7 см. сверлим в «красных» местах отверстия.

Слегка проходим все контуры рисунка. Та выглядит вымытое и подготовленное яйцо.

С помощью «перевернутого конуса» создаем начальный обем.

Теперь берем «острый конус» и осторожно удаляем внутри маски «красные» места. Это один из самых сложных и опасных моментов в резьбе по яичной скорлупе!

  1. Вот так выглядит первый внешний круг:

Теперь проходим все яйцо. Тут ваш главный помощник — фантазия! Убираем полировочным камнем все неровности. И яйцо готово!

Сайт мастера: https://av-haus.de/

Инструменты и материалы

Искусство резьбы по кости и рогу предполагает наличие специализированных инструментов, без которых невозможна тщательная обработка изделия. К их числу относятся бормашина и штихеля — специальные режущие инструменты с заостренными наконечниками разной формы, предназначенные для резки, выпиливания, выскребания, просверливания, шлифовки костяных поверхностей.

Компактная бормашина, предназначенная дли личного пользования, а не выполнения промышленных заказов, способна заменить множество разнообразных приборов — все зависит от насадки, которую вы выбрали:

грубые пилящие наконечники — снятие верхних ненужных слоев;

абразивные насадки — функция шлифовки и ошкуривания;

острые тонкие насадки — для выделения тонких линий;

насадки с шариками диаметром до двух миллиметров максимум — проработка рельефа мелких деталей;

резиновые зернистые головки — шлифовка поверхности изделия;

щеточки, мягкие материалы — полировка работы.

В отдельных случаях можно применять такой же инструмент, как и во время выжигания по дереву — он поможет создать вогнутые впадинки-линии темно-коричневого цвета.

Выбор инструментов полностью зависит от предполагаемого вида работы, от материала, который вы будете обрабатывать. К примеру, резьба по кости и рогу выполняется по-разному — кость некоторых животных более хрупкая, чем рога. В то же время мамонтовые бивни и элементы скелета одинаково прочны и считаются наиболее твердыми в сравнении с остальными.

Как правило, художественная резьба по кости предполагает использование костей коровы, лошади, оленя, лося, мамонта. Кроме того, очень ценится работа на рогах и бивнях этих животных.

Вы можете приобрести целые рога, кости, бивни и клыки. Но в последнее время практикуется продажа спилов в виде плоских медальончиков или небольших пеньков — такие заготовки можно использовать для создания небольших фигурок, миниатюрных изделий, брошек, кулонов.

Резьба в разных регионах России

В России этот вид прикладного искусства, был широко известен ещё в десятом веке. И имел свои особенности и отличия, от других стран. В качестве материала в основном использовали кости и рога крупного рогатого скота.

Основные виды:

  1. Холмогорская резьба – это ажурное исполнение с изящными волнистыми линиями. Предметы, вырезанные этим способом: шкатулки, кубки, иконы, ювелирные украшения.
  2. Варнавинская – характерна народными мотивами, и рельефными элементами в изображениях. По этому методу изготавливаются гребни, шпильки, шахматы, шкатулки, обложки для книг, сувениры.
  3. Тобольская резьба – отличается округлой формой с объёмным изображением, это мастерство характерно для народов Севера, материал для изготовления – мамонтовая кость. Представлена изделиями, такими как подсвечники, брелоки, посуда.
  4. Изделия из кости – это эксклюзивные украшения, которые не потеряли свою актуальность и в настоящее время, широко развивается, и имеет не только декоративную, но и практическую функцию.

История появления хобби

Такой материал, как камень, люди начали использовать ещё в ранний период палеолита. Из прочного материала изготавливались орудия, копья, рабочие и режущие инструменты. С развитием человечества люди начали изучать и применять другие материалы: металл, древесина, кости. Но всё же полностью камень вытеснить из повседневной жизни не удалось. Что касается ручной каменной резьбы как хобби, то невозможно установить точный период зарождения. Основными центрами считаются Китай, Америка, Европа и Россия.

В начале периода средневековья (V век) камень использовали в основном для храмов, сокровищниц при замках, в монастырях. В X—XV вв. начали появляться мастерские с художественной резьбой по камню. В основном они работали на заказ для аристократов, купцов и других состоятельных господ. Ещё этот период знаменит началом изготовления чешской мозаики, которая не имеет по сей день аналогов.

В XV веке набирал популярность с помощью украшений, но не простых, а церковных. Мастерские активно начали делать сувениры, бусы, амулеты, чётки из мягких материалов.

Подготовка кости к работе

Мамонтовые и моржовые кости — очень дорогой материал, который, к тому же, довольно непросто достать. Дело в том, что моржи находятся под охраной различных экологических организаций, а число найденных мамонтовых останков с каждым годом все быстрее сокращается. 

Имея в виду эти причины, начинающим ремесленникам советуют остановить свой выбор на легкодоступных материалах. К примеру, хорошо будет обучаться на коровьих и лошадиных костях, которые можно легко отыскать на любом продуктовом рынке по доступной цене.

Такая покупка будет лишь заготовкой для предстоящей работы — ее нужно подготовить, избавив от хрупких трубчатых тканей, очистив от пятен и жира.

Отпилите концы костей, на которых держатся хрящевидные образования.

Вычистите заготовку изнутри и снаружи.

Теперь нужно варить материал в течение получаса — постепенно из кости выйдет жир.

Промойте заготовки под краном и снова поставьте их варить, но уже в чистой воде. При этом добавьте в кастрюлю примерно половину пачки кальцинированной соды из расчета на восемь литров.

Снова оставьте кастрюлю кипеть примерно на полтора часа. 

Снимите кастрюлю с печи и оставьте на ночь. Подобный процесс можно повторить на следующий день с пищевой содой, если вы хотите отбелить материал и сделать его еще крепче.

Резьба по дереву — что собой представляет

Для оттачивания мастерства резьбы, авторы используют не только кость, но и более доступное в цене дерево. Древнейшее искусство резьбы по дереву передается из поколения в поколение с особенностями, свойственными для культуры каждого народа. По сравнению с костью, дерево проще и удобнее в обработке, при этом финальный результат ничуть не уступает костяным изделиям ни в утонченности, ни в эксклюзивности или оригинальности. Из дерева вырезают простые и грубые фигуры, «плетут» многослойные кружева.

На выбор технологии резьбы влияет замысел мастера и порода дерева. Рельефные и скульптурные работы получаются из мягкой древесины, например, березы или липы. Для изготовления фигур с обилием мелких элементов подходят груша, бук или клен. Предметы интерьера и мебели делают из ценных пород с финальной обработкой прозрачным лаком. Лучшие образцы мебели получают из красного дерева, из березы или ореха. Некоторые образцы мебели из перечисленных пород до сих пор радуют посетителей музеев в разных уголках мира.

Мастер-класс — резьба по кости для начинающих

Ниже вы увидите, как с помощью базовых инструментов опытные мастера Александр и Елена Коптеловы, работы которых известны далеко за пределами стран СНГ, выпилят фигурку Чеширского кота из сказки «Алиса в Стране Чудес». Поскольку работа очень трудоемкая, а материал — дорогостоящий, новичкам не стоит повторять ее без наличия определенного опыта.

Тем не менее, в данном мастер-классе хорошо видна резьба по кости — фото процесса покажут основные принципы обработки материала. Именно их и следует практиковать начинающим ремесленникам, оттачивая свое мастерство перед тем, как браться даже за самую, казалось бы, легкую работу.

Позаботьтесь об оборудовании рабочего места — рядом со столом, на котором вы будете распиливать и крошить изделие, установите хорошую вытяжку, чтобы избавиться от рабочей пыли. Все инструменты должны находиться в зоне досягаемости и располагаться так, чтобы не стеснять движения во время работы.

За основу нужно взять кусок мамонтового бивня весом примерно в один килограмм.

При помощи стамески и молотка отколите части, которые отделены от тела заготовки сквозными трещинами.

На начальном этапе используйте грубые фрезерующие насадки бормашины.

Снимите с заготовки излишки и придайте ей основной рельеф.

С помощью уменьшенного наконечника в виде бутона сгладьте заостренные места.

Отшлифуйте заготовку, придав поверхности гладкость.

С помощью специального станка проведите торцевание основания статуэтки. Этот процесс также можно выполнить с помощью наждачной бумаги.

Начиная с головы, наносите рисунок частей изделия простым карандашом.

Дальше резьба по кости должна выполняться тонкой острой насадкой — обработайте основные линии лица.

Используйте закругленные наконечники, чтобы вырезать гладкий рельеф поверхности.

У вас должна получиться подобная заготовка.

Подчеркните основные линии тончайшей насадкой.

Проработайте детали.

Сделайте заготовку глаз и пуговиц и вставьте на место. Используйте дорогие сорта дерева, к примеру, чтобы соответствовать основному материалу — кости мамонта.

Используйте резиновые диски, чтобы отшлифовать поверхность. Запомните, с такой насадкой можно работать только на малых оборотах, иначе вы «подпалите» кость.

Отполируйте статуэтку на специальном аппарате или вручную.

Ваше изделие готово! Покройте работу закрепительным лаком, чтобы придать блеск. Если вы еще не решили, как выбрать свое хобби, подумайте — возможно, вам подойдет именно такое интересное и оригинальное занятие как резьба по кости.

Напоследок ознакомьтесь с видео, которое детально показывает процесс изготовления красивого костяного цветка.

Подготовка кости к работе

Мамонтовые и моржовые кости — очень дорогой материал, который, к тому же, довольно непросто достать. Дело в том, что моржи находятся под охраной различных экологических организаций, а число найденных мамонтовых останков с каждым годом все быстрее сокращается.

Имея в виду эти причины, начинающим ремесленникам советуют остановить свой выбор на легкодоступных материалах. К примеру, хорошо будет обучаться на коровьих и лошадиных костях, которые можно легко отыскать на любом продуктовом рынке по доступной цене.

Такая покупка будет лишь заготовкой для предстоящей работы — ее нужно подготовить, избавив от хрупких трубчатых тканей, очистив от пятен и жира.

Отпилите концы костей, на которых держатся хрящевидные образования.

Вычистите заготовку изнутри и снаружи.

Теперь нужно варить материал в течение получаса — постепенно из кости выйдет жир.

Промойте заготовки под краном и снова поставьте их варить, но уже в чистой воде. При этом добавьте в кастрюлю примерно половину пачки кальцинированной соды из расчета на восемь литров.

Снова оставьте кастрюлю кипеть примерно на полтора часа.

Снимите кастрюлю с печи и оставьте на ночь. Подобный процесс можно повторить на следующий день с пищевой содой, если вы хотите отбелить материал и сделать его еще крепче.

Композиции из веток

Что касается инструментов, то потребуется тот же самый набор, что и в предыдущем случае.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: Обшивка стен гипсокартоном в деревянном доме своими руками: фото и видео

Подробнее об изготовлении поделок можно узнать, если изучить изложенную ниже информацию.

  1. Осуществляется подготовка элементов к проведению работ. Ветки очищаются от коры и обрабатываются антисептическим составом. После этого они нарезаются непосредственно по размеру.
  2. Составные части укладываются вплотную друг к другу, после чего соединяются при помощи клея. После того как поделки подсохнут, выполняется обработка лакокрасочными изделиями.

Декорирование составных частей.

Резьба по яичной скорлупе, хрупкая красота

Резьба по яичной скорлупе — не новинка в увлечении художников. Самые крупные композиции делают на страусиных яйцах, а пик мастерства демонстрируют на перепелиных. На некоторые уходит минут 15, на другие несколько недель.

Сколько мастер может испортить таких «заготовок»? В работе мастера по резьбе на яичной скорлупе используют современную бормашинку — инструмент стоматолога.

Мастер из Коми Людмила Клёус работает в основном с куриными и гусиными яйцами. Вот ее несколько работ. Свои работы она ничем не покрывает: считает, что они будут выглядеть как пластмасса.

А вот работы американского художника Gary LeMaster. Он уже более 30 лет увлекается такимажурным искусством. В своих скульптурах он использует чаще всего страусиные яйца. Его хрупкая красота оценивается до 3000 долларов.

Работы Китайского мастера- самоучки Pu Derong. Его работы отличаются трехмерным изображением — резьба по яичной скорлупе без привычных «кружев». Наверное, овладеть такой техникой еще сложнее. Ведь скорлупа очень тонкая, и при вырезании нескольких слоёв изображения, легко прорезать «холст», толщина которого в три раза тоньше миллиметра!

Мастер Wen Fulian так же из Китая, ранее увлекался резьбой по дереву, а сейчас его привлекает больше всего резьба по яичной скорлупе.

Хрупкая красота может стать хобби для каждого любителя омлета!

Откуда пошла традиция бить яйца на Пасху?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий