Роспись по дереву википедия кони, прялки, птицы, символика народов

Лошади и олени

Какими представляет фигуры животных мезенская роспись? Элементы рисунка предельно просты: прямоугольники-торсы с мощными выпуклыми шеями и волнообразно изогнутыми ногами. В изображении коней щедрыми штрихами набросаны гривы и хвосты. Крупные ветви рогов отличают оленей. Вокруг разбросаны крошечные спиральки, черточки, кружочки, звездочки, благодаря которым создается ощущение стремительного движения: в вихре снега или пыли скачут животные.

Конь — главная фигура в творчестве мезенских авторов. Он имеет значение оберега, символизирует семейные ценности, благополучие и счастье. Условность изображения, а также подрисованные к ногам в нижней части перышки, намекали на неземное происхождение этих героев, которым отдавала особое предпочтение мезенская роспись. Лошадь раскрашивали в красный цвет или штриховали мелкой решеточкой, реже контуры заполняли черной краской.

Олени или лоси олицетворяли счастье и появление чего-то нового. Задевая рогами тучи и облака, они могут вызвать дождь или бурю. Обычно художник схематично рисовал один выразительный рог, касающийся спины животного.

↑ Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи

К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.


Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.


Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

Техника нанесения рисунка

Особенность мезенских узоров заключается в повторении форм предметов, на которые они наносятся. Центральную позицию в картинке занимает сюжет, который мастер хотел бы донести. Любое изображение разделяют на несколько ярусов, вверху рисуется символика неба и солярные знаки, в средних ярусах «обитают» представители местной флоры и фауны, а снизу можно увидеть элементы, обозначающие плодородную землю и водные ресурсы. Визуально мезенская роспись по дереву чем-то напоминает зашифрованное послание, которое предки хотели передать своим последователям. Сообщение, закодированное в необычных черточках, завитках, точках, объединенных в единый орнамент, действительно несут в себе некий скрытый смысл. Выразительная графика позволяет создать любой сюжет, используя различные элементы и меняя их месторасположение.

Освоить технику палащельской росписи несложно, главное — изучить подробно всю символику и последовательность нанесения красок на изделие. Многочисленные мастер-классы в подробностях демонстрируют процесс рисования замысловатых узоров. Чтобы изобразить самобытный орнамент, художнику нужно вооружиться доской или любым другим предметом из дерева, красками и кистью. Что касается традиционной технологии рисования, то она выглядит следующим образом:

  • Для нанесения изображения используются только предметы быта, изготовленные из негрунтованного дерева. В качестве красок выступает охра (красный цвет), сажа или сурик (черный цвет), которые используются по сей день. В прошлом веке рисунки наносились специальной палочкой из древесины (тиской), перьями птиц или кисточкой, изготовленной из человеческих волос. Сейчас используются обычные кисти.
  • Рисунок аккуратно наносится на деревянную поверхность. Сперва используют красный оттенок, затем изображение обводится черной краской.
  • Готовую картину покрывают олифой, что добавляет изделию блеска и золотистого цвета. Такое покрытие способно надежно защитить рисунок от воды или повышенной влажности.

Многоярусное изображение позволяет мастерам показать все миры — небесный, земной и подземный. Например, внизу можно нарисовать оленей или коней, посередине к ним можно добавить различных пернатых, а вверху изобразить парящих птиц. Отличительной чертой мезенской росписи доски являются разнообразные геометрические фигуры

Если рисунок наносится с двух сторон, нужно уделить особое внимание совпадению линий. При этом сюжет на тыльной и лицевой стороне может быть разным

Впереди мастера рисуют сцены из обычной жизни народов Севера России, а сзади изображается прекрасный природный мир.

Знаки веков и тысячелетий: история происхождения мезенской росписи


Мезенская роспись XIX в.

Добросовестные искусствоведы утверждают, что мезенский промысел, традиция изготовления всяких полезных вещей и украшения их росписью по особой технологии, сам по себе не слишком древний. В музеях и частных коллекциях вы не найдете ни прялок, ни деревянной утвари старше начала девятнадцатого века. Именно в этот период традиция полностью сложилась и стала широко развитым народным промыслом в Архангельской области, в некоторых поселениях, расположенных на реке Мезень. Красная мезенская глина, из которой сначала изготавливалась основная краска, охра, дала название промыслу. К концу века мезенская роспись получила самую широкую известность, стала продаваться не только на праздничных ярмарках, но и в лавках, вошла в повседневный быт разных социальных групп населения России.

Совсем недавно. Так почему же так сладко, с таким необъяснимым ожиданием и надеждой замирает сердце, когда смотришь на рисунки традиционной мезенской росписи, эти будто бы давно знакомые знаки, деревья и птиц, коней и оленей? И возникает ощущение какого-то пропущенного урока, не выучив который, невозможно понять мудрость предков, их философию и нравственность, невозможно стать счастливым?

Символы мезенской росписи невероятно древние, дохристианские. Новая для славян христианская религия частично впитала их, частично предала забвению, пытаясь бороться с язычеством огнем и мечом.

Каждый раз, когда славянский мир оказывается на перепутье, знаки возникают из ниоткуда для всех, кто готов их увидеть. Не удивительно, что сегодня так сильно вырос интерес к мезенской росписи, её мудрой простоте и природной мощи.

Мезенская Роспись- история, традиции!!

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ!!!

ПРОМЫСЛЫ РОССИИ!!

Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись».

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины. Для мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент. Пожалуй, это самое интересное в мезенской росписи. Каким то необъяснимым образом предметы с таким орнаментом притягивают, радуют глаз, источают тепло и свет. Причина здесь не только в том, что все изделия с мезенской росписью делаются вручную и мастер вкладывает в них свою душу, но и в том, что каждая чёрточка, каждый квадратик, ромбик орнамента мезенской росписи, равно как и каждая фигурка животного, птицы глубоко символичны. Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до нашего времени. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками Мезенской росписи.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом птичьим пером делали черную обводку и наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. Наиболее яркие персонажи Мезенской росписи: красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу, оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле, уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту, ёлочки — олицетворение мужской силы, мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира.

Роспись выполняется в два цвета: черный — сажа и красный — охра. Когда-то краски приготовляли из красно-коричневой береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы — «таючей сере», а с конца XIX века вместо глины стали употреблять сурик. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления. В Северодвинске, Архангельске и других местах сейчас широко развернуто производство сувениров в мезенском стиле — подносы, чаши, солонки, декоративные доски, шкатулки и др. Среди изделий встречаются и колокольчики…

Роспись «Разделочная доска. Мезенская роспись». Мастер-класс с пошаговыми фото для начинающих

Мастер-класс с пошаговыми фото «Разделочная доска. Мезенская роспись»


Данный мастер-класс может быть полезен педагогам, родителям и детям с 10 лет. Мы решили выполнить работу в технике мезенской росписи. Мезенская роспись — одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Её родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В мезенской росписи используются два цвета красный и чёрный.Для данной работы нам необходимо: 1. Заготовка для деревянной разделочной доски; 2. Краски акриловые; 3. Кисти для рисования нейлон №2, №5, №9 и плоская кисть; 4. Клей ПВА; 5. Лак для покрытия. Выполнение работы:

1. Подготавливаем разделочную доску, т.е. покрываем клеем ПВА разведённым водой. Это необходимо для того что бы краска меньше впитывалась и рисунок не растекался.


2. Когда клей хорошо просохнет начинаем роспись.Рисуем рамку отступив от края 1 см.


3. Подбираем понравившиеся элементы мезенской росписи. Изобразим три яруса, что символизирует три мира: нижний (подземный скрытый), средний (наземный), верхний (небесный). На первом ярусе. Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок.


Движущийся крест – символ движения солнца по небу. На втором ярусе. Растительные мотивы-символ плодородия. На третьем ярусе. Рыбок и воду – символ жизни. 4. Рисуем эскиз на разделочной доске карандашом.


5. Начинаем раскрашивать. Закрасим красным цветом рамку.


6. Раскрасим птицу. Начинаем с тела.


7. Раскрашиваем крылья.


8. Делаем контур крыла чёрным цветом.


9. Рисуем второе крыло и солнышко.


10. Рисуем хвост. 11. Рисуем растения во втором ярусе.


12. Рисуем воду и рыбок на третьем ярусе.


13. Когда все запланированные элементы нарисованы и просохли, покрываем лаком изделие.


Разделочная доска готова!

Рекомендуем посмотреть:

Городецкая роспись на разделочной доске Роспись разделочных досок своими руками с детьми Городецкая роспись разделочной доски. Мастер-класс с пошаговым фото Городецкая роспись разделочной доски. Мастер-класс с пошаговым фото

Роспись разделочной доски. Хохлома

Роспись разделочной доски. Мастер-класс

Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Путешествие по России: Архангельская область

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Уникальная галерея «Путешествие по России», расположившаяся вдоль северного фасада 7 павильона Улицы Мира «Вокруг света» в этнографическом парке-музее «ЭТНОМИР», знакомит с каждым регионом прекрасной, многоликой, необъятной страны России. Все 85 субъектов федерации представлены информативно и красочно.

Познакомьтесь с инфощитом, посвящённым Архангельской области, рассмотрев все указанные на нём достопримечательности, знаковые места, памятники и явления. Приезжайте гулять по этнографическому парку, расширять кругозор, восполнять пробелы в знании своей и других стран!

↑ Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода.

Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Мезенская роспись – история возникновения

Мезенская народная роспись или как её ещё называют палащельская, начинается с конца XIX века.

В Архангельской области вблизи реки Мезень было расположено село Палащелье, окружённое живописными лесами. Мезенская роспись, взявшая истоки у прохладной речки, так тесно связана с природой.

Суровый климат в этих северных краях приспособил людей выживать в тяжелейших условиях. Мужчины занимались охотой, рыболовством, вырубкой леса и обработкой дерева.

Ремесло плотника особенно ценилось за умение построить дом, а также изготовление и роспись деревянных изделий. Мальчиков с самого детства обучали этому ремеслу.

В старину контуры рисунков наносили самодельной кистью (тиской), сделанной из пряди волос или палочкой из древесины, заострённой с одного конца и густо размочаленной. Роспись выполняли перьями птиц, водившихся в диких лесах, глухаря или перепелки.

Убранство и кухонная утварь скудных жилищ народов этого края постепенно приобретали чёрно-красные оттенки.

В основном расписывали прялки, хлебницы и коробейки для хлеба не только для личного домашнего быта, но и для продажи на ярмарках в деревнях, расположенных неподалеку.

Роспись фасадов и убранство изб привносило в жизнь деревенских поселений радость и красоту. А кажущийся, на первый взгляд, простой символичный орнамент, оберегал людей от злых духов. И они верили в это.

Символизм мезенской росписи

Благодаря мезенской росписи можно проследить морфологические воззрения народов Севера. Рисунок состоит из нескольких ярусов – краеведы и этнографы пришли к выводу, что это отголоски шаманских традиций. Эти «этажи» изображают миры: нижний, средний и верхний. Считается, что там, где изображены кони, олени черного цвета – это мир мертвых, красного – живых, а птицы, которых можно увидеть на самом верху – это мир духов.

При этом кони являются символом плодородия (не только урожая на полях, но и деторождения).

Ярусы разделены линиями. Пряма – это земля, но при этом она же означает и небо. Тут зависит от того, где ее нарисовали внизу или сверху. Самые старые мифы говорят, что человека боги сотворили из глины, потому земля — это еще и символ материнства, первородства. Может она быть изображены, в данном случае, в виде повторяющего знака «квадрат»

Немаловажный элемент мезенской росписи – вода. Если вы подумали, что ее изображают волнистой полосой – то не всегда. Вода рисуется косыми чертами – это и дождь, и снег, и град. Волнистая линия, которая может быть водой всегда соседствует с прямой линий земли или небесной тверди. Если внизу – это реки, а если с небом – облака. Так же часто рисуются рядом утки.

Следующий элемент – это ветер, воздух. Тут все просто – он рисуется черточками горизонтальными, которые разбросаны по всей поверхности орнамента. Также они могут означать духов.

Древние матер изображали и обуздание стихии ветра: черточки наносились на две перекрещенные косые черты – как бы лопасти мельницы.

Огонь – он греет, защищает, но может быть и страшной неистовой стихией. Его считали живым наши предки, ежегодно обновляли, «поселяя» в печь новы огонек, полный сил. Также огонь ассоциировался с солнцем в мезенской росписи его изображают в виде спиралей.

В мезенской росписи изображают животных: коней, оленей, уток. Есть рисунок деревьев, особенно часто можно увидеть ели: да одинаковых и посредине одно большое. Такие орнаменты встречают на росписи мебели, прялок.

Можно найти и бьющихся на конях всадников. По всей видимости – это изображение духов или богов. Неземное происхождение героев таких сюжетов подтверждают солярные знаки – спирали возле ног коней, да и их внешний вид с неестественно-тонкими ногами, решетчатым рисунком на теле. Часто можно увидеть у таких лошадей вместо копыт – перья. Такой знак говорит о небесном происхождении животных или о том, что они из Прави. (Три мира: Явь, Навь, Правь)

Олени рисовались одинаково с лошадями, только у них вместо гривы – рога.

Мезенская роспись картинки

Для нанесения рисунка на деревянной досочке художнику понадобятся кисти, краски чёрного и красного цветов, чертежная линейка, карандаш и ластик, лак для покрытия готовой работы.

Процесс росписи достаточно кропотлив из-за прорисовки мелких деталей:

  • толстой кистью на переднюю поверхность предмета мастер сначала наносит фон (охру);
  • деревянная заготовка разлиновывается карандашом на части, таким образом, чтобы в середине осталось достаточно места для нанесения центрального орнамента;
  • вверху и внизу по краям делаются эскизы многоуровневых рядов для будущих символов;
  • следующий этап – детальный набросок главных мотивов рисунка, а затем и второстепенных;
  • далее следует работа с красками. С помощью палитры и кисточки красным цветом закрашивают все элементы и символы, а также линии;
  • фигуры основной композиции заливают равномерно одним тоном;
  • после этого этапа изделию дают высохнуть в естественных условиях на воздухе;
  • затем художник начинает работать с гуашью чёрного цвета, прорисовывая уже детали основного орнамента, например, гриву или хвост коня, солнечные лучи или крылья птицы в полёте;
  • в верхней и нижней частях прорисовывается композиция, дополняясь символичными элементами;
  • после высыхания краски остатки карандаша удаляются ластиком;
  • в завершение расписанную поверхность покрывают лаком и отправляют сушиться в печь.

История

Корнями искусство Борка вплетается в историю иконописи северной школы. Относится промысел к белофонной северодвинской росписи, среди других известных представителей этого течения – пичужская, ракульская, пермогорская.

Борецкой росписи по дереву свойственен насыщенный, напряженный и густой колорит, присущий иконописным образцам. Специалисты неслучайно сравнивают ранние работы борецких мастеров с эстетикой церковного иконостаса.

Особое внимание приковано к растительным узорам промысла: очень динамичный, сочный, с ярким цветовым наполнением узор глубоко традиционен. И даже в этом сюжете проглядывается связь с иконописью – золотой тюльпан, изящно вписанный в борецкий сюжет, встречался на многих иконах 17-ого столетия

Промысел связывают, в первую очередь, с именем Пелагеи Амосовой (более известной как мастер Польникова). И хоть талантливыми живописцами были и ее братья, расписанные борецкой умелицей прялки обрели куда большую славу.

Схема росписи одной из прялок стала стойкой, композиционно основополагающей: сват, поднимающийся по высокой лестнице, изображенный на прялке, встречается в мотивах росписи и в настоящее время.Классические сюжеты повторяются, хотя встречаются и современные авторские элементы. В древности мастера расписывали дерево в больших и малых формах – ставчики, туеса, короба, предметы домашнего обихода и не только. Но ближе к 20-ому веку яркие, самобытные узоры остались только на прялках.

Искусство декорирования красками

Мезенская роспись — декоративно-прикладное искусство. Помимо прялок, мезенская роспись применялась для украшения домашней утвари (коробов, прялок, шкатулок, лукошек, сундуков, ковшей, чашек, ложек, решет). Мезенские изделия расписывались в весеннюю пору. Изготовление их для продажи было большим подспорьем в каждом хозяйстве. Коробья в конце 19-начала 20 века расписывали в отличие от прялок крупными розетками, состоящими из овалов и кружков. Наклонными полосами украшали обручи.

Мезенские изделия и в наши дни высоко ценятся любителями народного творчества. Искусство росписи мастеру деревни Селище Ивану Фатьянову передал по наследству его отец. Он искусно расписывал лукошки и с успехом их продавал. Самой древней русской династией мастеров росписи были Аксеновы. Известны также своим ремеслом Федотовы, Новиковы, Шишкины, Кузьмины. Самым выдающимся мастером–художником, роспись которого никого не оставляла равнодушным, потому что всю душу он вкладывал в свое дело, был Федотов Василий Климентьевич, которого односельчане называли Вася Климович.

Современные ученые, изучающие мезенские изделия, считают роспись на них аграрной. На это указывают многочисленные прямоугольники, которые символизируют вспаханные пашни. В таких животных, как «уточка» и конь, узнаются символы заката и восхода. У северных народов эти животные всегда ассоциировались с солнцем: утицы-солоницы, конь-огонь.

Мезенские изделия содержат в рисунках изображение «курочки», которыми также украшали крыши домов наряду с конями. “Курицы и конь на крыше – в доме тише”, — известная славянская поговорка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий