Техника выполнения блинтового тиснения и его роль в полиграфии

Введение

Выдавливание изображений и букв на поверхности бумаги, кожи, дерева и других материалов, применяемых в полиграфической продукции, с помощью клише, на которых выгравирован рисунок или надписи, называют тиснением. Оно представляет собой процесс механического или физико-химического преобразования поверхности, в результате которого создается рельефный оттиск или окрашенное изображение.

В результате тиснения получается рельефный «трехмерный) эффект, цель которого придать продукту привлекательность, более дорогой внешний вид и приятные тактильные ощущения.

Различные виды тиснения в полиграфической продукции позволяют выполнять множество задач:

  • изготовление сувенирной продукции
  • оформление печатных изделий — открыток, книжных обложек и т.д.
  • нанесение фирменной символики — ресторанные меню, папки и номерки отелей, визитки, ежедневники компаний и т.д.
  • декорирование галантерейных изделий из кожи — визитницы, кошельки, сумки и т.д.
  • индивидуализация и защита упаковок товара, маркировка

Тиснение осуществляется несколькими способами, среди которых можно выделить 3 основных: фольгирование, конгрев и блинт.

Техника выполнения блинтового тиснения и его роль в полиграфии

Область применения

Тиснение может быть применено в качестве самостоятельного способа оформления самых разнообразных книжных переплётов.

Помимо этого, оно может выступать в качестве подготовительного этапа поверхности книг для дальнейшего печатания фольгой или краской.

В случае использования краски или фольги блинтовое тиснение делает надпись гораздо более устойчивой к различным повреждениям и истиранию. Это напрямую связано с тем, что уровень тиснёного изображения располагается значительно ниже уровня самого материала.

Наряду с другими видами работ технология активно применяется в процессе производства разного рода предметов:

  • обложек;
  • дипломов;
  • папок;
  • визиток и некоторых других изделий.

Такой способ тиснения широко используется при изготовлении рекламной продукции. Он необходим для персонализации планнингов, папок, ежедневников.

Кроме того, такой способ отделки используется при выполнении сувенирной продукции, которая обычно изготавливается из натуральной или искусственной кожи.

При работе с кожей стоит быть особенно осторожным, так как можно легко испортить изделие.

Специалисты считают, что эта технология является наиболее простой и доступной. С её помощью обычный кошелёк, визитку и даже книжную обложку можно превратить в самое настоящее произведение искусства.

Специалисты выполняют работу с учётом пожеланий заказчика, что не может приятно не радовать. Используя технологию тиснения, можно преподнести необычный, но очень приятный подарок близкому человеку.

Технология блинтового тиснения

Клише выполняется из латуни или магния, имеющих плоскую вдавливающую поверхность. Оно выполняется штампом. Печатающие элементы изделия продавливают выбранную поверхность, тем самым добиваются создания рельефа. Процедура выполняется с нагревом или же без него. В процессе работы применяется специальная плёнка, которая придаёт месту тиснения специальный оттенок.

Логотип на изделие наносится в специальном термопрессе. Именно там удаётся достигнуть тесного соприкосновения металлического клише с поверхностью обрабатываемого материала. Под воздействием высоких температур сувенирная продукция на некоторое время довольно сильно нагревается. Это необходимо для стойкого изменения формы рельефа.

Виды блинтового тиснения

На сегодняшний день существует всего лишь два способа тиснения: холодное и горячее.

  • Холодный тип выполняется с помощью штампа, который не подвергается термической обработке. Этот способ идеально подходит для отделки материалов, которые не являются особо восприимчивыми к различным видам теплового воздействия.
  • Горячий способ подразумевает под собой нанесение рисунка путём продавливания поверхности изделия нагретым до определённой температуры штампом. В результате этого происходит не только сжатие изделия, но и прожигание верхних слоёв обрабатываемого материала.

Оба вида тиснения дают возможность получить углублённое, рельефное изображение. Оно отличается точностью и качеством выполнения.

Подготовка макета для тиснения

Изображение наносится с помощью специального редактора в электронном виде. Минимальный интервал между линиями составляет 0,4 мм. Толщина линии не превышает 0,2 мм. В программе существует заранее заданный максимальный раздел изделия. В процессе работы допускается не более одного процента технологического брака.

Технология блинтования даёт возможность создавать разные виды изображений. Технология может быть использована в качестве самостоятельной или же в сочетании с другими технологиями. В полиграфии блинтовое тиснение применяется для выполнения следующих видов продукции: открытки, каталоги, бланки, буклеты, дипломы, грамоты, буклеты.

Применение тиснения в полиграфии

Изготовление штампов для технологии — процесс довольно трудоёмкий. Именно поэтому чаще покупают уже готовые наборы штампов. В связи с этим возникает проблема — изделия выполняются как под копирку: одно похоже на другое, в точности повторяет рисунок.

Тем не менее именно этот вид тиснения приобрёл широкое распространение. В области полиграфии на поток поставлено производство изделий с одинаковыми штампами. Технология даёт возможность пропечатывает даже самые мелкие детали рисунка.

Наличие углублённого рельефного изображения — главное достоинство блинтовой обработки того или иного материала.

Блинтовое тиснение

Иначе называют «слепым»

Требует от мастера опыта и осторожности. Технология актуальна, если тиснение проводится на кожаном носителе

Как правило, это дорогие эксклюзивные предметы, стоимость которых доходит до 50 и более евро

Поэтому важно в совершенстве владеть механизмами, уметь обращаться с оборудованием на интуитивном уровне, чтобы не допустить, например, его перегрева. В процессе производства применяют тот же пресс, что при тиснении фольгой, но в качестве расходного материала берут пленку

С ее помощью придают изображению конкретный оттенок.

Блинтовая технология позволяет наносить глубокое тиснение: глубина регулируется давлением пресса. Иногда допускается делать блинт при обычной температуре. Сфера применения – персонализация полиграфических изделий и кожгалантереи (ежедневников, портмоне). Тиснение можно выполнять и на кожзаме высокого качества.

Преимущества тиснения фольгой

Эффективность и респектабельность – предметы, обработанные данным методом, приобретают большую солидность в глазах потенциальных потребителей продукта. Поэтому так часто мы может встретить обработанные таким образом буклеты, визитки, ежедневники и пр.

Четкость изображения – она видна невооруженным глазом и является выгодным отличием предметов, произведенных с применением тиснения.

Оперативность изготовления – она остается привлекательной даже при достаточно больших тиражах.

Цена – как уже стало понятно, себестоимость каждой единицы становится тем меньше, чем больший тираж издается. Поэтому так выгодно производство блокнотов, книг, ежедневников и пр. Да и при небольших объемах этот метод остается очень выгодным при том эффекте, которого можно добиться при его применении.

Броскость – тоже не нуждается в доказательствах и обосновании. Такие предметы имеют свое преимущество – они запоминаются и становятся прекрасным средством рекламы

А способность благодаря такому качеству привлекать внимание окружающих еще больше усиливает эффект.

Долговечность – даже те предметы, которые активно используются в ежедневном режиме, не потеряют привлекательности своего внешнего вида в течение длительного времени.

Технология тиснения и его виды

Технология блинтового тиснения (от нем. blint — слепой) основана на использовании различных клише, которые вдавливаются в материал с большой силой — и за счет этого меняют его плотность так, что полученное изображение со временем не разглаживается.

Для изготовления блинтов обычно используются цветные металлы (медь, никель, цинк) или их сплавы (латунь, бронза, томпак и пр.) — главным образом потому, что они лучше поддаются обработке. В случае когда месту тиснения необходимо придать дополнительный оттенок, возможно применение специальной пленки в процессе работы.

Для нанесения логотипа на поверхность изделия применяется специальный пресс. Таким образом удается достичь наиболее тесного контакта металлического клише с поверхностью обрабатываемого изделия. Чаще всего действие происходит под воздействием высоких температур. В это время продукция довольно сильно нагревается на непродолжительное время. Это необходимо для придания стойкости изменённой форме рельефа.

Эта технология используется на самых различных материалах:

  • мелованная, фактурная бумага;
  • обычный, ламинированный картон;
  • натуральная и искусственная кожа;
  • различные виды мягких полимеров.

Виды тиснения в полиграфии, которые существуют на сегодняшний день:

  1. Холодный. Штамп не подвергается термической обработке. Используют данный тип для обработки материалов, которые нельзя подвергать воздействию высоких температур.
  2. Горячий. Подразумевает нанесение изображения штампом, нагретым от 85 до 200 градусов. В результате происходит сжатие материала, что придает оттиску большую устойчивость. А также прожигание верхнего слоя обрабатываемой поверхности, если это необходимо.

Оба вида обработки позволяют получить рельефное изображение. Как правило, оно отличается высоким качеством выполнения и точностью.

Достоинства и недостатки технологии

Высокая печать характеризуется технологической простотой и стабильностью качества изображения. В этом заключается ее главное преимущество.

Другие плюсы высокой печати:

  • низкая цена оборудования;
  • надежность технологии;
  • четкость начертания на оттисках;
  • использование масляных, спиртовых, водорастворимых красок;
  • независимость от влажности печатной основы;
  • низкая себестоимость продукции.

Минусы:

  • слабая разрешающая способность оборудования;
  • образование выпуклого рельефа на оттиске с обратной стороны;
  • малая скорость (производительность).

Что касается изготовления форм, то здесь нет однозначности. Создание металлических клише — процесс трудоемкий, затратный, занимает не один день. Для отливки гибкой матрицы из фотополимеров понадобится 1—2 часа.

Трудоемкость процесса — главный недостаток высокой печати

Холодное тиснение

Мокрое и сухое

Данные разновидности наиболее широко используются в современном производстве. Их отличия друг от друга состоят в том, на каком из этапов происходит активация клеящего слоя – до припрессовки (сухой) или наоборот (мокрый). При последнем варианте легче контролировать процесс и корректно выдержать параметры процесса, без недосушки или пересушки. С другой стороны, высокое растаскивание уменьшает его надежность.

Температура и давление

От температурных показателей зависит пластичность применяемого материала. Зависимость эта прямо пропорциональна нагреву.

Что же касается давления, то оно выбирается с учетом типа тиснения и иных факторов. От него зависит деталировка изображения и надежность его закрепления.

Прямо пропорциональна здесь зависимость силы выбранного давления от твердости и величины поверхности, а также от числа мелких деталей и углублений.

Сфера применения

Холодное тиснение в Волгограде чаще используется при нанесении фольги на картонные и бумажные носители. Его применение приносит преимущества при изготовлении больших тиражей. По сравнению с горячим тиснением это более быстрый и менее затратный способ. Главным его недостатком является ограничение, вызванное требованиями к поверхности носителя.

Технология

Здесь применяется способ УФ-лакировки. Такая технология стала возможной после создания специальных материалов – УФ-клея и пленки.

Весь процесс происходит таким образом: сначала наносится слой клея, который остается на поверхности согласно нанесенному на нее предварительно рисунка. После этого происходит ламинирование фольгой, остающейся на тех местах, которые были обработаны клеем. Чем выше объемы тиража, тем ниже себестоимость каждой единицы продукции.

Шелкография и другие технологии

Конечно, техника шелкографии не является единственной – кроме нее распространены еще как минимум четыре альтернативных способа переноса изображения на ткань или другой материал. При этом нельзя сказать, что какой-то способ применяется более широко, а какой-то менее – просто у каждого есть плюсы и минусы, определяющие ограничение метода. Сравним шелкографию с четырьмя важнейшими альтернативными технологиями:

  • Шелкография и прямая печать. Первый способ имеет больше возможностей для печати спецэффектов, позволяет использовать фирменные пантоны, выгоден для тиражей от 50 штук. Второй способ требует минимальной подготовки для печати, поэтому выгоден для изготовления маленьких тиражей, позволяет делать тиражи с переменными данными, возможна печать по швам и молниям, отлично передает детали в полноцветных принтах.
  • Шелкография и флекс-пленки. Отличие термического переноса (термотрансфера) и шелкографии в том, что в первом случае используют специальную флекс-пленку, изображение на которой вырезается с помощью плоттера, а затем переносится на изделие под действием температуры. Такой принт позволяет недорого изготавливать вещи с персонализацией, но имеет свои ограничения по толщине линий и цветовому охвату).
  • Шелкография и сублимация. При сублимации краска проникает в изделие, не нарушая структуру ткани. В сублимации не используются белые чернила, поэтому такой способ подходит только для белых или очень светлых тканей из синтетики – именно в этом основная разница между таким способом и шелкографией. Альтернативный метод проще в подготовке макета и удобен даже для заказа из одного экземпляра, но при больших партиях трафаретная печать выйдет дешевле. Да и трафарет подходит для любых материалов.

Специалисты в области полиграфии считают, что в будущем метод шелкографии продолжит набирать популярность.

Сфера применения шелкографии

Шелкографию применяют для воспроизведения изображений и текстов на различных материалах в полиграфии и производстве широкого спектра изделий: от мелких сувениров и одежды до сложных электрических приборов. Технологию реализуют непосредственно на производстве вещей и на отдельных специализированных предприятиях. Вот основные направления:

Широкоформатная печать. Обычно это плоские изделия размером более 100*140 см, рекламного или информационно-коммерческого характера. Наиболее популярные примеры – дорожные знаки и указатели, перетяжки, афиши, баннеры, плакаты, крупные мешки и пакеты, гофрированная тара, вывески, элементы наружной рекламы.

Малоформатная печать. Изготовление плоских предметов из пластика, бумаги, картона, полимерной пленки, как правило, для коммерческих целей. Таким способом делают этикетки, рекламные листовки, брошюры и буклеты, всевозможные наклейки, упаковки, коробки и пакеты, а также различную представительскую продукцию: папки, фирменные бланки, конверты, открытки, визитки, таблички на двери кабинетов и т. п.

Индустриальная печать

Еще одно важное направление коммерческой шелкографии. Оно включает нанесение надписей, маркировок и изображений на промышленную продукцию: приборные панели и шкалы, клавиатуры, печатные платы, различные готовые изделия, например, резисторы или батарейки

Трафаретной печатью также наносят надписи и корпоративную символику на всевозможные бирки и шильды.

Декоративная шелкография. Изготовление сувенирной продукции: кружек, ручек, часов, зажигалок, брелоков, флешек, чехлов для мобильных телефонов, канцелярских товаров. Другой вариант – отделка посуды на производстве, брендирование кружек, бокалов и т. д. Важное направление – печать логотипов на футболках, кепках, куртках, отделка парусов и парашютов, изготовление флагов, вымпелов, шейных платков и пр.

Специфика оттисков

Высокую печать выполняют на бумаге, картоне (в том числе гофрированном), виниле, полиэтилене, самоклеящейся пленке, фольге и других материалах.

Красочные изображения состоят из микроскопических оттисков округлых или квадратных форм. В цветной печати используется до 4 красок. На таких изображениях невооруженным глазом просматривается четкий структурный рисунок — растровая розетка.

При изучении оттисков на запечатанных поверхностях через лупу видны утолщения краски по контуру элементов. Это дает резкие очертания буквам и символам, а растровым изображениям — цветовую насыщенность. Тонкие штрихи, насечки на рубленых шрифтах получаются непрерывными и гладкими.

Для перехода краски на бумагу требуется давление. В результате на обратной стороне запечатываемой основы образуется рельефный контур, который прощупывается руками или заметен визуально. Связующие компоненты печатных красок изготавливают на основе продуктов нефтепереработки. Отсюда характерный керосиновый запах свежего оттиска.

От металлических литер наборного шрифта оставались выпуклости на листе

Технология конгрева

Конгревный вид тиснения был изобретён отцом английского ракетного вооружения Уильямом Конгривом в начале XIX века. Материал помещается между штампом и пуансоном (обратная копия) и сдавливается ими. В результате получается объёмное изображение с разноуровневым рельефом и тончайшей прорисовкой линий. Такой продукт считается уже высокохудожественным произведением полиграфического искусства. Но в силу высокой трудозатратности и сложности он применяется всё реже. Как правило, такая технология используется при оформлении юбилейных и подарочных изданий с небольшим тиражом.

Блинтовое тиснение – арт-технология серийного производства

Блинтовое тиснение – один из самых нужных отделочных процессов в полиграфическом и рекламно-сувенирном производстве. И это логично.

Ведь блинтовое тиснение способно придать обыденным изделиям уникальный, креативный и запоминающийся вид.

Спецы единодушно говорят, что данный способ дизайна является самым легкодоступным и симпатичным для отделки изделий из полимеров, кожи, кожзаменителя и многих других материалов.

Блинтовое тиснение, в базе которого лежит принцип формирования рельефного изображения методом вдавливания в поверхность материала особых штампов (блинтов), позволяет получить самые различные картинки и узоры, включая разные надписи, вензеля, инициалы, орнаменты, эмблемы, логотипы и т.п. Данный вид тиснения осуществляется без использования типографских красок, но в неких случаях для придания поверхности дополнительного глянца и выразительности используются особые пленки.

Штампы для тиснения представляют собой клише, сделанные из железных (магния, меди, цинка либо латуни) либо полимерных материалов. Блинтовое тиснение, формирующее только вдавленный рельеф, является полной противоположностью конгревного тиснения, с помощью которого создаются рельефные выпуклые изображения.

Есть две разновидности блинтового декорирования поверхности продукции – горячее тиснение и прохладное. Выбор той либо другой разновидности зависит сначала от физических параметров материала, на поверхности которого производится тиснение. Давлением пресса регулируется глубина изображения, которая определяется сложностью нужного рельефа и наличием маленьких деталей.

Особенностью блинтового тиснения будет то, что с его помощью формируются только вдавленные тусклые изображения.

Но, невзирая на это, данный вид тиснения позволяет перевоплотить обыденное серийное изделие в истинное произведение полиграфического искусства.

Более нередко блинтовой вид тиснения используется при изготовлении портмоне, презентационных папок, дипломов, переплетов дорогих либо эксклюзивных книжных изданий, удостоверений.

Для придания изделиям красивого и броского внешнего облика в полиграфическом производстве обширно применяется тиснение фольгой.

Сущность этого вида тиснения заключается в формировании изображения на любом запечатанном материале (картоне, коже, бумаге, пластике и т.п.) с помощью специальной полиграфической фольги.

Перенос рисунка также делается способом вдавливания на особенном оборудовании, которое обустроено прессом.

Таковой способ создает более стойкое к истиранию покрытие. Фольга для жаркого тиснения по собственной сущности является многокомпонентной металлизированной пленкой, на которую почти всегда нанесено голографическое изображение.

Таковой вид тиснения очень нередко употребляется для защиты продукции от фальсификации.

Разбираемся в технологии блинтового тиснения в домашних условиях

Штампы, или блинты, изготавливаются из твердых материалов, чаще всего металлов таких, как магний, латунь, медь или цинк.

Именно из-за трудоемкого процесса изготовления клише, блинтовое тиснение на дому выполняется в основном при помощи продающихся готовых наборов штампов, а следовательно не отличается сильной оригинальностью узоров. Но зато именно этот вид тиснения приобрел массовое распространение в типографической области, в которой создание одинаковых надписей на большом количестве материала поставлено на поток.

Блинтовое тиснение позволяет достигнуть отличного пропечатывания даже самых маленьких деталей рисунка. Получение четкого углубленного рельефного изображения это главный и самый существенный плюс данного вида обработки материала.

Обычно блинтовое тиснение не требует никаких дополнительных материалов, но иногда, для придания картинке глянцевого или металлического блеска осуществляют блинтовое тиснение с фольгой. Именно этот пример вы можете наблюдать на корочке своего диплома, паспорта или иных документах.

Суть данного метода заключается в том, что между тиснимым материалом и разогретым клише помещают специальную фольгу, при нагревании металлический слой отходит от основы фольги и впаивается в материал. Рисунок, нанесенный таким способом, оказывается долговечным и надежным, даже при механических на него воздействиях.

Блинтовое тиснение может быть холодным или горячим. Существенной разницы между двумя этими способами нет, однако, при использовании горячего тиснения, блинт не просто продавливает материал, но и прожигает его верхние слои. Поэтому для горячего тиснения совсем не подойдут материалы, не устойчивые к высоким температурам. Однако при использовании именно этого метода тиснения на коже эффект получается более стойким и интересным внешне.

Основным оборудованием для выполнения слепого тиснения являются блинты и пресс. Пресс может быть как большим промышленным, которые используют полиграфические кампании, так и довольно компактным, как на фото ниже:

Использование подобного пресса позволяет заниматься не только блинтовым тиснением, но и горячим тиснением фольгой, конгревом, малоформатной высечкой различными штанц-формами, термопереносом на плоских изделиях и тиснением шильдов. Выбор рабочих материалов в данном случае довольно широк: можно работать с деревом, кожей, бумагой, картоном, пластиком и даже тканью.

Суть технологии

В полиграфии этот метод известен еще как слепой (так с нем. переводится слово «blint»), бескрасочный. Чаще он применяется для воспроизведения рельефных вдавленных изображений, но может использоваться и для нанесения аналогичного вида надписей. Блинтовое тиснение – это способ нанесения информации на материал с помощью штампа (или клише), которое вдавливается в его поверхность. Клише для блинтового тиснения должно быть заранее подготовлено на основе макета визитной карточки. В полиграфии оно известно как блинт.

Блинтове тиснение визиток дизайнера.

Внешне он напоминает печать, изготовленную из металла либо полимерных материалов. Печатные элементы клише имеют одинаковую высоту, в силу чего образуют углубления, расположенные в одной плоскости. При изучении печатных материалов, изготовленных с использованием этого метода, ощущается глубокий рельеф, а его глубина регулируется посредством пресса.

Используется этот метод для запечатывания картона, кожи, – материалов, которые способны в некоторых пределах и под определенным воздействием изменять свою плотность, форму. Чаще всего клише для печати изготавливают из магния, если необходимо выполнить большой тираж продукции то из латуни. Для изготовления небольшого количества материалов можно использовать штампы, выполненные из полимерных материалов например, пластика. Высокая цена блинтового тиснения во многом объясняется трудоемкостью изготовления штампов.

Клише из магния и клише из латуни.

Нередко полиграфические предприятия используют уже имеющиеся у них в наличии клише. Но в крупной типографии на заказ обычно готовы произвести продукцию с уникальными изображениями. Например, если вам нужно выполнить тиснение логотипа или других фирменных элементов на визитной карточке или других печатных материалах, такая работа будет выполнена.

Блинтовое тиснение логотипа на визитках.

Обычно блинтовое тиснение делают без фольги и применения красок. Но иногда при производстве печатных материалов между клише и материалом-основой закладывается специальная пленка для придания нанесенной информации более четкого, выразительного вида или оттенка. С помощью этой технологии удается создать износостойкие полиграфические изделия, изображения и надписи на которых отображены в мельчайших деталях. Основным достоинством этого метода является то, что с его помощью можно создавать уникальные визитные карточки и прочие печатные материалы.

Применение технологии возможно и как самостоятельный метод, и как один из нескольких одновременно используемых способов оформления стильной печатной продукции. Чаще всего тиснение блинтом выбирают как единственный для определенного вида изделий способ декорирования. Его вполне достаточно для создания креативной, необычной визитки или других промоматериалов.

Преимущества и недостатки

Если преимущества в данном случае мы можем отнести к потребителям, то недостатки исключительно к типографиям. Такой метод послепечатной обработки доступен далеко не каждой типографии в силу высоких требований к квалификации кадрового состава и к дорогому оборудованию на котором необходимо производить тиснение. Поэтому такую услугу как правило предлагают крупные типографии

Преимущества:

Разнообразные и привлекающие внимание изображения
Актуальность. На данный момент метод тиснения очень популярен
Долговечность

Изображения сделанные способом тиснения не теряют качество на протяжении долгого времени.

Недостатки:

Важность качественного оборудования и хороших специалистов. И отдельно подчеркнем, что если типография предлагает услуги тиснения, то ей просто необходим хороший дизайнер

И такой специалист должен не просто уметь рисовать в специальных программах, он должен видеть и уметь подчеркивать мелкие детали, чтобы после тиснения как раз мелкие детали исполненные в такой обработке отодвигали все остальное на второй план

И отдельно подчеркнем, что если типография предлагает услуги тиснения, то ей просто необходим хороший дизайнер. И такой специалист должен не просто уметь рисовать в специальных программах, он должен видеть и уметь подчеркивать мелкие детали, чтобы после тиснения как раз мелкие детали исполненные в такой обработке отодвигали все остальное на второй план

Виды тиснения

Существует несколько видов тиснения и все они имеют схожий принцип работы:

Тиснение фольгой – в этом способе тиснения между материалом и нагретым штампом вносится фольга. Тиснение фольгой считается самым привлекательным для глаз видом тиснения.

Существует два вида тиснения фольгой:

1. Горячее тиснение. Горячий штамп с изображением нагревается до нужной температуры и, расплавляя термоклеевый слой фольги,под давлением оставляет отпечаток на материале

Важно выбрать термостойкий материал, чтобы использовать такой способ

2. Холодное тиснение. Фольга должна содержать слой клея, который разрушается после УФ-излучения. Данным способом можно пользоваться на тех материалах,на которых нельзя использовать горячее тиснение. Не подходит для сильно впитывающих материалов.

Конгревное тиснение – способ, при котором изображения приподнимается над поверхностью. Форма осуществляется с помощью специальных клише.

Блинтовое или слепое тиснение – вид тиснения, при котором с помощью с блинтового клише и пресса изображение вдавливается в материал. Рисунок получается четким,даже без краски,однако,можно использовать фольгу для придания цвета изображению.

Существуют два вида блинтового тиснения:

Холодное и горячее,они выбираются в зависимости от материала.

Основы печатного процесса

Для печати тампонным методом нужен макет. Его изготавливают электронным способом, ориентируясь на тип оборудования и поверхность изделия. После проверки дизайн-макета на соответствие техническим параметрам печати выполняют цветоделение — раскладывают оригинальное изображение на фотоформы. Для каждой используется отдельная краска.

Производственный процесс состоит из следующих этапов:

  1. Изготовление клише. На металле вытравливают чувствительный слой, экспонируя рисунок на пластины, вымывая и получая углубления в формах (для фотополимеров протравка не нужна).
  2. Подготовка машин для тампопечати, установка клише, закрепление объектов для обработки.
  3. Подача краски. Состав равномерно распределяется по клише, удаляется с пробелов ракелем.
  4. Забор красящего вещества с элементов и нанесение графики/рисунков на продукцию. Тампон соприкасается с формой, а затем переносит состав на изделия.
  5. Постпечатная обработка предметов. Их сушат, определяя время по типу красящих веществ.

Блинтовое тиснение

Название происходит от английского blind – слепой. Блинтовое, или бескрасочное, тиснение осуществляется путем прижима пресса с вытравленным клише – рельефом требуемого рисунка – к материалу. Оттиск получается бесцветным, то есть «слепым».

Особенно эффектно блинтовые оттиски выглядят на изделиях из кожи и кожзаменителя: папках, кошельках и обложках. Иногда оттиски используют для последующего нанесения фольги или краски. Такая последовательность полиграфических процессов позволяет увеличить стойкость изображения к повреждению и истиранию. Кроме того, поверхность материала в процессе блинтования разглаживается, что упрощает нанесение колорированного(красочного) слоя.

Тиснение может осуществляться горячим и холодным методом. Горячее тиснение имеет ряд ограничений по применяемым материалам, так как в его процессе прожигается верхний слой. Кроме того, оно имеет более высокую стоимость, чем холодное, и целесообразно только на крупных тиражах. На тиражестойкость влияет и материал используемого в тиснении клише. Так, например, магниевые выдерживают до 50-ти тысяч оттисков, медные – до 100 тысяч. Самые долговечные – латунные, более 1-го миллиона оттисков. Для малых тиражей часто используются формы высокой печати с достаточной жесткостью по Шору.

Блинтовый способ

Этот вид тиснения получил название слепого или бескрасочного. Суть его заключается в создании рельефа, похожего на оттиск штампа. Клише выполняется из твёрдых металлов (магний, латунь, медь), что обеспечивает им высокую тиражестойкость до 150 тыс. оттисков. Специальное клише (блинт) вдавливается в материал с помощью пресса, регулировка которого обеспечивает необходимую глубину рисунка. Не отличаясь декоративным богатством, такая технология позволяет быстро сделать большое количество экземпляров. Это обеспечивает ей сегодня повышенную востребованность в полиграфии.

Тиснение

Как уже выяснено, выдавливание изображения на поверхности бумаги, кожи, дерева и других материалов с помощью клише, на которых выгравирован рисунок, называют тиснением. Выпуклые и вдавленные рисунки и надписи эффектно смотрятся на плоской поверхности, приятны на ощупь.

Для чего используется тиснение?

Товары в тисненной упаковке раскупаются охотнее, чем аналогичная продукция, но без рельефа. По статистике компании Achilles Group, специализирующейся на отладке производственных цепочек, спрос на подобную упаковку за период с 2012 по 2014 год вырос на 45%.

Конгревную технологию заказывают на 30% чаще, а тиснение фольгой — на 24 %. Эти цифры касаются шоколада, косметики, дорогого алкоголя и товаров, ассоциирующихся с роскошной жизнью.

Хороший пример — редизайн коробки конфет «Коркунов», в которой теперь используется тиснение металлизированной (золотой) фольгой, что говорит о премиум классе данного продукта.

(рис. 1 — тиснение металлизированной (серебряной) фольгой на упаковке)

Мужчинам больше нравятся рельефные отпечатки. Женщин привлекают лакировка и блестящие элементы. Поэтому для мужской туалетной воды или алкоголя подойдет упаковка из металлизированной бумаги с рельефным рисунком. Коробки для конфет или женской парфюмерии лучше украсить конгревным тиснением фольгой.

Какие материалы используются для тиснения?

Оттиски могут быть на любых материалах: бумаге, картоне, коленкоре, коже, дереве. Главное, чтобы поверхность была пластичной.

Важная особенность: при хранении переплетных крышек в сухих помещениях типографий увеличивается их жесткость, а качество изображения снижается. В обложках для переплетов должно быть 9 % влаги (± 2 %). Другие материалы также не должны быть переувлажнены или пересушены.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий