Богородская игрушка рисунок фабрика, музей, история

ДЕРЕВЯННАЯ СКАЗКА

Попадая на Богородскую фабрику, которая находится в одноименном поселке Сергиево-Посадского района, будто окунаешься в сказку. Волшебство начинается сразу за калиткой: резные медведи едят мед, сидя на настоящей березе, лошадь тянет воз, а из деревянного колодца с ведрами смотрит щука. Так украсили территорию работники фабрики.

В основном здании полным ходом идет ремонт – скоро все мастера будут работать в одном месте. Сейчас, чтобы познакомиться с процессом изготовления игрушек, приходится переходить из одного помещения в другое.

– Мы создаем пространство, где можно увидеть все стадии производства, это удобно в первую очередь посетителям, – поделилась планами исполнительный директор фабрики Ирина Воливецкая. – Также расширится музей: вместо трех залов будет четыре, а экспозиция пополнится уникальными изделиями.

Самое интересное происходит у резчиков: здесь деревянная заготовка под ножом или стамеской мастера превращается в медведя с гармошкой, лебедя или сову. В помещении повсюду свежие, еще не покрытые лаком скульптуры, на полу стружка, а в комнате витает запах дерева.

Из общей картины выбивается лишь местное ноу-хау, которое стоит в центре комнаты, – велотокарный станок. Устройство работает следующим образом: один человек крутит педали, тем самым приводя механизм в действие, а другой вытачивает несложную игрушку.

– Станок придумали сами, чтобы развлечь туристов, – говорит Андрей Чернов, резчик по дереву.

Этой осенью предприятие отметит юбилей – 105 лет. В ноябре 1913 года появилась артель «Богородский резчик» и открылась профессионально-техническая школа, где готовили новые кадры – мастеров художественной резьбы по дереву. В 1960 году, в канун 300-летия промысла, артель была преобразована в фабрику.

ДЛЯ ЗАБАВЫ И КРАСОТЫ

Оказавшись в фабричном музее-магазине, я вновь почувствовала себя ребенком. Стеллажи за прилавком заполнили игрушки и деревянные скульптуры. Вот знакомые с детства расписные курочки на подставке, под ней – круглый баланс. Раскрутишь его, и курочки дружно начинают стучать клювами. Вот кот-рыбак с лукавой мордашкой – тоже подвижная игрушка. А еще множество различных зайчиков, мишек, мышат. Все куклы расписаны яркими красками, так и хочется взять в руки. Я постучала молоточками кузнецов, “поклевала” курочками, “покормила” зайчика морковкой… Наш фотокорреспондент долго раскачивал баланс “кота-рыбака”, а когда деревянная лапка с удочкой начала движение, залился счастливым смехом. За развлечениями журналистов с улыбкой наблюдала методист музея Наталья Вьюнник.

У нас многие “впадают в детство”, – рассказала Наталья. – А когда приходят школьники, их невозможно оторвать от прилавка. Выбрать – проблема, хочется купить сразу все. Для маленьких детей наши игрушки – самые лучшие: приводишь игрушку в движение – развивается рука, и грызть можно – дерево все-таки. Мы расписываем гуашью, а потом покрываем масляным лаком, он безвреден.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

Подвижная игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, чистящие ковры, футболисты и т.д.

Роспись богородской игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

2. Подвижная игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Богородская резьба по дереву

Народные промыслы села Богородское основываются на использовании мягких пород дерева. В основном для изготовления игрушек используют липу, ольху, осину. Такой выбор обусловлен тем, что мягкая структура дерева значительно облегчает работу мастера, а, значит, и ускоряет ее. Липовые бревна заготавливаются заранее и проходят 4-хлетнюю просушку, проводящуюся по особой технологии. Из-за такой длительной подготовки материалов, их заготовка производится непрерывно. Готовые бревна отправляются на зарубку, после чего в руки к мастерам попадают уже специальные заготовки.

Народные промыслы села Богородское основываются на использовании мягких пород дерева

Резчик с помощью лекала размечает рисунок, а затем приступает к вырезанию формы игрушки. В процессе резки используется специфический богородский нож, а также стамески. Мастер вырезает отдельные части игрушки, после чего они отправляются в специальный цех и собираются там. Окрашивание заготовок производится на заключительном этапе. Иногда резная игрушка не подвергается росписи. В этом случае ее просто покрывают лаком и дают тщательно просохнуть. Такие игрушки вполне возможно уже делать в старшей группе детского сада. Картинки для образца можно распечатать уже готовые.

Основные особенности

Одним из символов богородского промысла считается игрушка, помещенная на движущуюся планку «Кузнецы». Она была придумана более 300 лет назад и представляет собой интересно вырезанные фигурки мужика и медведя, которые бью по очереди по наковальне. Игрушка приводится в действие при движении планок относительно друг друга.

Одним из символов богородского промысла считается игрушка, помещенная на движущуюся планку

Еще одной известной поделкой считаются «Курочки». Ее отличительной особенностью является планка и баланс, который приводит конструкцию в движение. В результате выполненных движений птицы по очереди начинают клевать зерно. Сюжеты таких игрушек неслучайны, ведь большинство из них крестьяне черпали из собственной жизни, а также народных сказок. Именно в них в качестве героев выступали: медведь, простой деревенский мужик, птицы.

Узоры для вырезания. Уроки резьбы по дереву для начинающих

Объемная, контурная и геометрическая резьба по дереву — это одни из наиболее древних методик декорирования самых разных изделий. По большому счету, для работы не нужно ничего, кроме деревянной заготовки и достаточно острого ножа: при должном умении может получиться резной наличник, красивая игрушка или любое другое изделие.

Конечно, шедевры у вас получатся только после многолетней практики. Но начинать осваивать резное дело можно и с самых простых деталей: достаточно изучить эту статью и разобраться в основах.

Разновидности резьбы

Несмотря на то, что в работе с деревом используются самые простые инструменты, да и приемы обработки не отличаются сложностью, результат может быть самым разным. В зависимости от внешнего вида обработанной поверхности выделают такие виды резьбы:

  1. Контурная резьба — пожалуй, самая простая (внешне, не по технике исполнения). Узор наносится на плоскую поверхность неглубокими линиями, формируя контуры рисунка.
  2. Геометрическая резьба — самая распространенная ввиду простоты освоения. В отличие от контурной, узоры формируются не линиями, а комбинацией из геометрических фигур, чаще всего клинообразных выемок.
  1. Плосковыемчатая резьба —технология нанесения орнамента или узора на ровную доску. При этом на плоском фоне вырезаются углубления, которые и формируют нужный нам рисунок.

Скульптурная резьба
(объемная) — самая сложная методика. В качестве заготовки берется чурка, ветка или корень, после чего детали придается нужная форма

Здесь важно не только мастерство резчика, но и то, насколько грамотно подобрана древесина.

Конечно, эта классификация весьма условна, но она дает представление о том, куда можно стремиться в совершенствовании своего мастерства.

Что нужно для работы?

Инструменты резчика

Чтобы делать деревянные игрушки, резные рамки, наличники и другие декоративные объекты, мастеру нужны подходящие инструменты. Помимо обычных столярных (пила, дрель, напильник), нужно использовать и специальные приспособления:

Иллюстрация Инструмент Назначение
Нож-косякУниверсальный инструмент, который используется как для геометрической резьбы по дереву, так и для скульптурных работ.
СтамескиНаиболее обширная группа инструментов, применяемых для формирования выемок. В зависимости от формы края выделяют такие разновидности:

  • плоские;
  • полукруглые;
  • уголковые;
  • скобчатые.
КлюкарзыСпециальные стамески с выгнутой рабочей частью. С их помощью выполняется рельефная резьба с сильным заглублением.
ЛожкорезыКак следует из названия, специальные инструменты для изготовления деревянных ложек. Особая форма лезвия (кольцо или полукольцо с односторонней заточкой) позволяет эффективно выбирать большие объемы древесины.

Выбор древесины

Художественная резьба требует формирования достаточно четкого рельефа. А для этого нужны не только подходящие инструменты, но и соответствующий материал. Не всякая древесина подходит для резьбы, а если вы только начинаете осваивать методику, то к выбору нужно подходить очень придирчиво:

  1. Липа — идеальный вариант для новичка. Материал мягкий и однородный, потому самые сложные рисунки для резьбы по дереву лучше осваивать именно на липе.
  2. Ольха (красная и черная) — тоже очень хороший вариант, пусть и более плотный. Идеально режется, почти не коробится при высыхании. Основной минус — сложно найти!
  1. Береза — более твердая и упругая, но при этом вполне подходящая для обучения основам резьбы. При высыхании может деформироваться, потому из березы обычно режут небольшие изделия.
  2. Дуб — отличный вариант, но только для опытного мастера. Рельеф получается идеальным, но при этом нужен очень острый инструмент и уверенная рука.
  1. Груша — древесина с высокой плотностью и хорошей однородностью. Структура материала позволяет выполнять самые тонкие изделия.

Из дерева этих пород вначале необходимо выпилить заготовки, просушить их, при необходимости — обработать начерно. Только после этого на них наносятся рисунки и эскизы, по которым ведется резьба.

Приемы и методики при геометрической резьбе

По сути, вся работа над резной деталью сводится к трем операциям:

  1. Подготовка — выбор и черновая обработка заготовки, перенесение рисунка.
  2. Собственно резьба — нанесение рельефного узора.
  3. Финишная обработка — устранение дефектов, шлифовка, лакировка и т. д.

Инструкция по выполнению базовых операций при резьбе показана в таблице:

Иллюстрация Этап работы
Нанесение рисунка.

На заготовку нужного размера переносим контуры рисунка для обработки. Можно построить чертеж самостоятельно, с помощью линейки и циркуля, а можно использовать готовые эскизы для резьбы по дереву.

Во втором случ

Удивительные животные

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Древесина;
  • Наждачная бумага;
  • Эскиз по которому будет происходить резьба;
  • Инструменты для резьбы;
  • Лак;
  • Кисть для покраски;
  • Копировальная бумага;
  • Черный карандаш.

Пошаговая инструкция по изготовлению картины.

В первую очередь выравниваем древесину. Для этого берем наждачную бумагу и начинаем зашкуривать. После того как древесина полностью готова, перерисовываем рисунок. Для этого находим необходимую картинку в интернете и распечатываем. Переводим с помощью черного простого карандаша.

Начинаем резьбу. В данном случае убирается три слоя, тем самым картина приобретает объемный внешний вид.

Вот, что должно получиться.

Чтобы картина приобрела интересный внешний вид, предлагаем сделать рамку для нее, тоже из дерева. После того как рамка будет готова, вставляем нашу картину и можно вешать на стену.

Данный вид работы подойдет и для начинающих резчиков. При работе не забывайте соблюдать технику безопасности.

Особенности мастерства

Наверное, не было бы такого огромного количества изделий без богородского ножа. Богородский нож назван в честь села Богородское, является основным инструментом богородской резьбы. Это нож с прямым коротким клинком.

Сейчас в Интернете много вариантов создания ножа. Примеры схем приведены на фото:

Мастера богородского дела используют нож для обтески, резки и т.д. Он простой по форме, легко изготавливается. Если хочется вырезать мордочку зверушки, ручки или глазки, то нож поможет в таком деле.

Прочтите это: Резьба по металлу своими руками: виды и необходимые инструменты

Виды изделий не поменялись со времен древней Руси. Это все тот же народный быт и сказочные звери. Поэтому игрушка имеет свою изюминку и самобытность.

КУРОЧКИ ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ

Помимо статичных скульптур богородские мастера создают игрушки с движущимися конструкциями. Наиболее известные: мужик и медведь с кувалдами, «плясун» с пружиной внутри, курочки, клюющие зерно на кругу.

Сюжеты для богородских игрушек всегда брались из повседневной жизни. Например, сапожник чинит обувь, лесорубы управляются с деревьями, гусары восседают на конях. Сегодня же появились медведи в сопровождении космических спутников, футболисты и даже чистящие ковры пылесосы.

– И все равно наши курочки остаются популярными, – рассказывает расписчица Наталья Травина. – Недавно поступил корпоративный заказ на целую партию курочек, которые будут стоять на кругу с логотипом компании.

Игрушки раскрашивают гуашью, после чего покрывают лаком на масляной основе. Сохнуть изделие оставляют на ночь.

– Утром, когда все готово, счищаем остатки краски, потом игрушка попадает на стол упаковщице, после – на продажу, – говорит Травина. – В день крашу до 50 фигурок. Основные цвета – белый, красный и черный.

В советское время на Богородской фабрике художественной резьбы по дереву работали около 800 мастеров, в начале 90-х годов – 400. Сейчас здесь всего 33 сотрудника, мастера преимущественно пенсионного возраста.

– Раньше навыки передавались от отца к сыну, сегодня молодежь не хочет этим заниматься, – сетует Андрей Чернов.

НАСТОЯЩИЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Поговорив с местным населением, я узнала, что фабричные заказы – не основное средство заработка для резчиков. Большинство работают на дому, а изделия сдают перекупщикам. Иначе не выжить. Многие – люди верующие, многодетные. А как прокормишь семью на нулевой, по сегодняшним ценам, оклад! Поэтому у каждого дома своя маленькая мастерская. Есть постоянные заказчики из перекупщиков, бывает и разовая работа, к примеру, резная мебель для бани или загородного дома. С сырьем у “индивидуальщиков” тоже проблем не бывает. В село приезжают торговцы и продают липу кубометрами, с машин. Цены – вполне доступные, один кубометр можно приобрести за полторы тысячи рублей. Такого количества дерева хватает мастеру на целый год работы.

На фабрике к подработке своих сотрудников относятся неодобрительно. Только все продолжают “кустарить”. Прибыль очевидна, как рассказала мне одна из селянок: семья ее дочери всего за пять лет смогла заработать на двухкомнатную квартиру и машину, а сейчас строят загородный кирпичный дом. Кроме резчиков по дереву есть в Богородском еще один народный умелец – старичок-кузнец. В свои семь десятков лет дедуля до сих пор единственный в селе мастерит инструменты для резьбы по дереву – богородские ножи и стамески. Наборчик из десяти предметов продает за полторы тысячи рублей, свой товар приносит прямо на фабрику или в ПТУ. Правда, в последнее время резчики приноровились мастерить инструменты самостоятельно, но лишь немногие. Так что бизнес старичка процветает.

Источник – Газета “Солидарность”

ЛЕГЕНДЫ И ТРАДИЦИИ СЕЛА БОГОРОДСКОЕ

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию.

С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря – одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются “мужик и медведь” в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка “Кузнецы”. 

РАБОТЫ МАСТЕРОВ

Кроме традиционной игрушки мастера Богородской фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных, крупные скульптуры и подчасники. Эти работы я видела на фабричном складе и в творческих мастерских резчиков. Хотела купить часы, в обрамлении фигурок пингвинов – оказалось дороговато, около пяти тысяч.

Иногда “веселые” заказчики попадаются, – рассказывает резчик творческой мастерской Сергей Паутов. – Однажды пришел мужик, из крутых, и заказал резную ступу, в подарок теще. С намеком, так сказать. А работник русского музея в Германии попросил выполнить несколько скульптур в откровенных эротических позах. Я так и не понял, зачем русскому музею такие экспонаты. Заказывают резных чертей, и даже деревянные ботинки. Несколько лет назад приходилось делать панно – портрет Лужкова, такой подарок хотел преподнести столичному мэру бывший губернатор Подмосковья Тяжлов. Теперь вот поступил заказ на Путина и Громова.

Рассмотрим основные виды изделий в технике: популярные мотивы

С самого начала развития этого промысла, игрушки изображались в форме животных или людей. Фигурки не изображены статично, на большинстве из них они показаны в движении. Так, мы видим медведя, скачущего на тройке скачущих лошадей, кузнеца, бьющего молотом по наковальне, птицу, клюющую зерно.

Многие игрушки изображали людей в сфере быта, каждый занят каким-либо делом. Ряд изделий оснащен механизмами, которые приводятся в действие пружинами, другие элементы скреплены нитками, за счет чего могут двигаться поочередно, что очень интересно для детей.

Богородский стиль резьбы очень сложно спутать с другим, большинство людей знакомо с подобными игрушками, даже если и не знает, как именно называется эта резьба. Но в последнее время рынок переполнен, и появляется все больше подделок, созданных мастерами других областей, а то и вовсе китайских пластиковых безделушек. Тем не менее, богородская фабрика резного дела до сих пор живет и принимает людей на экскурсии, предлагая посмотреть на цеха, побывать в музее при фабрике и даже попробовать собрать игрушки из готовых деталей. Изделия мастеров представлены на международных выставках, в музеях, а также их изображения можно встретить в книгах и антологиях по резному делу.

КАК “ОЖИВАЮТ” ИГРУШКИ

Дети предпочитают в основном яркие токарные игрушки. На фабрике их можно купить за 70 – 80 рублей, в магазинах – дороже раза в три. А вот игрушки и скульптуры ручной работы стоят гораздо дороже, около тысячи рублей. Одни из них неподвижны, у других с помощью вставленной внутрь пружинки “оживает” только определенная деталь. Качает головой “русская красавица”, дрожат листья на березке и зонтики в руках “дам”… Есть и композиционные игрушки, где движется каждый персонаж.

На “Крестьянском дворе” все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм. Наталья объяснила, что детали крепятся на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка – и фигурки “оживают”. Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены “Кузнецы” и “Солдаты на разводе”.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий