Как правильно выбрать художественные кисти?

Как выбрать качественные кисти

Стремясь правильно выбрать кисточки для рисования, необходимо знать, какие они бывают, из чего делают кисти и для каких красок они предназначены. Так, например, чтобы рисовать гуашью или акварелью, применяют белку, колонок и синтетику. Все они имеют свои качественные характеристики:

  • Колонок пригодна для всех стилей живописи, но цена ее довольно высокая.
  • Белка идеальна для акварели, а синтетика – для рисования акрилом.
  • Кисточка пони является неплохой альтернативой кисточкам колонок и белка.
  • Кисть, изготовленная их свиной шерсти, больше подходит для масляных красок.
  • Кисть из барсука используют для мягких красок.
  • Соболь по своему качеству обладает свойствами колонка и белки, но такой щетиной можно писать крупные работы и миниатюры.
  • Синтетика – непригодные кисти для акварели, их чаще используют для акрила.

Любая кисть изготовлена из ручки, волосяного пучка и цоколя. От качества этого инструмента для рисования зависит, удобно ли будет работать художнику. В свою очередь, от качества всех составляющих кисти зависит ее долговечность в использовании.

Широкий ассортимент художественных кистей на сайте https://swanam.ru/ .

Чтобы правильно выбрать размеры кистей и сам инструмент, нужно сосредоточить свое внимание на следующих моментах:

  • материал, из которого изготовлена кисть – кисточкой хорошего качества удобно пользоваться;
  • ручка кисти должна быть гладкой;
  • ее длина должна быть удобна для пользователя.

Цоколь кисточки максимально плотно должен охватить ручку, фиксируя волосяной пучок неподвижно. На нем не должно быть шва, чтобы инструмент было удобно держать в руке

Самой важной частью изделия является волосяной пучок, который отличается по материалу. Синтетическая кисть для рисования по качеству хуже, чем натуральные кисти

Такие инструменты для рисования классифицируются по номерам.

Художники знают, как выбрать кисти и какие их виды имеются в продаже. На правильный выбор влияет и размер кисти, а также то, какими красками планирует рисовать специалист художественного творчества. Одному подойдут тонкие кисти, другому нужна круглая.

Кисть с хорошим волосом обладает следующими качествами:

  • ее волоски эластичные;
  • при намокании они не теряют форму;
  • не выпадают в ходе работы;
  • клей, которым они скреплены, не выходит за пределы обоймы.

На все эти характерные признаки необходимо обратить внимание, чтобы выбрать хорошую кисть. На видео: как правильно выбирать кисточки для рисования

На видео: как правильно выбирать кисточки для рисования.

Формы кистей

Конфигурация художественных кистей может быть разной. Самые распространенные формы – это круглая и плоская. Но на рынке товаров для рисования с легкостью можно найти кисточки заливочные, контурные, ретушные, для каллиграфии и т.д.

Формы кистей

Кисть круглая

Многие художники называют ее универсальной и ценят за закругленный кончик во влажном состоянии. Такая кисточка пригодна для создания разнообразных форм и эффектов, а также прорисовывания тончайших деталей. Кисть такой формы – старейшина среди товаров для художников, активно применялась творцами Средневековья, использовавшими густые масляные краски. Сегодня за счет разных материалов в волосяном пучке круглые кисточки могут применяться при прорисовке миниатюр, создании шрифтовых, заливочных работ и пр.

Кисть плоская

При создании акварели сегодня часто используются плоские кисти. Основное предназначение – смачивания листа крупного формата, заливка фона градиентным или однородным тоном. Также подходит для прорисовки деталей и нанесения лака. Позволяет наносить одним мазком широкий слой краски, создавать поворотом ручки пятна интересных форм и т.д.

Кисти для каллиграфии

Предназначение инструментов для каллиграфии – создание четких линий. Но их также можно применять и в акварели, поскольку такие кисточки дают возможность выписывать интересные текстуры, мельчайшие детали за счет тонкого кончика в намоченном состоянии. Иногда крупные кисти для каллиграфии используют в акварели для заливки фона. Наиболее ценными считаются кисточки с комбинированным ворсом, у которых одна часть волосяного пучка состоит из мягкого материала, а вторая – из жесткого.

Заливочные кисти

Являются разновидностью круглых кисточек. Отличаются значительной толщиной и исключительно мягким ворсом в волосяном пучке. Идеальны для заливки больших площадей в акварельной живописи, также подходят для плотных базовых мазков.

Контурные кисти

Это плоские кисти с укороченным волосяным пучком. Короткий ворс демонстрирует большую упругость и дает художнику возможность контролировать качество мазков. С помощью такой кисти хорошо выделяется контур. Может использоваться для создания плавного перехода из одного цвета в другой.

Ретушные кисти

Такие кисточки еще называют скошенными. За основу взята плоская форма основания, а волосяной пучок имеет скос под углом. Ретушные кисточки используются для прорисовки четких линий, очерчивания острых углов. Незаменимы при создании эскизов, набросков.

Кисти для миниатюр

Уже из названия видно, что такие кисточки используются для создания тончайших линий и едва заметных точек на полотне. Тонкие кисти круглой формы, с короткой или средней длиной волосяного пучка.

Белка, колонок, пони… Какой ворс выбрать?

Когда я учился в школе, особо выбирать не приходилось – красили теми кистями, которые удавалось купить. До сих пор помню, хотя давно уже не видел, кисточки с ворсом из стриженной лески. Нет, это была не щетина, а самая натуральная леска, только тонкая.

Позднее, в художественной школе, педагоги нас нещадно гоняли за синтетические кисти. То есть, за кисти с ворсом из искусственного меха. Но в конце 80-ых – начале 90-ых уже было не до изысков. Беличьи кисти доставались не многим. Для нас же было большой удачей купить кисти с ворсом из уха коровы. Даже не знаю, можно ли сейчас найти такую кисть?

Так вот, на ручке кисти обязательно наносится название животного, которое поделилось своей шерстью для создания кистей.

Белка

Думаю, не ошибусь, если назову этот ворс элитой ворсяного мира. Самые лучшие кисти делаются из белки. Отличительная особенность: исключительно тёмный, почти чёрный, ворс и они очень мягкие. Вместе с тем – отлично держат форму, набирают много краски и хорошо формируют штрихи. Цена, конечно, куда выше всех остальных, но оно того стоит. Единожды обзаведясь беличьими кисточками, вы непременно купите для них отдельный пенал, и научитесь угрожающе шипеть на каждого, кто хотя бы попытается достать беличью кисть без вашего дозволения.

Колонок

Следующий по популярности ворс. Колонок – это такой сибирский зверёк, обладающий пушистым рыжеватым мехом. Следовательно, и кисти из колонка – тоже рыжие. Они более упругие, в сравнении с беличьими. Колонок вбирает в себя несколько меньше краски, зато его упругость позволяет очень удобно прорабатывать мелкие детали, которыми изобилует стендовый моделизм.

Пони

Пожалуй, самая доступная кисть с ворсом из меха пони. Ну, или шерсти – как угодно. Волос более жёсткий, нежели у белки. Более толстый. И расстояние между шерстинками в пучке – тоже больше. Поэтому воды и краски такая кисть набирает меньше.

Отличительная особенность таких кистей – расходящийся волосяной пучок. Кстати, номер 16-18 из пони замечательно сгодятся для того. чтобы обмахивать модели от пыли.

Кисть из синтетики

Для ворса в такой кисти используется синтетический нейлон. Из такого когда-то делали шубы. Да и сейчас искусственный мех встречается довольно часто. По замыслу, нейлоновая кисть – это синтетический аналог колонковой кисти. Она не уступает колонку по своей упругости, хотя и обладает большей жёсткостью. Влагу впитывает хуже, поэтому художники-акварелисты её, синтетику, недолюбливают. А вот для тех, кто работает с акрилом, синтетическая кисть подходит очень даже замечательно.

Лично я, например, могу даже спутать синтетику и колонка. Но только если крашу акриловыми красками.

Кисть из щетины

Ну, и, пожалуй, последняя в нашем списке, но не по значению – это кисть из щетины. Да, это относится к свинине. Нет, это не из носа. Для изготовления кистей используется ушной волос свиньи. Щетину подвергают специальной обработке, затем отбеливают и только тогда она становится пригодной для использования в художественных кистях.

Кисти из щетины отлично подходят для работы с акриловыми и масляными красками. Создание царапин, сколов, повреждений – со всеми этими задачами замечательно подходит щетина. Приём “сухая кисть” тоже лучше всего практиковать именно с этими кистями. Как видите, у щетины очень широкий потенциал.

Круглые кисти

Эти инструменты считаются универсальными, так как с их помощью можно создавать самые разные формы и добиваться интересных эффектов. Они примечательны еще и тем, что удерживают много краски, поэтому мазки получаются четкими и сочными.

Круглые кисти бывают заостренной или овальной формы. Первые незаменимы для прописывания тонких линий, обводок и других мелких деталей. Ими удобно вписывать отдельные мазки точно туда, где это нужно. Вторые пригодятся для моделирования объемапредметов и растушевки. Толщину и длину мазка легко изменить, не отрывая руки от рисунка. Боковой стороной можно выполнять широкие мазки разной формы.

Кисти для рисования. Как правильно выбрать кисть?

Чтобы правильно подобрать тип кисти, следует учесть ряд факторов: для каких материалов её подбираете, какие приспособления используете, конечно же, ваш бюджет

Также нужно обращать внимание на следующие аспекты. Форма пучка и предназначение кисти имеют прямую связь

Вот перечень наиболее популярных форм для покраски.

КРУГЛАЯ Считается универсальной кистью. Отлично подходит для рисунка, создания образа. Используя круглую кисть, можно подобраться к самым неудобным местам.

ЛИНЕЙНАЯ Как правило, длиннее круглых, создает четкие линии, длинные мазки и, кроме того, подходит для нанесения надписи.

ТРАФАРЕТНАЯ Кончик данной кисти тупой и плоский, а покрасочный материал наносится вертикальными ударами. Такой инструмент применяется для покраски посредством трафарета.

КОШАЧИЙ ЯЗЫК Вариант плоской кисти с купольным или овальным сечением. Она достаточно универсальная – ее можно использовать как плоскую кисть, а также перпендикулярно к поверхности, как это происходит с круглой. Идеально наносит тонкий мазок. Выбирая кисти для рисования в форме кошачьего языка, вы сможете сделать идеально тонкие линии.

Выбор щетины, что может показаться странным для начинающего художника, тоже очень важен. Щетина может отличаться жесткостью, стойкостью к износу.

Свиная щетина Великолепный выбор для масла и акрила. Такая кисть также прекрасно подходит для работы с краской густой консистенции. Она более дорогостоящая. Нарисованная маслом своими руками икона как подарок будет идеальным презентом во всех смыслах. Не только из-за высокого качества исполнения, достигнутого благодаря хорошим кистям и краскам, но и из-за положительного эмоционального настроя.

Барсук Кисть из барсучьего меха идеальна при работе умеренной густоты красками. Обычно имеет коническую форму.

Синтетические кисти Нейлоновые кисти не годятся для работы с акварелью, а вот для умеренно разбавленного акрила они подходят великолепно. Ручка для кисти должна быть эргономичной, чтобы рука художника уставала минимально.  Кисти с длинными ручками применяются для письма масляными красками. Такая ручка дает возможность человеку расположиться на удобном расстоянии от объекта.

Проверить качество инструмента можно по следующим показателям: острый кончик, жесткость и управляемость текучестью. Опустите кисть в воду. Новая долго впитывает ее. После этого легонько постучите кистью по пальцу: если она высокого качества, то примет остроконечный вид. Волос же кистей некачественных обретает неопрятный внешний вид. По завершению проверки на образование острого кончика и жесткости пройдите кистью по поверхности для того, чтобы определить текучесть.

Кисти белка

Традиционная, всем хорошо знакомая кисточка – беличья, она мягкая, тонкая и эластичная, мазки получаются сочными и яркими. Обычно она состоит из деревянного стилуса, оцинкованной оплётки, зажимающей волос белки. Кисточки с разным ворсом.

Беличья кисть прекрасно держит форму, не ломается, хорошо впитывает влагу и легко моется под струёй воды. При соприкосновении с бумагой и другими поверхностями (фарфором, фаянсом, деревом), волоски не разъединяются и ведут чёткую линию, без “полос”.

Самыми ценными у художников считаются кисти из верхней части хвоста сибирской белки. Самый лучший ворс находится именно в хвосте белки, волоски там наиболее длинные.

Мех белки имеет хорошие показатели по удерживанию влаги, чем он выгодно отличается от волоса колонка при работе с акварелью, темперными красками. Кисточка из белки при намокании собирается в один плотный пучок, что подходит для кропотливой контурной работы. Её можно подолгу держать в воде.

Беличьи кисти – в основном круглые, но из белки могут делать и кисти другой формы.

Итак: кисти из белки применяются в основном для работы с акварелью и красками на водной основе. Для масляных красок беличьи кисти не подходят, они очень нежные и от растворителя сразу начинают вылезать.

За беличьими кистями нужно ухаживать, мыть после использования, подсушивать, складывать в коробку.

Кисти для покраски стен

И так, что собой представляет кисть? Казалось бы, простое устройство, но все не так просто, как кажется. Разберем из чего и как она устроена:

Щетина.

Если у кисти присутствует не один ряд щетины, а несколько, то он является качественной. 2. Клинья – на них разделяют волокна. Клинья помогают наполнить и задержать внутри кисточки краску или любой другой ЛКМ. Согласно широте и фактуре кисти необходимо выбрать размер и величину клиньев.

Клеевой состав.

С его помощью волокна прикрепляют к клиньям. Чем лучше характеристики у клеевого состава, тем долговечнее будет служить вам кисть. Ведь если щетина крепко и надежна, соединена промеж себя, то и при работе с ЛКМ она не будет выпадать и оставаться на стенах, потолке или любой другой, обрабатываемой поверхности.

Бандаж.

Соединяет верхнюю часть (голову) с ручкой кисти, располагаясь по ширине щетины, вокруг ее клиньев. Изготавливается в основном из нержавейки и обрабатывается антикоррозийной смесью, чтобы не образовывалась ржавчина.

Ручка кисти или рукоятка.

От ее характеристик зависит удобство, удержания кисти в руке. Профессионалы отдают большое значение этому параметру, ведь они на протяжение долгого времени держать кисть в руках и работают ею. Рукоятка должна изготавливаться из таких материалов, при которых кисть будет прочно держаться в руке и не выскальзывать из нее.

К таким материалам относится:

  • дерево – стандартный вариант;
  • пластик с жесткими характеристиками;
  • соединение мягких и жестких полимерных материалов.

На данный момент для профессионалов изготавливают различные рукоятки, лишь бы они удовлетворяли вкус мастера, удобно ложились в руку и облегчали работу

Так же профессионал посоветует вам обратить внимание на все составляющие кисти, ведь даже характеристики клеевого состава являются важным показателем, который делает срок эксплуатации изделия выше

Каждое составляющие должно быть оптимально подобрано, чтобы соответствовать нужным характеристикам

Но особое внимание обратите на щетину, ведь она является важным компонентом, обеспечивающим работоспособность кисти. Кисточки изготавливают из натуральных, искусственных и смешенных материалов

Смешанная щетина

Если вам нужна кисть, которая будет соединять в себе достоинства натуральной и искусственной щетины, то необходимо остановить выбор на кисти из смешанной щетины. Ведь ее волокна будут хорошо отдавать краску, как волокна из натуральной щетины, и сохранять упругость кисти, если вы будете проводить работы с водоэмульсионными ЛКМ, как сохраняет форму кисти искусственная щетина.

Кисть из смешанной щетины является оптимальным выбор, так как соединяет в себе лучшие характеристики натуральных и смешанных волокон, и может использоваться с любым ассортиментом из ЛКМ. У смешенной щетины есть такие положительные характеристики, как высокий износ, отличное поглощение краски, удерживание внутри себя и ровное нанесение на рабочую поверхность. Работая с пропитками, морилками, защитными составами для дерева, кисть из смешанной щетины будет не заменимым помощником.

Искусственная щетина

При изготовлении кисти из искусственной щетины используют так называемую кистевую щетину, которая состоит из полиэфирного и полиэстерового волокна. Кисть с такой щетиной можно использовать и при работе с лакокрасочными материалами, которые в основе содержат воду, так как такая щетина не изменит свою упругость. Кисть с искусственной щетиной имеет высокий срок эксплуатации, износоустойчива при работе с ней и не теряет форму при взаимодействии с водорастворимыми ЛКМ.

Эти свойства помогают искусственным волоскам сдерживать внутри себя краску и равномерно наносить ее на рабочую поверхность. Если вы проводите работы с водоэмульсионными ЛКМ, то мы посоветуем вам применить кисть именно из искусственной щетины. Ведь при взаимодействии с водоэмульсионннкой искусственная щетина не потеряет свою упругость, а значит и сохранит все свои характеристики в норме.

Но стоит помнить, что у искусственных волосков нет чешуйчатой структуры, соответственно и краскозабор у нее ниже, не же ли у натуральной щетины. При изготовлении кистей с искусственной щетиной нет необходимости соблюдать меры по длине и густоте щетинок, в данном случае эти свойства не критичны.

Специальные кисти

К этой группе относятся инструменты, предназначенные для специфических живописных работ, например, каллиграфии, или создания необычных художественных эффектов:

  • ретушные кисти из-за характерного скошенного под углом пучка, называют скошенными. Обычно они используются для эскизов и набросков, поскольку линии, проведенными ими, получаются очень четкими с очерченными углами. Также они нужны для рисования точных мазков в труднодоступных местах работы;

кисти филберт из-за своеобразной формы пучка часто называют кошачьим языком. Они подходят для выполнения крупных и мелких деталей, создают красивые плавные линии и цветовые переходы. Идеальны для каллиграфии и художественной росписи;

веерные кисти применяют для растушевки уже нанесенной краски. Сухая кисть создает эффект затенения, а влажная покрывает фон изящными полосками разной толщины;

Если вы увлекаетесь техникой скоростного рисунка или любите рисовать акварелью на улице, то стоит обратить внимание на кисти с резервуаром (брашпены). Они имеют специальный резервуар для воды, из которого она постепенно поступает в пучок и смачивает его

Вам нужно только набрать кистью краску на палитре.

Устройство художественной кисти

Всё-таки моделист – это художник. Маляр, конечно, тоже – просто у него картины несколько иные. Но и первый и второй пользуется кистями, которые имеют. примерно, одинаковое устройство.

Как сказал классик: “Самое интересное всегда кроется внутри”. Это снаружи кисть устроена просто: ручка, обойма, волосяной хвост. На самом деле всё несколько сложнее.

Например, ручка хорошей кисти делается из берёзы, которая затем покрывается лаком. Оптимальная длина ручки такова, чтобы кисть опиралась на кисть (каламбур какой).

Если же ручка по какой-то причине короткая, а кисть очень уж хорошая – нарастите ручку чем-нибудь. Хотя бы трубкой подходящего диаметра. Инструмент должен быть эргономичным и правильно управляться.

Ворс тоже не собирается абы как: волосяной пучок обвязывается льняной нитью; корень пучка обязательно проклеивается, и только потом вставляется в обойму и обжимается.

Хорошая, качественная кисть имеет две полоски от обжимки, которые располагаются возле ручки. Если продавец будет вас уверять, что достаточно и одной полоски, потому что вторая обжимка – вот, возле выступающего ворса, можете рассмеяться и уходить. Обойму возле ворса обжимают только для того, чтобы придать форму кисти и предотвратить выпадение пучка. Одинарная же обжимка “подкузьмит” потом, когда обойма начнёт покачиваться на ручке.

Далее, у ворса принято выделять две зоны: брюшко и вершинка. Вершинка формирует штрих, через неё поступает краска к поверхности, грубо говоря, кисть красит своей вершинкой. Брюшко же – как и любое другое брюшко – вмещает в себя запас краски. Чем объёмнее брюшко, тем реже приходится нырять в палитру, тем длиннее будет формироваться штрих кисти.

Материалы, из которых делаются кисти

Условно кисть состоит из 3-х частей: волосяной пучок, обойма и ручка.

Как правило ручка делается из твердых пород древесины с никелированной обоймой. Также корпус кисти может быть полностью из пластика или металла (например, у складных кистей). В качестве эксклюзива (обычно в китайской живописи) для ручки могут использоваться различные минералы, нефрит, бамбук, керамика, слоновая кость и др.

По материалу волосяного пучка кисти можно поделить на натуральные, смешанные и синтетические.

Кисти из натуральных волос

  • Белка Самые известные всем кисти. Качественные кисти делают из волосков с хвоста белки, причем взятый вверху хвоста ворс гораздо ценнее. Кисть набирает много воды и долго ее удерживает. Такие кисти универсальны для акварельной техники, т.к. круглая форма с острым кончиком дает много возможностей.
  • Колонок Один из самых дорогих материалов. Ворсинки колонка у самого основания жестче и толще, а на конце мягче. Волос по сравнению с беличьим меньше набирает воды, но очень эластичный и упругий, удобный для мелкой детализации. Подходит не только для акварели, но и для других живописных техник.
  • Соболь Дорогой материал. Волос похож на колонок. Особенностью этих кистей считается их долговечность.
  • Пони Волос более жесткий и толстый по сравнению с беличьим, поэтому из-за большого расстояния между ворсинками кисти не так хорошо берут и отдают воду. Не собираются в конус. Широко используются в детском творчестве.
  • Коза В акварели – на любителя. Подходит для сухой акварели и создания фактур. Идеальна для каллиграфии. Волос мягкий, упругий, но плохо собирается в конус и хуже отдает воду.
  • Щетина Кисти изготавливают из ушного волоса свиньи. В акварели подходят для рисования по бумаге с грубой фактурой. В основном используются в масляной живописи.

Также есть кисти из волоса коровьего уха, куницы, енота, барсука, лисицы, верблюда, овцы и т.д. Для китайской живописи применяются диковинные для нас кисти из ворса зайца, медведя, волка, перьев курицы.

Кисти из смешанного волоса

Обычно собраны в оптимальной пропорции из натурального ворса (например, белки или колонка) и синтетического. На вид и в работе трудно отличить от натуральной.

Синтетические кисти

Мои любимые! Изготавливаются из нейлоновых, полиэстерных и др. волокон. Отлично имитируют натуральный волос и собираются в конус с острым кончиком. Раньше считались менее долговечными, чем натуральные, но сейчас я с уверенностью могу сказать, что синтетические качественные кисти служат мне дольше натуральных!

Синтетической волос на основе нейлона жёсткий и не отдаёт воду, используется для масляной живописи и акрила, для акварели не подходит.

Для акварели подходит волос на основе сложных полиэфиров. Такие кисти легко собираются в пучок и очень эластичны.

Высоко ценится качество японских синтетических кистей. Для волокна на производстве используют метод вытягивания. Волос кисти не обрезается как в обычном производстве, а вытягивается под определённым углом. Такие кисти часто называют искусственным колонком. Также они устойчивы к едким жидкостям (клей, разбавитель и т.д.).

Лично я пользуюсь только синтетическими кистями, т.к. для меня очень важен вопрос этичности в сфере использования натурального меха, да и в работе я разницы особой не вижу.

Сейчас современные материалы не уступают по своим свойствам натуральным, и даже превосходят их. Поэтому выбор за вами.

Материал обжимного кольца (обойма)

Для изготовления обжимного кольца используют нержавеющую сталь. Обойма является бесшовной, ее делают цельнотянутым способом. Работы для отделки обоймы следующие: никелировка, хромирование, золочение, покраска. Обойма встречается разных оттенков: серебряного, черного, золотого, фиолетового, синего и пр.

Обоймы завернутых типов имеют шов. Для их изготовления используют стальные полосы. А специальный автомат их сворачивает и обжимает пучки. Эти обоймы уже не применяют, теперь производят бесшовные.

Пластиковые, как и прорезиненные, обоймы можно встретить на специальных кистях, которыми выполняют не длительную работу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий