Первые регаты и яхт-клубы
Через какое-то время джентльмены-яхтсмены поняли, что чем больше участников, тем интереснее соревноваться. В 1674 году был создан Королевский клуб военного флота. А в 1720 году в Ирландии состоялась первая парусная регата, организованная водным клубом гавани Корка.
Понадобилось примерно сто лет, чтобы парусные гонки стали для Англии обычным явлением. Появлялось все больше яхт-клубов, где яхтсмены объединялись по интересам, делились своим опытом, обсуждали планы следующих соревнований. До сих пор именно яхтенные клубы Великобритании могут похвастаться богатой историей яхтинга и традициями. При всей видимой доступности парусного спорта, членами таких клубов становятся часто только после нескольких рекомендаций. Например, одним из самых престижных считается яхтенный королевский клуб Темзы, основанный в 1823 году.
Постепенно количество яхтсменов увеличивалось и в других странах. Начали проходить и международные соревнования. В 1851 года необычным событием в истории парусного спорта стала парусная регата, состоявшаяся в Англии. Уже тогда английские моряки славились своим мастерством в мореходстве, поэтому решили бросить вызов американским яхтсменам.
– С чего начать людям, мечтающим о морских приключениях? Куда обратиться? Какое снаряжение понадобится?
– Обратиться можно в парусные школы, яхт-клубы. Возможно, у них есть недоукомплектованные экипажи, которые примут к себе. Будете поначалу юнгой. Есть коммерческие организации – такие, как “М-Марин”, где за деньги учат и предоставляют яхту. Есть много секций для детей. Как правило, они бесплатные.
Для первых шагов специального снаряжения не требуется, можно ходить на яхте и в джинсах. Для более опытных спортсменов есть бренды специальной яхтенной одежды.
К примеру, в компании Декатлон представлена специальная парусная линейка Tribord. Эти товары ориентированы больше на любителей, они не для профессионального яхтинга. Ценовая категория невысокая, а качество на уровне. За 5 тысяч рублей можно купить комплект – верхнюю одежду и термобелье. У профессиональных брендов стоимость комплекта может доходить до 2-3 тысяч евро. Там используются высокие технологии, водонепроницаемые швы, дышащие ткани. Тем, кто делает первые шаги, это всё не нужно.
– Яхтенный спорт требует дисциплинированности, самоотдачи. Какие советы можете дать новичкам?
– Совет один – не стесняться. Не стесняться общаться с людьми, учиться и тратить свои ресурсы (деньги и время).
Большая проблема для многих – найти команду. Часто бывает: приходит один человек и пытается пригласить своих друзей. Друзья приходят и думают: “Да ну, это не наше”. У человека не остается энергетической подпитки, и он уходит. Нужно не стесняться заводить новые знакомства, друзей, объединяться. Это тоже интересно.
И, конечно, будьте готовы тратить свое время, приходить на тренировки по вечерам. Многие думают: «Сейчас и так времени мало, все работают допоздна, а ту еще и в клуб ехать надо». Нужно находить время, планировать свой график, не стесняться и не бояться этого.
Сам парус и его многообразие, о котором я говорил, заключаются в том, что этим спортом можно заниматься до самой старости. Много есть примеров, когда пенсионеры продают дома, покупают яхты и путешествуют. Можно участвовать в регатах разного формата, с несложными дистанциями. Это не так сложно, как скакать на лошади, хотя некоторые и этим до пенсионного возраста занимаются.
Что делать на яхте, зависит от того, чего вы сами хотите. Можно просто гоняться, можно выходить на воду на один день или на неделю, можно отправиться в кругосветное путешествие. Кто-то хочет адреналина, хочет выплеснуть эмоции – и идет в спортзал, играет в футбол, ссорится, дерется. На яхте также можно получить адреналин. А можно плыть спокойно, получая удовольствие. На самом деле “плыть” говорить неправильно, это жаргон, надо говорить “ходить на яхте”.
Есть еще новые тенденции – кайт-серфинг, винд-серфинг. С оборудованием, которое помещается в рюкзак, можно прилететь на Бали, Сейшелы, Канары, где постоянный ветер. Раскрыть парашют и получать кучу эмоций. Это тоже парусный спорт.
– Какие качества важны для яхтсмена?
– Первое – это страсть к приключениям, к неизведанному. Когда моряк выходит в море, перед ним открывается новый путь, который нужно преодолеть. Можно, конечно, сравнить с авиаперелетом, с автомобильным путешествием, но морская стихия – это романтика. А еще – экологически чистый, здоровый образ жизни.
К нам редко приходят люди, которые закапываются в своих семейных, рабочих проблемах. Как правило, приходят те, кто хочет сменить обстановку, плавая под парусом.
Немаловажный момент – желание стать героем, жажда самоутверждения. Можно провести аналогию с детским спортом. Если понаблюдать за детьми, которые занимаются в яхт-клубах, то сразу видно, что это дети, которые чувствуют себя вольготно. Попадая из школы и двора в яхт-клуб, они чувствуют себя “хозяевами клуба”. Это видно по походке, поведению.
Гости яхт-клуба всегда их замечают. Яхтсмен – мальчик или девочка – загорелый, в шлепках, идет на тренировку, чтобы уйти, преодолев страхи, получив хорошую физическую нагрузку. Довольный и уставший, он чувствует себя героем, как настоящие моряки. При занятиях на ежедневной основе всё переходит и на мышечный уровень.
Люди, которые приходят в яхт-клуб во взрослом возрасте, какое-то время чувствуют себя не так комфортно, но потом вливаются. Недаром яхт-клуб называется клубом – это место для людей с общими интересами.
В Австралии, Англии, Новой Зеландии, Испании яхт-клубов – великое множество. Их разделяют на королевские, по профессиональным направлениям, учреждениям и так далее. Яхт-клубы за границей сами создают разные виды активности, – как правило, регаты. И вместо того, чтобы на выходных ехать на дачу или в гольф-клуб, многие приходят туда – походить на яхте с утра до вечера, посидеть в баре, сходить в сауну (как в скандинавских странах). Больше всего проводят времени в баре после гонок, общаются, делятся эмоциями.
В России, к сожалению, этой культуры нет и даже в перспективе не видно. Потому что нет государственной политики, связанной с этим. Поэтому главная мотивация у нас – прийти и потратить день не зря. И на яхте походить, пообщаться, поделиться эмоциями и в итоге – гордиться собой.
Наравне с королями
Яхтинг не зря называют спортом аристократов и королей. Так сложилось исторически. Но сегодня у каждого, даже при отсутствии голубой крови в роду и короны на голове, есть возможность отправиться в путешествие на яхте или принять участие в парусной гонке.
Старейшие яхт-клубы проводят международные регаты, которые становятся ярким событием не только спортивной, но и светской жизни. Некоторые мероприятия организовывают под патронажем королевских особ, которые чтут историю яхтинга. Например, «Кубок короля» в Таиланде (Phuket King’s Cup Regatta) или «Кубок короля Испании» (Copa del Rey), где в гонках наравне с другими яхтсменами участвует сам испанский правитель Филипп VI.
Источник
Андрей Сидоренко,консультант по репутационному менеджменту
Хобби: яхтинг
Мои хобби часто становятся работой, а какая-то из работ остается со мной, но уже в качестве хобби. Например, увлечение автоспортом когда-то привело меня в журналистику. И надо же такому случиться, что автомобильный журнал «Сигнал» как раз искал тест-пилота. В редакции журнала я и познакомился с человеком, который привел меня к нынешнему хобби. Он едва не насильно вывез меня в яхт-клуб. Мы вышли на фарватер, а он сказал: «Хватит тебе уже резину жечь! Попробуй, что такое настоящая свобода!». С этими словами он передал мне румпель и пошел в каюту готовить обед.
Несколько минут я очень боялся – я ведь плохо плаваю. Затем меня охватил невероятный восторг. И вот уже 12 лет я увлекаюсь парусным спортом. Сегодня я – дипломированный яхтенный рулевой. Обожаю ходить под парусами. В основном – в бассейне Днепра. На яхте «Оскар» с командой взяли третье место на Кубке Стугны (ежегодная летняя регата – Авт.), также я принимал участие еще в десятке регат.
Это как наркотик, только полезно. Парус – это неимоверное чувство свободы, легкости и искренности. Здесь не нужно масок, не нужно притворства. Любая фальшь – как на ладони, и за нее обязательно стыдно. Понаблюдав, как ты ходишь под парусом, любой яхтсмен с высокой долей вероятности будет знать, что ты за человек. Если парус полощется и хлопает на ветру – ты просто «чайник». Если кранцы не убрал с борта на ходу – неряха и разгильдяй. Если перетянул паруса и потерял ход – значит, собственное «я» важнее результата команды.
Хороший специалист не может жить без хобби. В любой работе бывают моменты, когда ты упираешься в стену. И только хобби дает возможность переключиться и забыть о проблемах. Чаще всего именно в такие моменты приходят в голову решения нерешаемых на протяжении длительного времени вопросов. Схемы решения множества задач мне пришли именно на воде. Так, поставить Национальный рекорд относительной топливной экономичности мне пришло в голову на борту яхты «Курс».
Организм сам мне подсказывает, когда пора походить под парусом. Когда я чувствую снижение эффективности моей работы, то еду в клуб, ночую на яхте, рыбачу с борта, варю уху, общаюсь с друзьями. Кстати, Дмитрий Иванович Менделеев делал чемоданы. И это положительно сказалось на периодической системе элементов!
Еще мне в жизни доставляет удовольствие решение нерешаемых задач, попытки рисовать, ремонт автомобилей, а также приготовление вкуснейшего шашлыка, которым восторгаются друзья, и утреннего кофе для любимой.
«Порулить» и «покататься» – это не про яхты. Тут говорят «походить»! К сожалению, мне пришлось продать мою яхту. Но у меня остались настоящие друзья, с которыми я часто с удовольствием хожу под парусами. При наличии свободного времени я обзваниваю друзей и уточняю планы. Как правило, для меня всегда есть одно-два свободных места. А некоторые – и вовсе разрешают взять их лодку. Впрочем, кто угодно может на выходных приехать в ближайший яхт-клуб и попроситься в члены команды.
Хобби требует, прежде всего, страсти и любви. Если это есть, то найдутся и время, и деньги, и возможности. Так, если руки умелые – на любом судне тебе будут рады. Можно платить за аренду яхты, а можно договориться за помощь в чистке днища и покраске его «необрастайкой». Кто хочет – найдет возможность!
Хобби часто открывает новые возможности для заработка. С тех пор, как я занялся парусным спортом, я начал иногда писать для яхтенных изданий.
Задайте самим себе контрольные вопросы: «Что не так с моей жизнью? Почему в ней одна рутина? Такой ли жизни я хочу?». Из этой ситуации единственным спасением может стать именно увлечение.
Пока не пробуешь – не поймешь, твое ли это хобби. И чем меньше пробуешь – тем дольше будешь искать. Просто живите и дышите полной грудью. Пишите маслом, играйте в теннис, прыгайте с парашютом, ловите рыбу, пишите стихи – ваше дело где-то успело по вам соскучиться!
C чего начинался яхтинг
Первые парусные корабли были известны еще в Древнем Египте и Месопотамии более 5000 лет назад, где, возможно и произошло зарождение судоходства. Флот служил для перевозки грузов и людей, а также для военных действий. Вплоть до 16-17 веков корабли воспринимались исключительно как орудие для морского боя или вид транспортного средства. Ни о каких излишествах и роскоши не было и речи, да и судостроители ориентировались совсем на другие функции
Важно, чтобы корабль был надежным и вместительным
Но к началу 16 века в Европе стали появляться небольшие прогулочные парусные яхты. Это происходило в таких странах, как Голландия, Англия, Норвегия, Швеция, где мореплавание развивалось наиболее активно, а жители давно привыкли к водной стихии. Такие яхты считались привилегий богатых аристократов, так как содержание вместе с профессиональным экипажем обходилось дорого.
Считается, что именно в Голландии начали ходить под парусом для собственного удовольствия, поэтому там кроятся истоки истории парусного спорта. Само слово «яхта» тоже родом из Нидерландов. Был найден документ от 19 апреля 1601 года, где голландский врач Генри де Вогта просил разрешить ему лично выйти на своей парусной яхте по маршруту от Флиссингена до Лондона (это 130 миль).
Неизвестно, кому первый раз пришло в голову устроить состязание в скорости, но официально первые парусные гонки датируются 1 октябрем 1661 года. Это случилось на реке Темзе. Король Англии Карл II Стюарт, пока был в изгнании, увлекся парусными яхтами. Во многом на него повлиял опыт Голландии. После того, как английскому королю удалось вернуть свои права на трон, на радостях он заказал себе яхту «Екатерина».
Как-то осенним днем во время очередной прогулки он поспорил на 100 гиней со своим братом, герцогом Йоркским, что обгонит его яхту «Анна». Первая парусная гонка прошла по маршруту от Гринвича до Грейвсенда. В итоге победил король, который не ограничился одной яхтой и построил себе еще 17. Это событие вошло в историю яхтинга.