История зарождения искусства и его развитие
Искусство зародилось в Китае в VI -VII вв. н.э. Ветки сосны
и кипариса, цветки роз и лотоса – первые растительные элементы для аранжировки.
Растения помещали в бронзовые сосуды.
В Х-XII вв. религиозный обряд приношения богам постепенно
упраздняется, начинается расцвет светской культуры. Икебанамиукрашали дворец императора и имения
аристократов. При дворе императора проводились соревнования по аранжировке.
В XVI веке появляется чайная церемония. Икебана в сдержанных, спокойных оттенках и простых формах находится
в беседках во время чаепития.
В XVII-XIX вв. окончательно оформились основные направления
и школы, а само искусство стало национальным достоянием Японии.
Что это такое?
Цветочное искусство из Японии дословно переводится как композиция из живых цветов. Именно в Японии икебана получила настоящую популярность, и распространение по всему миру пошло именно оттуда. История возникновения составления букетов началась в XV веке, когда монахи создавали цветочные букеты как дар богам в храмах. Дары для японских богов формировались по принципу умеренности, изящности, натуральности.
Довольно бутона, лепестка, ветки, чтобы настоящий мастер создал из них шедевр, отразил красоту естественной природы и вложил смысл. Мастер икебаны не только создаёт букеты, он отражает своё внутреннее состояние, показывает красоту души, мировоззрение, бесконечность космоса. Цветок – не только основа композиции, он и символ вечной жизни.
Есть легенда, которая гласит о том, как зародилось искусство живых цветов. Когда-то давно смерч невиданной силы истребил огромное количество флоры в Японии. После этого монахи обошли исковерканные сады, собрали обломки растений и цветов. С этим удивительным даром они обратились к богам с молитвой, вопрошающей о восстановлении истерзанных садов. Будда услышал их, и вмиг сады стали снова пышными и роскошными, как до урагана. Это послужило началом цветочных подношений, в каждое из которых монахи старались вложить просьбу, призыв, благодарность.
Специалисты выделяют ряд особенностей, которые делают икебану отличной от стандартной флористики:
- не только эстетическая, но и смысловая выразительность, отображающая мысли, настроение, идеи человека, который её составляет;
- абсолютно логичная взаимосвязь между всеми частями композиции;
- объём, благодаря которому эффектность композиции можно оценить с любой точки обзора;
- качественный баланс, продуманная цветовая палитра, соотношение цветов, их размещение, гармония светлого и тёмного, мелкого и крупного так, что композиция выглядит целостной;
- грамотное акцентирование, чаще всего роль акцента играет один нестандартный предмет — экзотическое растение, причудливо изогнутая ветвь — вокруг которого тактично располагаются остальные элементы, подчёркивающие выразительность акцента;
- гармония основы, то есть правильный выбор сосуда считается очень важным — это могут быть фон, подставка, чаша, но они обязательно должны быть включены в общую композицию, быть в органике с ней.
Японцы считают композиции в стиле икебаны искусством, там этому долго и кропотливо обучают. Невозможно овладеть искусством игры на скрипке за одно занятие, так и флористика требует постоянных и неустанных занятий, самосовершенствования.
Вертикаль отражает прежде всего полёт, радостные эмоции, взлёт настроения. Горизонталь – спокойствие до равнодушия, отстранённое отношение, меланхолию. Понятие цвета также способно многое выразить, например, оттенки тёплого спектра – жёлтый, апельсин – символизируют радостное настроение и позитив, миролюбие, расположенность к другим. Холодная гамма – синий, голубой, серый – выражает спокойствие, сдержанность.
Есть нейтральные палитры, например, зелень, которая соединяет все другие тональности в единый сюжет. Мастер умеет поиграть с оттенками и контрастами, чтобы выразить свои эмоции пробудить их в других.
Школы
Всего существует не одна сотня школ икебана, но за все время существования наиболее известны и влиятельны три из них:
Икэнобо
Из всех других сформированных школ она была первой. Свое название она получила благодаря основателю – Икэнобо Сэнкэй, который жил в домике у озера в Киото в XV столетии. Он был монахом и составлял храмовые композиции, которые были довольно скромными внешне, но достигали отнюдь не скромных размеров – до двух метров. В школе Икэнобо использовались в основном стили рикка и сёка.
Охара
Школа появилась в последние годы XIX века и подарила искусству новый стиль – морибана. Его особенность заключается в том, что основа композиций – низкие вазы, наполненные водой, с плоским дном.
Морибана
Согэцу
Согэцу была основана в третьем десятилетии минувшего века. Школа увидела свет благодаря выдающемуся человеку искусства Софу Тэсигахара.
Он первым начал использовать в японских букетах наряду с природными материалами искусственные: металлические, тканевые, пластиковые изделия. С этого момента икебаны покинули пределы обычных домов и помещений, выставляясь теперь в парковых зонах, на тротуарах и даже в метро.
Икебана в метро Киото
Школы и стили
Первая школа была открыта в городе Киото в XV веке монахом
Икэнобо Сэнкэй. В этот период композиции обучались как одному из элементов
религиозного служения. Первые икебаны имели высокую основную линию 1-1,5 м в
высоту. В пространстве храма они символизировали стремление человека к богам.
Стиль Рикка отличался грандиозными конструкциями, точностью
линий. За основу брали бамбуковые стебли и сосновые ветви, а прочие растительные
элементы считались дополнительными. В стиле Рикка растения символизировали
священную гору.
Над одним произведением работало одновременно несколько
мастеров. Учились в школе Икэнобо всю жизнь, а звания мастера достигали только через
20 лет обучения. В XXI
веке икебану Рикка составляют для больших религиозных светских праздников.
Нагэирэ
Простые и лаконичные композиции в высоких вазах появляются в
XVI веке вместе с чайной церемонией. В простоте и натурализме стиля
прослеживалось влияние школы Икенобо: высота сосуда с одним возвышающимся
цветком составляла до 1,5 м.
Сёка
Секулярный, светский стиль, который пришел на смену Рикка,
сформировался в XVIII
веке. В нем отражается традиционный принцип треугольника. Линейные формы
указывают на символическое взаимодействие человека с землей и небом. Растения
помещали как в низкие, так и высокие вазы.
Морибана
В 1897 году Унсин Охара основал новую школу, названную его
именем. В ней выделились стили Морибана и Хейка.
В начале XIX века в Японию привозят новые цветы и растения из стран
Европы. Их не использовали в традиционных школах. Под влиянием западной
культуры появился новый стиль. В нем сочетался натурализм и особенности
местности, естественная красота живых растений.
Для стиля Хейка берут узкие вазы, а для Морибаны – низкие
плошки. Растения опирают на края вазы или на специально предусмотренные
деревянные подпорки. В емкости с цветами допустимо добавлять воду. Кроме традиционных
материалов появляются камни, мхи и ветви. Кензан – держатель для закрепления
цветов помещают на дно плошки.
Согэцу
После двух мировых войн под влиянием европейской культуры
сформировался свободный стиль и авангардная молодая школа, основанная в 1929
году художником Софу Тэсигахара. В старых школах было недопустимо использовать
элементы неживой природы или искусственные материалы. Но художник и скульптор
решил осовременить японское прикладное искусство. Он использует стекло, камни,
металл, фарфор и даже веревки с цепями.
У мастеров XXI века на первое место выходит необычность формы, новизна и динамичность.
Например, ветви должны быть изогнуты необычным и даже причудливым образом,
чтобы привлечь внимание зрителя
Что выбрать для себя?
- Если вы чувствуете потребность в активных занятиях, ведете сидячий образ жизни, попробуйте заняться танцами, паркуром, велоспортом. Если вам не хватает адреналина, выбирайте экстремальные виды спорта – прыжки с парашютом, горные лыжи, парапланеризм.
- Туризм, альпинизм, рыбалка, байдарка подойдут вам, если вы любите проводить время на природе. Жажда новых впечатлений, желание увидеть новые места, приобщиться к чужой культуре – прекрасная база для того, чтобы путешествовать. Начните с групповых туристических поездок, затем, когда втянетесь, сможете планировать самостоятельные путешествия.
- Если вы устали от людей, хотите побыть в одиночестве, не выходить из дома – займитесь рукоделием – шитье, вязание, вышивание, плетение из бисера – эти занятия не только интересны, но и полезны – ведь они обеспечат вас большим количеством нужных вещей (одежды, украшений, деталей интерьеров). Все большую популярность приобретают такие занятия, как мыловарение и валяние из войлока.
- Если на вас периодически находит вдохновенье, и вы не знаете куда его девать – начните рисовать, займитесь музыкой или пишите. Если у вас нет идей для книги, попробуйте завести блог и записывайте туда мысли и идеи, которые вас посещают. Вам нравится мир, который вас окружает? Берите фотоаппарат и фотографируйте все вокруг.
- При выборе хобби учтите такой фактор как компания (допустим, если вы решили ходить в горы – первый раз лучше не делать этого самостоятельно, нужно найти группу и инструктора, или для занятий парными танцами желательно заранее обзавестись партнером) – если никто из ваших знакомых не разделит ваше новое увлечение — не беда. В интернете всегда можно найти единомышленников. Кроме того, учтите финансовую составляющую вашего нового занятия: так для горнолыжного спорта нужна соответствующая экипировка, для занятия фотографией – фотоаппарат, желательно зеркальный, с хорошим объективом. В зависимости от вашего финансового состояния, желаний и наличия компании, выберите дело, которое придется вам по душе.
История возникновения
О появлении искусства икебана гласит одна легенда. Однажды по Японии прошелся сильный ураган с грозой, который снес на своем пути все и разрушил деревья и кусты вокруг. Тогда буддийские монахи, возложив к статуе Будды веточку поломанного дерева, обратились к Учителю в надежде на то, что он поможет восстановить разрушенную растительность.
Удивительно, но спустя немного времени благоухание цветов вновь распространилось по опустошенным территориям, кусты распустили бутоны, а сады зацвели, вновь даря красоту окружающим. Так буддийские монахи начали частенько сооружать икебаны, чтобы сады никогда не переставали цвести.
Мнения историков по поводу того, когда появилась первая икебана, сильно расходятся. Принято считать, что на японские земли она пришла из Китая, и, как хризантема – символ императорской власти – распространилась по всей стране, точнее, по буддийской ее стороне. Изначально композиции изготавливали монахи, ими украшали храмы и даровали Будде как подношение.
Позже, в IX-X столетиях, композиции вышли за пределы храмов и распространились в домах обычных японцев. Приобретая более естественные, изящные формы, они стали неотъемлемой частью интерьера и принесли с собой гармонию.
Икебана на чайной церемонии в Древней Японии
К XII-XIV столетиям искусство переняли аскетичные самураи, поэтому сделали его более простым, скромным. Примерно в это же время в Японии развилась школа дзен-буддизма, поэтому букеты, символизируя путь к истине, напрочь лишились какого-либо шика, хотя остались все такими же красивыми и символичными.
Все изменилось в XVII-XIX веках, когда главными жизненными ценностями стали обычные радости и любование самой жизнью. Былой символизм в композиции стал не таким важным, как ощущение гармонии, которое дарили икебаны того времени.
Тематика
Очень важно вложить в ансамбль то настроение, которое владеет вами, ваше мировоззрение. Часто это может быть событие или просто воплощение погоды за окном
Времена года вносят определённые мотивы в икебану. Очень часто их составляют к какому-либо моменту, празднику, в подарок или для себя. Новогодняя, зимняя, рождественская тематика часто применяется в икебане, так же как и осенняя.
Весеннее настроение воплощается в основном при помощи цветов: тюльпанов, гиацинтов, нарциссов, фрезий и ветвей фруктовых деревьев. Прежде всего определитесь, какие из соцветий будут играть главную роль, а какие — второстепенную, вокруг этого строится весь ансамбль.
Алгоритм создания:
- готовим все элементы и инструменты;
- подготавливаем материал согласно размерам сосуда;
- фиксатор увлажняем, располагаем в ёмкости;
- вливаем воду до покрытия губки;
- убираем лишние листочки с цветов, подрезаем стебли;
- размещаем в центре более выразительные цветы;
- затем хаотично добавляем второстепенные цветущие растения;
- оформляем ветки фруктовых деревьев;
- небольшие цветы размещаем по краям, подчёркивая размер и выразительность центральных;
- поправляем все растения, придаём им нужное направление.
Осенние мотивы очень многогранны, они яркие, сочные и эффектные, при этом настроение увядания природы может быть как основным, так и полунамёком. Достаточно яркой ветви с красивыми осенними листьями, соединённой с цветами в тон, чтобы получить изящный ансамбль. Фантазия здесь ничем не сдерживается.
Предлагаем алгоритм по созданию осеннего мотива:
- по дну сосуда располагается фиксатор с шипами, его приобретают во флористических магазинах;
- ветви осеннего дерева, например, фруктового, прореживаются;
- придайте им необходимое направление и форму;
- зафиксируйте в ёмкости;
- подрежьте стебель выбранного цветка, например, розы, хризантемы;
- освободите их от лишней листвы;
- цветы расположите на разной высоте, например, розу выше, хризантему ниже;
- добавляем декор, расправляем ансамбль.