Виды резьбы
Существуют следующие методы обработки дерева:
Рассмотрим первый из них. Его не применяют часто, так как это особенная техника, обучение длится несколько лет. Фактически в процессе работы полностью удаляется фон, подложка или задний план. Поэтому на готовом изделии орнамент воздушный. В качестве заготовки применяют древесину пихты, липы, сосны или ели. А от выбранного инструмента зависит технология выполнения.
Эта методика считается легкой, но при ее исполнении возможны неточности и ошибки.
Скамейка для дачи выполненная прорезной резьбой
Еще можно использовать электрический ручной фрезер, который качественно обработает грани орнамента, но для этого необходимы определенные знания и опыт. Но этот вид резьбы применим не только на изделиях маленького размера, так как есть мастера этого дела, работающие бензопилами.
Как сделать?
Трафареты, сделанные на фотошопе
Трафареты делаются разными способами:
- При помощи графического редактора. Находится нужное изображение и обрабатывается фотошопом. В любом компьютере есть приложение Paint, оно используется для редактирования, раскрашивания и рисования. Зайдя на эту страничку, вы можете разработать личные изображения, начиная, с простейших и заканчивая сложными проектами. Есть возможность добавить текст и различные элементы к уже существующим файлам рисунков.
- Ксерокопии. Выбирается рисунок, который очень понравился и при копировании сразу увеличивается до нужного размера. Вторым вариантом – это сканирование и распечатка образца на принтере.
- Ручным способом. Здесь используется технология масштабирования (копирование) и по клеточкам (линейное масштабирование).
Изготовление резьбы
Из картона делаем шаблон, величина должна быть натуральной. На все элементы рисунка изготавливается личный шаблон.
Теперь, его нужно уложить на доску и обвести контур карандашом.
Намечаем места для отверстий. Допустим, надо вырезать листок. Для начала просверливается отверстие, затем лобзиком вырисовывается листок. Вслед за отверстиями делаем все внутренние узоры, затем переходим к внешнему орнаменту.
Существует метод копирования, для нанесения рисунка. Здесь используем копировальную бумагу. Обводим рисунок через неё на доску и получаем узор на древесине.
Необходимые инструменты:
- наждачная бумага различных номеров;
- электролобзик;
- дрель с набором свёрл;
- набор стамесок;
Инструкция:
- Узор делаем одинаковым на всех окнах. Для этого используем трафарет или эскиз.
- Рисунок на заготовке располагаем правильно, где все элементы размещаем не поперёк волокон, а вдоль. Что не позволит растрескиваться резьбе.
- Прорезные участки закрашиваем карандашом.
Резьба по дереву делается двумя вариантами:
- Накладная. В этом варианте используем более тонкую заготовку, тогда работа упрощается. Здесь же делаем отдельные элементы, которые потом будем складывать на единой доске.
- Прорезная. В этом случае прорез делаем насквозь, получатся вид кружева, которое изыскано и красиво обрамляет окно.
Установка наличников
Сотворить красивое изделие – это одно. А вот правильно закрепить его на окно – другое.
Эстетический вид, и долгий срок службы вплотную зависит от качества монтажа наличников.
Существуют два способа крепления на деревянные окна:
- Сквозной шип. Метод является простым и не очень надёжным. Шипы следует устанавливать в местах, где их будет незаметно. Здесь получается дополнительная защита от влаги.
- Глухой шип. Шип заходит в наличник. Тогда как в раме просверливается отверстие для него. Надо смазать шип клеем и завести его в паз. Крепление считается сложным, но оно более надёжное, чем при первом способе.
Крепление на пластиковое окно производится жидкими гвоздями, во избежание нарушения целостности конструкции.
Пошаговое руководство:
- Делаем замеры с окна.
- Выбираем разновидность дерева и хорошо его просушиваем. Выбор ширины и высоты не играет большой роли для резных наличников, главное, чтобы толщина была 3 см. Это в том случае, если резьба будет вестись прорезная, для накладной – 1 см.
- Дерево обрабатываем наждачной бумагой, начиная с крупнозернистой, а в конце нулёвкой.
- Вырезаем трафареты.
- Берём простой карандаш и наносим рисунок или узор на лицевую сторону деревянной поверхности. Сквозные прорези закрашиваем.
- Начинаем вырезать узор. Сразу начнём со сквозных отверстий. Там, где будет входить лобзик, желательно, использовать дрель, для более аккуратного среза.
- Отверстия тщательно обрабатываем наждачной бумагой.
- Чтобы удалить пыль из несквозных отверстий, воспользуемся пылесосом.
- При использовании элементов накладной резьбы, крепим их на гвозди без шляпок. Причём, для надёжности пройдёмся клеем по тыльной стороне.
- Теперь возьмём влажную ветошь и протираем узор, до полного обеспыливания площадки.
- Финишной операцией будем считать морилку, которой затонируем наличник или покроем сразу лаком.
Трафареты для прорезной резьбы
Художественная резьба бывает и других видов. Одной из несложных техник резки при наличии подходящего инструмента, например, фрезера, является прорезная резьба. Ее еще называют ажурной за то, что готовое изделие, выполненное точно и аккуратно, внешне похоже на кружево. Оно не имеет фона – он вырезан из узора. Отсюда и название. Для занятий таким видом резьбы по дереву нужно иметь твердую руку и вырезать четко по контуру трафарета. Под изделие, изготовленное в такой технике фрезером или лобзиком, подкладывают контрастного цвета ткань или фольгу. На фото видны примеры готовых работ, а также эскизы, подходящие для этой техники.
Источники
- Боровинских, Н.П. Деревянная архитектура – культурно-историческая среда Томска / Н.П. Боровинских // Язык и культура : сб. ст. XXI Междунар. науч. конф. (25-27 мая 2010 г.) : / Том. гос. ун-т ; отв. ред. С.К. Гураль. – Томск, 2011. – Т. 2. – С. 645-651. – Библиогр.: с. 651 (6 назв.).
- Колосова, И.И. Этапы становления и развития декора в деревянной архитектуре Томска (на примере наличников) / И.И. Колосова, Е.А. Остроухова // Вестн. Том. гос. архитектур.-строит. ун-та. – 2013. – № 3 (40). – С. 118-131 : ил. – Библиогр.: с. 131 (5 назв.).
- Чуйко, Л.В. Формы, мотивы, семантика орнамента домовой резьбы Омска и Тары конца XIX – второй половины XX в. / Л.В. Чуйко // Чуйко, Л.В. Резной декор деревянной архитектуры : Омск и Тара, конец XIX – вторая половина XX в. / Л.В. Чуйко. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005. – Гл. 3. – С. 115-257 : ил.
- Чуйко, Л.В. Мотив вазона с растением в накладной рельефной резьбе западносибирских наличников конца ХIХ – середины ХХ вв. / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2013. – № 4 (121). – С. 211-214 : ил.
- Чуйко, Л.В. Образы птиц и зверей в резном декоре деревянной архитектуры западносибирских городов конца XIX – второй половины XX в. / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2013. – № 1 (115). – С. 200-204 : ил.
- Чуйко, Л.В. Декоративные мотивы «больших стилей» в домовой резьбе городов Западной Сибири конца XIX – начала XX в.: «занавес» / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2014. – № 1 (125). – С. 237-242 : ил.
Для чего требуется трафарет
Для начала требуется постараться сориентироваться, что такое шаблоны для рабочих процессов по древесине. Это особенные шаблоны и чертежи, посредством которых наносят узорные элементы на древесную поверхность. они сильно упростят повторение одинаковых символов и дают возможность ускорять работы. Например, самым популярным трафаретом для того, чтобы вырезать по дереву стали образцами для наличников. Посредством них делают достаточно трудные работы по оформлению фасада и интерьера в целом.
Все из разновидностей считаются как профессиональными типами шаблонов. По ним можно создавать разные и отличающиеся между собой орнаменты для резьбы по поверхности древесины объемного типа, а также ощутимо упростить задачу, которая представлена перед мастером. Тут не требуется создавать их своими руками. На просторах Сети можно отыскать, а еще скачать тот вариант, который понравился.
Эскизы для различных орнаментов
По собственной тематике трафареты для резьбы по поверхности дерева достаточно разнообразные. Их определенные варианты применяются в узком направлении, а какие-то из них можно встретить на всех интерьерных элементах. Хочется привести несколько вариантов эскизов, которые можно применять для определенной цели:
- Узорочье деревянного типа послужит для украшения домовой фасадной части. Оно будет идеально смотреться и на дверной поверхности, и на стеновой.
- Резка стиля художественного типа используется для украшения предметов мебели и посуды.
- Особый почет дается тем изделиям, выполненные с использованием замысловатой ажурной резки. Чаще всего она применяется для предметов бытового назначения.
Обратите внимание, что грамотно выбранный шаблон помогает выполнять резьбу по древесине аккуратно и быстро. Для каждого из типов резки есть определенная технология обработки, которая выдерживает подробные элементы
В определенных случаях одновременно используются сразу несколько разных техник, которые в дальнейшем преобразуются в объемное полотно с наличием мельчайших фрагментов. Это и будет характеризовать хорошего специалиста
Для каждого из типов резки есть определенная технология обработки, которая выдерживает подробные элементы. В определенных случаях одновременно используются сразу несколько разных техник, которые в дальнейшем преобразуются в объемное полотно с наличием мельчайших фрагментов. Это и будет характеризовать хорошего специалиста.
Древесина
Главными требованиями к материалу являются его сухость и качество. Немало заготовок есть в специализированных магазинах, посвященных ручной работе. Подходящая древесина бывает в строительных магазинах и на лесопилках.
Кроме того, можно неплохо «поживиться» на мебельных предприятиях, где всегда в наличии большое количество ненужных обрезков. Еще один возможный вариант – ящики и поддоны, бывшие в употреблении.
Качество работы зависит не только от мастера, но и от породы и сорта древесины
Каждая имеет уникальные свойства, что немаловажно при наличии конкретных творческих целей. Рассмотрим вкратце некоторые варианты материала.
Сосна является самой доступной и недорогой породой. Однако подходит она лишь в редких случаях. Причин несколько: смолистость, разная плотность слоев, заметная текстура, мешающая при создании мелкого рисунка.
Осина считается мягким материалом и для новичка малоподходящим. Ее легко резать, древесина мнется и нужен большой опыт для работы с ней.
Слива превосходна ввиду своей податливости в обработке, в то же время она обладает нужной твердостью. Мелкий рисунок и женские украшения из сливы станут превосходным изделием в руках мастера. Новичкам тоже стоит попробовать себя на этом материале.
Во избежание последующего растрескивания и искривления прорезного изделия важно помнить о сухости материала. Произвольная сушка в тепле и с хорошей вентиляцией помещения станет самым оптимальным способом
Доски ставятся на торец и на плашки для обеспечения доступа воздуха ко всем сторонам.
Основы геометрической резьбы по дереву
Трехгранно-выемчатая резьба получила свое название в результате того, что практически все элементы рисунка формируются благодаря трехгранным выемкам. Обычные геометрические фигуры, переплетаясь между собой, формируют полноценный узор.
Для обучения резьбы по дереву с элементами геометрической резьбы нужно освоить технику вырезания простых элементов из дерева, постепенно переходя к более сложным узорам и комбинациям прямых и плавных линий.
Сложная геометрическая резьба по дереву начинается с того момента, когда нужно осваивать комплекс из простых в плане выполнения элементов. Здесь нужна точность распределения каждой части детали.
Справиться с таким оформлением начинающий мастер точно не сможет, но если тренироваться, то с опытом можно достичь высокого уровня мастерства.
Основные узоры
Трехгранно-выемчатая резьба по дереву может быть представлена комбинаций из любых геометрических фигур или линий. Основными элементами являются такие выемки:
- двухгранная клинорезная (сегмент, сектор, клин);
- трехгранная клинорезная (треугольники);
- четырехгранная (ромб, квадрат, прямоугольник);
- криволинейная (скобка, спираль, круг).
Каждая выемка характеризуется своими параметрами. В частности, имеет свою конфигурацию, глубину и ширину, угол наклона относительно основы.
Путем комбинирования и сочетания выемок с равным интервалом (рапортом) построения создаются более сложные узоры в виде геометрических фигур.
Композиция из фигур
Геометрическая резка в своей красоте представляет не только отдельные элементы, но и разные составные орнаменты. Композиция – это и есть сочетание разных элементов, имеющих свое построение и единство. Начальным этапом в резке является разметка. Начинать нужно с основных осевых линий. Эскизы композиции резных украшений могут быть очень разными, можно составить эскиз самому или найти в руководствах и книгах по этой технике. Чем хороша геометрическая резка? В ней можно сделать свой рисунок, как простой, так и сложный только из основных элементов.
Есть много фото, которые покажут, как красиво выглядит эта техника на практике, как можно самому при минимальном наборе инструментов сделать подарок или украсить дом при помощи декоративной резки.
Резные наличники поражают красотой
Каждый может сделать свой дом индивидуальным, да к тому же вспомнить об истоках появления этого направления искусства, зародившегося еще во времена древних кельтов.
Можно самому спроектировать и придумать композицию для обрамления окна, а затем приступить к воплощению идеи, вооружившись нужными инструментами и терпением. Наличники получили в наше время вторую жизнь, и становятся все более популярным декором.
Немного истории
Узорчатые элементы изначально были замечены у древних кельтов, но значимость пришла к ним в эпоху возрождения Руси после монгольского ига. Мастера на Руси были лучшими в резьбе по дереву.
Когда пришло время большевизма, резные наличники признали мещанством и объявили им войну. Началось уничтожение. В наши дни резные элементы получили вторую жизнь.
Интересно, что в старину верили, что наличники могут защитить от сглаза и служили оберегом, поэтому зачастую в узорах можно было увидеть различные фигуры и растения, имеющие смысл.
Значение наличника в постройке
Наличники по сути – это элементы отделки и правильное название – обналичка, обладающей множеством функций:
- — декоративной. Они меняют внешний вид окна и всего фасада так, что дом может выглядеть органично, вплоть до изменения пропорций;
- — поддержание традиции, заявление о своих предпочтениях, правда требуется тщательно подбирать узор;
- — защищающей – от влаги и грязи;
- — теплоизоляционной, так как щели вокруг окон становятся значительно меньше.
Конструкция
Существует несколько видов выполнения резных наличников.
Вставные
Или по-другому они называются коробчатыми, присоединяются к откосам проема окна в лучшем варианте, но могут крепиться и к раме, что намного хуже.
Если существует возможность защитить и изолировать окно, то наличники разделяются на обрамление и портал. К последнему часто идет дополнение – козырек. Обрамление не имеет защитной функции от намокания и устанавливается изнутри на окно, или под навес, или под веранду.
https://youtube.com/watch?v=LGIR5JCm1p8
Материалы и форма
Для изготовления наличников можно использовать натуральные или искусственные материалы. Раньше элементы вырезались из древесины, которая обладает устойчивыми качествами к воздействию атмосферных факторов.
- Лиственница редко гниет, но очень хрупкая, поэтому для резного обрамления не лучший вариант.
- С осиной, липой и ольхой удобно работать с ажурными узорами на окна в деревянном доме. Минусы в податливости и мягкости, поэтому следует хорошенько провести обработку.
- Дуб, ясень, бук устойчивы к негативным атмосферным воздействиям, но работать с этими деревьями трудно. Зато результат получится долговечный.
- Самые удачные варианты – это береза и сосна. Из них можно вырезать аккуратный узорчатый наличник, к тому же отличающийся прочностью для внешнего использования. Хвойные породы долговечны из-за содержания в высоком количестве смол. Но, например, еловая доска не подойдет, так как слишком волокнистая и резать ее очень трудно.
- Мелкие резные украшения допускается выполнять из черешни и яблони.
Среди других материалов используются:
- — ламинированная МДФ, благодаря которой можно точно повторить цвет любой породы дерева. Но, такая резьба пригодна только для внутреннего применения;
- — ПВХ, идеально сочетающийся с пластиковыми окнами. Он не гниет, с богатой цветовой палитрой, устойчив к свету;
- — полиуретан – легкий и неприхотливый. Рекомендуется для округлых окон;
- — металл – в основном используется для защиты монтажного шва.
Для самостоятельного изготовления отлично подойдет древесина камерной сушки, после обработки в специальной камере. Она точно не покорежится и не потрескается. Ее влажность составляет всего 10-12%.
- Прорезные наличники – они наиболее декоративные и ажурные. Выполнены из светлого дерева и покрашены в белый цвет. Очень эффектно смотрятся на темной стене, утонченно и изысканно, напоминая кружево.
- Накладная резьба, при которой отдельно выполненные детали крепятся на сплошную доску. Выделяющиеся фрагменты красятся для придания контрастности.
- Комбинирование первого и второго способа.
О резьбе по дереву для начинающих
Для украшения внутреннего и внешнего пространства могут использоваться различные виды резьбы и приемы воплощения задуманного. Если вас заинтересовал этот вид рукоделия, то вы должны понимать, что вам необходимо овладеть методами и приемами обработки древесины, приобрести необходимые инструменты и совершенствовать навыки резьбы.
В современном мире смартфонов и планшетов деревянная подставка, украшенная резьбой по дереву, выглядит очень оригинально.
Искусно выполненная резьба в форме простых и витиеватых узоров и орнаментов словно оживляет мир и наделяет его изысканностью, шармом, подчеркивает вкус владельца роскошных вещей и талант мастера.
Панно
Разделочные доски
Деревянные иконы
Работы самых лучших мастеров-резчиков украшают храмы
Обратите внимание на фото иконостаса верхнего храма Спаса Нерукотворного Образа, который находится в Москве, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
Современные мастера, обладающие тонким вкусом, творят настоящие шедевры.
А благодаря технологиям отделки и защиты готового изделия от разрушительного воздействия плесени, насекомых, эти резные поделки из дерева служат людям сотни лет.
Обратите внимание на великолепные резные предметы мебели:
Стильные двери:
Восхитительные статуэтки ручной работы:
Очень часто ценители коллекционируют резные изделия хендмейд. Чудесные шахматы, которые достойны любой коллекции.
Возможно, со временем и ваши шедевры резьбы по дереву будут тщательно храниться коллекционерами или украшать храмы.
Виды резьбы по дереву
Из всех видов резьбы по дереву очень интересна ажурная или сквозная резьба по дереву, которой присуща некоторая прозрачность, при которой остается только изображение, без фона. Примером может служить накладная резьба – это орнамент, который прикрепляется на готовый фон после изготовления мастером.
Геометрическая резьба по дереву – это такой вид резьбы, при которой узор формируется при помощи множества простых геометрических форм (часто используют ромб).
Восточная резьба по дереву отличается причудливостью форм. Египет является колыбелью восточного вида деревянной резьбы.
Рельефная резьба по дереву. В этой технике изображение расположено над фоном или на одном с ним уровне. Это резные панно различной формы с объемным изображением.
Резьба в стиле Барроко – это плоскорельефная резьба, но отличающая обилием резных и лепных украшений, разнообразных цветов, завитков, листьев, фигурок людей в неестественных позах, сказочных фантастичных животных.
Кудринская резьба возникла в деревне Кудрино. Известными изделиями в этом виде резьбы считаются шкатулки, вазы, блюда, ковши, предметы домашнего декора. Основной элемент – это растительный орнамент: розетки, завитки и веточки.
Объемная (скульптурная) резьба отлично подходит для изготовления скульптуры, фигурки животных и людей, игрушки. Богородская резьба – подвид объемной резьбы. Это основной промысел села Богородское в Подмосковье. Знаменитые богородские игрушки – это фигурки животных и людей из липы и ольхи.
Скандинавская резьба чаще всего применялась для украшения деревянных скандинавских церквей. Изображениями Богов и различных животных резчики по дереву украшали внутри и снаружи церковные сооружения.
Контурная резьба – самый простой и достаточно своеобразный вид резьбы. На плоском фоне мастер вырезает канавки – желобки, формируя рисунок. Резные пейзажи — изображения ландшафтов на дереве.
Все эти виды резьбы достаточно условны. Каждый мастер выбирает самый приемлемый из них, учитывая опыт работы, качество древесины и творческое вдохновение.
Что можно украсить резьбой?
Самая простая лестница преображается, украшенная резными балясинами. Балясины – это фигурные столбики в виде колонн, стильная и благородная отделка лестницы. Деревянные балясины органично смотрятся с винтовой деревянной лестницей.
Барельеф. Другое название «низкий рельеф». Это скульптурное изображение на плоскости. Чаще всего это фигуры людей и животных.
Узоры для вырезания. Уроки резьбы по дереву для начинающих
Объемная, контурная и геометрическая резьба по дереву — это одни из наиболее древних методик декорирования самых разных изделий. По большому счету, для работы не нужно ничего, кроме деревянной заготовки и достаточно острого ножа: при должном умении может получиться резной наличник, красивая игрушка или любое другое изделие.
Конечно, шедевры у вас получатся только после многолетней практики. Но начинать осваивать резное дело можно и с самых простых деталей: достаточно изучить эту статью и разобраться в основах.
Разновидности резьбы
Несмотря на то, что в работе с деревом используются самые простые инструменты, да и приемы обработки не отличаются сложностью, результат может быть самым разным. В зависимости от внешнего вида обработанной поверхности выделают такие виды резьбы:
- Контурная резьба — пожалуй, самая простая (внешне, не по технике исполнения). Узор наносится на плоскую поверхность неглубокими линиями, формируя контуры рисунка.
- Геометрическая резьба — самая распространенная ввиду простоты освоения. В отличие от контурной, узоры формируются не линиями, а комбинацией из геометрических фигур, чаще всего клинообразных выемок.
- Плосковыемчатая резьба —технология нанесения орнамента или узора на ровную доску. При этом на плоском фоне вырезаются углубления, которые и формируют нужный нам рисунок.
Скульптурная резьба
(объемная) — самая сложная методика. В качестве заготовки берется чурка, ветка или корень, после чего детали придается нужная форма
Здесь важно не только мастерство резчика, но и то, насколько грамотно подобрана древесина.
Конечно, эта классификация весьма условна, но она дает представление о том, куда можно стремиться в совершенствовании своего мастерства.
Что нужно для работы?
Инструменты резчика
Чтобы делать деревянные игрушки, резные рамки, наличники и другие декоративные объекты, мастеру нужны подходящие инструменты. Помимо обычных столярных (пила, дрель, напильник), нужно использовать и специальные приспособления:
Иллюстрация | Инструмент | Назначение |
Нож-косяк | Универсальный инструмент, который используется как для геометрической резьбы по дереву, так и для скульптурных работ. | |
Стамески | Наиболее обширная группа инструментов, применяемых для формирования выемок. В зависимости от формы края выделяют такие разновидности:
| |
Клюкарзы | Специальные стамески с выгнутой рабочей частью. С их помощью выполняется рельефная резьба с сильным заглублением. | |
Ложкорезы | Как следует из названия, специальные инструменты для изготовления деревянных ложек. Особая форма лезвия (кольцо или полукольцо с односторонней заточкой) позволяет эффективно выбирать большие объемы древесины. |
Выбор древесины
Художественная резьба требует формирования достаточно четкого рельефа. А для этого нужны не только подходящие инструменты, но и соответствующий материал. Не всякая древесина подходит для резьбы, а если вы только начинаете осваивать методику, то к выбору нужно подходить очень придирчиво:
- Липа — идеальный вариант для новичка. Материал мягкий и однородный, потому самые сложные рисунки для резьбы по дереву лучше осваивать именно на липе.
- Ольха (красная и черная) — тоже очень хороший вариант, пусть и более плотный. Идеально режется, почти не коробится при высыхании. Основной минус — сложно найти!
- Береза — более твердая и упругая, но при этом вполне подходящая для обучения основам резьбы. При высыхании может деформироваться, потому из березы обычно режут небольшие изделия.
- Дуб — отличный вариант, но только для опытного мастера. Рельеф получается идеальным, но при этом нужен очень острый инструмент и уверенная рука.
- Груша — древесина с высокой плотностью и хорошей однородностью. Структура материала позволяет выполнять самые тонкие изделия.
Из дерева этих пород вначале необходимо выпилить заготовки, просушить их, при необходимости — обработать начерно. Только после этого на них наносятся рисунки и эскизы, по которым ведется резьба.
Приемы и методики при геометрической резьбе
По сути, вся работа над резной деталью сводится к трем операциям:
- Подготовка — выбор и черновая обработка заготовки, перенесение рисунка.
- Собственно резьба — нанесение рельефного узора.
- Финишная обработка — устранение дефектов, шлифовка, лакировка и т. д.
Инструкция по выполнению базовых операций при резьбе показана в таблице:
Иллюстрация | Этап работы |
Нанесение рисунка. На заготовку нужного размера переносим контуры рисунка для обработки. Можно построить чертеж самостоятельно, с помощью линейки и циркуля, а можно использовать готовые эскизы для резьбы по дереву. Во втором случ |
Подготовка к работе
Приступить к созданию узора на деревянной основе можно только после проведения подготовительных мероприятий. Состоит подготовка из нескольких этапов:
- Предварительная подготовка деревянной основы.
- Подготовка поля под будущий эскиз.
- Создание эскиза на «полотне».
Далее производится непосредственный процесс резьбы.
Подготовка заготовки из дерева
Нужно отпилить от куска древесины досточку нужных размеров. Для первого раза достаточно взять небольшое полотно с толщиной в 2 см.
Поверхность нужно отшлифовать наждачной бумагой. Сильно затирать не стоит – достаточно убрать мелкие сколы и занозы. Удаление таких дефектов позволит легко скользить инструменту по поверхности. Дополнительно на руках не останутся занозы.
Подготовка поля
Ровную гладкую поверхность нужно расчертить. С помощью линейки и карандаша поделить всю площадь на клеточки со стороной в 5 см. Параметры клеток зависят от величины узора и его «подробности».
Расчертить заготовку по всему периметру. Каждая ячейка станет основой для формирования элемента будущего орнамента.
Создание эскиза узора
Проходя между ячейками, формируется узор, который в дальнейшем будет вырезаться ножом. Можно использовать такой, как представлен выше, или более сложный – все зависит от уровня мастерства мастера.
В более сложных версиях орнамента используются плавные изогнутые линии.
Декорирование деревянной шкатулки
Шкатулка изготавливается из мягкого дерева. Рабочий нож всегда должен быть остро заточен.
На этапе разметки на заготовке с помощью карандаша и линейки сначала расчерчивают клетки, а по ним – все остальные линии орнамента. Расчерченные клетки помогают соблюдать правильные пропорции, равенство углов наклонов, противолежащих элементов узора и симметричность.
На этапе вырезания резчику понадобятся нож, заготовка изделия и лист бумаги. Он используется для удаления следов засаливания с рабочей поверхности.
Готовую шкатулку нужно обязательно покрыть морилкой, лаком или воском. Это защитит деревянное изделие от старения, придаст ему блеск и сделает шкатулку привлекательнее.
История резного дела
В России с её лесными богатствами древесину использовали во всех сферах жизни. Из дерева строили дома, в более поздний исторический период — храмы, изготавливали мебель и кухонную утварь. Лодки и корабли делали из многих пород дерева. Орудия труда частично или полностью изготавливались из древесины.
Деревянные скульптуры имели отношение к религии и обрядам. Самым древним объектом, вырезанным из дерева, считается Шигирский идол. Эта скульптура из лиственницы найдена на Урале. Идол покрыт разнообразными узорами, отражающими мировоззрение людей того времени.
В XVI веке резьба по дереву была повсеместным народным промыслом. Настоящим искусством она стала уже в XVII и последующих веках. Для украшения церквей и дворцов использовались одновременно многие виды резьбы по дереву.
Центрами резьбы в России были сёла:
- Богородское;
- Аргуново;
- Абрамцево, Кудрино и другие.
В каждом из этих мест формировался свой особый стиль, определяемый породами дерева, приёмами работы, используемыми инструментами, характером орнаментов и рисунков.
В мире развитие резьбы по дереву также связано с запасом природных ресурсов.
Наибольшую известность получили изделия из таких стран и регионов, как:
- Северная Америка — искусство индейских племён;
- Скандинавские страны, Великобритания — рельефы;
- Китай — резьба Dongyang (произношение: Дон-ян или Дун-ян). Горельефы, круглая скульптура, прорезная резьба;
- Индия и страны Юго-Восточной Азии: храмовая резьба;
- Япония: миниатюрные скульптуры нэцкэ и окимоно, театральные маски;
- страны исламского мира — украшение мечетей;
- Африка — ритуальные маски и предметы быта из местных пород дерева (многие из них в Северном полушарии воспринимаются как экзотика).