Золотое шитье и виды искусства Русского севера

Кто придумал квас?

Когда главный холодный русский напиток появился в России неизвестно. Возможно, его придумали даже не русские. Что-то, напоминающее квас, готовили в Древней Греции и в Древнем Египте. В V веке до н. э. Геродот рассказывал о напитке под названием «зифос»: его делали путем замачивания хлебных корок, в результате брожения получалось нечто похожее на квас.

«Квасник» — Владимир Маковский

По всей видимости, квас готовили везде, но из-за сочетания нескольких факторов — всегда доступное сырье, плюс  погодные условия — прижился он именно здесь. Первое письменное упоминания его относят к летописи 996 года: новообращенных христиан по указу князя Владимира угощали «пищей, медом и квасом». Со временем, в других государствах напитки подобного рода во что-то эволюционировали (например, в пиво), а квас так и остался русским «изобретением». Но «национализация» кваса начала все самое интересное.

Особенности и описание техники

Искусствоведы обязательно увидят в канве, сюжетной линии и технических особенностях пермогорской росписи по дереву отсылки к древнерусским книжным миниатюрам. Они же связаны с иконографией. Легко просматривается это на расписных прялках, основных артефактах, которые представляет пермогорская роспись по дереву.

Сюжеты оформления деревянных конструкции чаще обыгрывали два популярных варианта:

    1. Медальон с изображением птицы Сирин на фоне райских кущ. Или же несколько таких птиц, расположившихся у символического Древа жизни. В нижней части работы изображалась сцена катания на санях, свадебные обряды. Раннее творчество включает мотивы с приездом купца.
    1. Супрядки (посиделки). Девушки и женщины сидели под окнами за пряжей. В нижнем ставе изображение все того же свадебного обряда. Супрядки прокладывали свадебную тематику не только в пермогорских работах: эту событийную связь художники подметили в жизни.

Елецкое кружево

Пришел к нам этот вид рукоделия с холодных северных просторов России. Отличается елецкое кружево необычайно легким стилем и удивительно тонкими мотивами. Основные типы изображений разрабатывались в теме природы снежного края. Узоры в форме цветов, снежинок заключаются в какую-нибудь геометрическую фигуру. Такое кружево вшивали в скатерти, наволочки, покрывала, накидки, шарфы.
Процесс изготовления Елецкого кружева На небольшие коклюшки наматываются нитки. В процессе работы их нужно перекладывать в необходимом порядке. Коклюшки нужно держать в обеих руках за нижнюю их часть, но, нельзя касаться ниток.
Вся работа основывается на двух приемах:

Пальцем руки нужно перебросить правую коклюшку поверх левой – это называется «перевить»;
Нужно левую и правую коклюшки переместить таким способом, чтобы именно правая проходила под левой – это называется «сплести».

Способы плетения нитей в кружеве Существует всего три метода плетения:

  • парный;
  • численный;
  • сцепной.

Численный. Легкий способ работы. Для его исполнения нужно подсчитывать нити. Для того, чтобы изготовить елецкое кружево именно таким методом не потребуется рисунок или повторные движения. Фон и узор плетутся вместе.
Парный. Это способ плетения считается самым сложным. Здесь нужно использовать много коклюшек. Процесс работы основывается на работе от кромки до кромки. Фон и рисунок плетутся одновременно.
Сцепной. Особенностью этого метода является непрерывная полоска с орнаментом. Фигуры с фоном соединяются при помощи крючка.Как плести цветок
Для создания понадобится обычные нити и специальный инструмент. Будем плести цветок. Работу будем делать нитками №30 с утолщенной сканью. Расстояние в цветке между проколами, по внешней стороне, должно составлять 5 миллиметров, по внутренней, меньше- 2 миллиметра. В серединке цветочка нужно сделать розетку из насновок, плетешков и паучка. Если вы хотите сделать небольшой цветок, то 8 коклюшек будет достаточно. Для более крупного размера, соответственно, и коклюшек должно быть больше. Для того чтобы создать лепестки цветочка нужно наружную сторону сетки лимитировать парой. Ее проплетите ниткой и разместите скань. Оставшиеся долевые пары плетутся сеткой.
После этого ходовую пару нужно сплести с плетешком, который находится на большом круге, и вернуться обратно в лепесток. Так нужно сцепливать с плетешком каждую ходовую пару, которая будет находиться возле центрального круга. Если в центре круга не образовалось плетешка можно сделать повторные или крайнюю пару проплести ниткой.

Платки

Кустарные текстильные производства существовали в Павловском посаде уже в XVIII веке, а во всём уезде насчитывалось около 70 шелковых платочных фабрик, принадлежавших местным крестьянам. Когда в середине XIX века в России вошли в моду платки с набивным рисунком, владелец одной из платочных мануфактур, Яков Лабзин запустил их производство, полностью перепрофилировав своё предприятие. И не прогадал. Именно отсюда берёт своё начало гордость русского текстиля, знаменитый павлопосадский платок с набивным рисунком. Вплоть до 1970 года не менялась технология создания рисунка с помощью деревянных форм. Мастера делали до 400 наложений формы на ткань, прежде чем весь рисунок оказывался нанесён. Сегодня технология упростилась, и узор наносится при помощи шёлковых и капроновых шаблонов.   Платки делятся на два типа: «цветочные», с изображениями садовых цветов, прежде всего роз и георгинов; и «восточные», с «турецким» узором и вычурными переплетениями орнаментов.

Вязание

Красивый платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: сначала мастерица прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым, но начинает «пушиться» в процессе носки.Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера, а также платка с рисунком или надписью уходит месяц или больше. Каждый связанный платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.

Техника золотого шитья

Золотое вышивание привлекает, восхищает и очаровывает глаз мастеров ручного искусства. Чтобы научиться создавать шедевры, нужно изучить некоторые стежки, основывающие весь художественный процесс:

  • «клопчек» – несложный шов, отличается переплетением, нужно изучить некоторые стежки, основывающие весь процесс рогожку
  • «городок» – шов, создающий параллельные зигзаги
  • «перышки» характеризуется горизонтальными контурами
  • «разводная клетка» повторяет абрис клеточки
  • «косой ряд» выражается хорошо выделяющимися параллельными отрезками
  • «черенок» похож на сплетение тонких равных полос
  • «Денежка» состоит из ломаных частей, соприкасающимися концами

Научившись выполнять вышеописанные стежки, создавать рукотворное искусство будет легко и приятно.

Рекомендуем посмотреть видео о пермогорской росписи.

Пучужская роспись

В селе Пучуга, что на реке Двина Архангельской области, появилась еще одна разновидность русской росписи. И снова заслугу ее появления можно адресовать старообрядцам. Главное ее отличие – яркий рисунок с красным оттенком.

Особенности пучужской росписи – это:

  • картинку составляет, в основном, растительность – цветы, листья, побеги;
  • иногда в мотиве росписи появляется сказочная птица;
  • картины с жанровыми и бытовыми сценами тоже встречаются;
  • фон – преимущественно белый;
  • черная широкая подводка часто сопутствует рисунку.

Интересно сравнивать виды архангельской росписи между собой: в них много общего, но тонкие различия говорят сами за себя. Случайному зрителю эти нюансы заметны не будут, но по некоторым показателям можно делать интересные культурологические выводы.

Узнать больше интеерсной информации о даном виде росписи вы можете узнатьиз нашей статьи: История и особенности Пучужской росписи 

Шугозерская

Появилась она на территории современного Тихвинского района Ленинградской области. Считается возрожденным художественным промыслом. Рисовали на прялках, не отказывались от использования трафарета, вертикализировали растительный орнамент. На вершине веточки могла сидеть птица с ягодками в клюве.

Интересными находками были красные или синие прялки с геометрическим орнаментом – для крестьян они доступнее в ценовом смысле, но сегодня культурологи и этнографы считают их не менее интересными, чем яркие растительные росписи.

В 2018 году большой коллектив специалистов, преподавателей, музейных работников и инвесторов провел огромную исследовательскую работу. Ее цель – возродить местный промысел. А в апреле 2019 года появилось предприятие ООО «Шугозерская роспись». Сегодня создается творческая мастерская, которая продолжит традиции достойного художественного направления предков.

Очевидно, что интерес к русским росписям растет. Оказывается, что и узоры, и мотивы, и цветовое решение нельзя назвать старым, неактуальным. Оно может стать изящным принтом на модной одежде, украсить сумки и аксессуары для волос, ремни и обувь. Оно может превратиться в узор на салатнице или чайнике, который привнесет приятный национальный колорит в космополитичную белую кухню. Таких решений, осмыслений древних промыслов в сегодняшнем дне очень много. И это не может не радовать.

Хохлома

Старинный народный промысел, получивший развитие в селах Нижегородской губернии в 17-м веке. Центром стала деревня Хохлома, в которую съехались старообрядцы, гонимые за веру. Среди переселенцев было немало художников-иконописцев, которые принесли с собой тонкое мастерство живописи, каллиграфическое письмо и множество образцов растительного орнамента.

Местные жители, проживающие в Хохломе и близлежащих селах, владели техникой токарной обработки древесины, а рисовать не умели. Вот и получилось, что деревянную посуду, выточенную на месте, расписывали пришлые художники. Так появилось искусство хохломской росписи, которое превратилось в один из самых известных художественных промыслов России.

Резчики по дереву не только вытачивали блюда и тарелки, они вскоре научились вырезать ложки и ковши, классические “братины”. Обычно ковш делался в форме лебедя, а по бокам навешивалась дюжина черпаков. Материалом служила липовая древесина, которая по своей природе не имеет волокон и легко режется во всех направлениях.

Хохломская роспись состоит из четырех основных цветов: черного, золотистого, красного и зеленого. Черный и золотой используются в качестве фона, а красный и зеленый, вместе с их оттенками, составляют непосредственно рисунок. Темой для рисунка в стиле хохлома чаще всего служат ягоды рябины, земляники, различные цветы и травяные растения. Иногда художник использует изображения птиц, рыб и мелких животных.

Разновидности росписи Северной Двины

Промысел под этим названием принято разделять на три равноценные группы – пермогорская, борецкая, ракульская росписи. Названия направлений связаны с местностью, поселениями, где они зародились

Это важно: несмотря на общие черты росписи Северной Двины, каждое художественное течение имеет существенные отличия

Общие корни, базирование на древнерусском искусстве, ориентация на книжную миниатюру стали главной характеристикой северных промыслов. Техника исполнения работ напоминает книжное иллюстрирование того времени. Но каждый вид северной росписи опирается на собственную колористику, своеобразие передачи сюжетов и мотивов, акцент на доминирующих элементах и приемах оформления.

Северная роспись – отличия от других

Несправедливы аргументы тех, кто считает роспись прибрежья Северной Двины менее яркой и талантливой, чем знаменитую хохлому, городецкую или петриковскую росписи. В сравнении невозможно идти путем выстраивания иерархии: можно только отметить характерные черты, отображавшие уклад и традиции местного населения, выбор цвета (немало зависящий от климатических особенностей региона), корни техники.

Пермогорская роспись

Колористика промысла – это белофонное искусство с доминированием красного цвета. Желтый и зеленый цвета сопутствуют активному красному, не заслоняют его, а только подыгрывают. Важный отличительный элемент – тонкий черный контур, традиционно наносимый гусиным пером.

Присутствуют в работах графические остатки геометрической резьбы – белые и черные зубчики. Мастера пермогорского направления активно заполняли плоскость, где не находилось места для сюжета. Основные мотивы данного вида северодвинского искусства – птица Сирин и катанье на лошадях. Другие темы также встречаются, но не столь часто. При этом заметно: у художника все же была свобода изображения, бытовые темы они легко связывали с событиями личной жизни.

Ракульская роспись

В деревнях по реке Ракулке, что впадает в Северную Двину, зародилась особая техника. Ее основой был растительный орнамент, представленный декоративными листочками. Птицы, окаймленные черным контуром, доминирующие золотистая охра и черный цвет, различные усики, завитки, прожилки – все это приметы ракульской росписи.

Подробнее читайте здесь

Запоминается и базовый орнамент направления – изогнутый стебель с идущими в сторону разноцветными каплями. С цветом мастера работали смело, фоны расписных прялок часто желтые, но локальные цвета (белый, красный, зеленый) создавали общее яркое впечатление.

Борецкая роспись

Знаменитые борецкие прялки часто сравнивают с иконостасом, но от искусства иконописи мастера из Борка брали только внешние черты, эстетику. Постепенно из художественных заимствований сформировался свой стиль, неповторимый и изящный.

Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы.

Круг сюжетов направления широк: труд и быт, обряды, праздники. И, конечной, северный промысел делал акцент на сакральности изображения, смысловом богатстве работы.

Пичужская роспись

Близка по эстетике своим «собратьям»: тот же белый фон и красная краска в основе

Отличительными чертами можно назвать особое внимание к ярко-зеленым листочкам и белым точкам-капелькам в выборе элементов. Отдельные изделия выделяются синим цветом, активным, композиционно важным

Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы.

На борецких росписях возница одет нарядно, на пичужских – по-крестьянски. Знаменитый трилистник, яркий элемент славянского искусства, в пичужском варианте имеет тонкую нижнюю часть листа, верхняя же переходит в ягоду.

Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы.

Уфтюжская роспись

Промысел, зародившийся в Верхней Уфтюге, прославился сказочностью, виртуозностью растительного орнамента. Фоновые решения могли быть разными: от ярких оранжевых, красных до зеленых и даже редких синих. Фон подкрашивали тонким слоем, дабы сама структура бересты отдавала теплом.

Композиция едина – гибкая веточка с тонким цветком, опущенные реснички листьев, несколько ягодок. Особую известность получили уфтюгские туески, аккуратные, скромные и, на первый взгляд, очень простые. Многие начинающие художники по дереву учатся мастерству именно с уфтюгской техники.

Разновидности

Козули

Пряники, выпеченные русскими хозяйками на Рождественские праздники, и украшенные причудливыми картинками называются “Козули”.

Выпечка создается средней величины и передает силуэт лесных либо домашних животных и разнообразных птичек. В праздники обычно изображались предметы повседневного быта, сопутствующие данной дате либо домашние животные. Незамужней женщине обычно презентовали пряник, изображающий цветок, голубку, сердечко. Необычный подарок подписывался, соответственно выбранному празднику.

Абашевская игрушка

Русское ремесло еще характеризуется изготовлением интересных глиняных свистулек, расписанных разнообразными красками.

Разноцветные узоры рукодельных поделок волнуют и вдохновляют. Совмещение красочных оттенков передают позитивные эмоции и хорошее настроение мастера, создавшего неописуемую красоту. Абашевская свистулька и ее фрагменты еще украшаются золотом и серебром. Чтобы создать усиленный контраст, некоторые места оставляют однотонными. Применяя худ. способы, ремесленник создает позитивных персонажей волшебной сказки. Эти народная деятельность передаёт в картинках жизнь и творческую деятельность простого народа.

Елецкое кружево

Елецкое кружево – старинный вид рукоделия, создающегося рукодельницами коклюшками.

Тонкое и рельефное кружево покоряет неземным великолепием. В процессе работы добавляется нить, различающаяся цветом и толщиной от основной нити. Таким образом,  создается кружевной рельеф. Небольшой, легкий, понятный муар радует взор ценителей ручного ремесла.

Ракульская роспись

Она совершается нанесением орнамента на деревянную основу золотистыми и черными красками.

Выразить ярче и эффектнее картину, помогает добавление зеленого, красного и коричневого оттенков. Основа, контуры и некоторые фрагменты окрашиваются черной краской. Как правило, характерен крупный узор, изображающий листья, лепестки, кустики и цветы. Увидев такое искусство, невозможно от него оторвать глаза, очень впечатляет и берет за душу.

Торжокское золотое шитье

Торжок и шитье золотом – взаимосвязанные понятия. Еще издавна упомянутый город славился специалистами, творящими, непревзойденное более никем, вышивание золотом.

По обычаю ремесленников, передаваемого из поколения в поколение, этот вид искусства сберегся до сегодняшнего момента, и восторгает своей богатой художественностью. Украшенные золотой вышивкой шапки, башмаки, фрагменты одежды  можно увидеть на церковнослужителях. Вышитые орнаменты составляются знатными вышивальщицами. Основным фрагментом  данного ремесла представляется роза с бутоном и листиками. Выигрышно смотрятся  в шитье завиточки, спирали, усики и блестки, перетекающие от рельефной основы к фону.

Презентация на тему: ” Народные художественные промыслы и ремесла Русского Севера представляют высокие образцы национальной художественной культуры. Ценность их не только в.” — Транскрипт:

2

Народные художественные промыслы и ремесла Русского Севера представляют высокие образцы национальной художественной культуры. Ценность их не только в том, что они дают бытовые вещи, а в том, что они представляют мир подлинной народной художественной культуры и в соединении с фольклором составляют ограниченное целое. Промыслы и ремесла Русского Севера формировались и развивали традиции в исторически сложившихся конкретных социально – экономических, природно – географических и культурных условиях, одни в древности, другие на рубеже XIX – XX вв. под влиянием капиталистического развития деревни, третьи – в 20- х – 30- х гг. XX в. Часто базой для создания промысла служил развитый вид местного крестьянского искусства. Обязательным свойством народного искусства как городского, так и деревенского была образность художественного мышления

3

Широкий спектр народного творчества представляют виды и технологические приемы обработки дерева. На Севере широко применялась рельефная и ажурная резьба, производились столярные, токарные, бондарные, долбленые, гнутосшитые и гнутоклееные изделия их различных пород дерева. Изделия покрывали резьбой и росписью, окрашивали, морили, полировали и вощили. В настоящее время широко распространился промысел цепных изделий – щепные птицы, куклы, игрушки, изготовленные из одного или нескольких кусков дерева.

4

К самобытным явлениям русского искусства относятся росписи Русского Севера. Круг бытовых предметов, которые украшались росписью, был очень широк. Это посуда и домашняя утварь, телеги, санки и предметы конской упряжи, прялки и ткацкие станы, люльки, многое другое. Расписывали мебель, жилые интерьеры. По местам бытования на архангельском Севере сохранился редкий по широте спектр народных росписей

5

Многовековую историю имеют гончарные промыслы и искусство глиняной игрушки : Вельский, Каргопольский, Мезенский районы. Ткачество – одно из основных домашних промыслов в крестьянском быту. По технике исполнения тканые изделия севера делятся на две основные группы : бранные и ремизные. Многообразием технологий отличается тканье поясов : « в дощечку », « на кружках », « в ниченку », « на спице в бутылку ».

6

Главной особенностью северной русской вышивки является обилие красного цвета. В орнамент композиции часто включали желтый и зеленый цвета ; традиционным для поморской вышивки был синий цвет. Как правило, использовали цвета теплых тонов. Вышивали в сложной технике двухстороннего шва « росписью », гладью, строчкой, белая перевить, по мережкам и др., под влиянием городской культуры – вышивка « ришелье »

7

Кружевоплетение представляет второй по распространению после вышивки женский промысел. Как домашнее ремесло оно существует с XVI – XVII веков, как промысел – со второй половины XIX века. В быту распространение на Севере получило вязание кружев крючком. Кружевом украшали концы полотенец, подзоры, подолы и рукава рубах.

8

Вязаные рубахи, чулки и рукавицы из овечьей шерсти домашнего прядения – непременная принадлежность крестьянской одежды. Обычно они были одноцветные и художественного значения не имели. Узорное вязание в архангельской губернии было распространено лишь в Поморье и Мезенском уезде.

9

В северных промыслах и ремеслах не обошлось без потерь. Так, практически утрачено искусство золотого шитья и эмалей в г. C ольвычегодске, расписных кованных сундуков и золотого шитья в г. Каргополе, набойки, на грани исчезновения Холмогорская косторезная фабрика, сомовская керамика и катание валенок, силами отдельных энтузиастов сохраняется искусство художественной ковки.

10

Делали презентацию Минин Сашка и Меджидов Тимурка.

Жанровые сцены и узоры

Основой росписи является растительный узор. Трёхлопастные изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы.

На ветвях «древа жизни» пермогорские мастера обитали чудесные птицы, среди них птицы Сирин и Грифон в райских кущах.


Чаепитие. Фрагмент пермогорскойпрялки XIX в. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Узор Сирин был символом темных сил, и ему противопоставлялась в пермогорской росписи птица Гамаюн как доброе начало.


Фрагмент пермогорскойпрялки XIX в. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В XIX веке в узор обычно вписывались жанровые сцены из крестьянской жизни. На коробах изображали семейную пару или единорогов (мифическое существо, символизирующее целомудрие, в широком смысле духовную чистоту и искания), иногда львов, охотников, ткачих, прядильщиц, сцены чаепития, посиделок.

Образ коня в пермогорской росписи

Часто встречаются кони, запряженные в карету, сани или плуг, всадник на коне или отдельный конь среди растительного орнамента. Отчетливо видна разница между изображением коня в ранний и поздний период развития росписи.

Прялка. Фрагмент. Конец XIX века Чесноков В.К. Народная роспись Северной Двины, Public Domain

В конце XVIII–начале XIX века изображались грациозные белые, иногда черные или коричневые лошади с изящными, тонкими ногами. Чаще всего лошадь рисовалась уверенной сплошной черной линией по белому фону, черным цветом раскрашивалась грива и хвост.


На коне. Фрагмент пермогорскойпрялки XIX в. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

На изделиях конца XIX века уже изображение далеко от совершенства, больше похоже на детский рисунок: лошадь в виде черного или красного пятна, длинное овальное туловище, короткие ножки.

Сцены охоты

Также в ранней пермогорской росписи в сценах охоты, сбора ягод, катания в упряжке часто изображался олень. Среди растительного орнамента можно увидеть кабана, лисицу, собаку.

Пермогорская

Пермогорье – пристань на самом высоком берегу Северной Двины. Считается, что великоустюжская роспись поспособствовала возникновению пермогорской. А уже промысел Великого Устюга появился за счет вдохновения орнаментами восточных тканей. Так, пермогорские ранние работы напоминают арабески. Такое взаимопроникновение искусства и культур – частая история, которая в итоге образует уникальный продукт.

Особенности техники:

  • птица Сирин и райские кущи – узнаваемый мотив пермогорцев;
  • посиделки или супрядки – девушки за пряжей стали классическим мотивом;
  • бордюры и ленточки – это окаймление делает работу завершенной;
  • приписки – мелкие элементы заполняли пространство работы, это были различные листочки и ягодки, которые можно даже считать своеобразным автографом автора;
  • продуман каждый элемент, чтобы его детали сложились в повествовательную композицию;
  • цвета яркие – красный, зеленый, светло-оранжевый, черная окантовка.

Пермогорская роспись будет удачным вариантом для первых проб в изучении таких направлений. Пробовать эту роспись по дереву можно акриловыми красками, так как они придадут большую яркость выразительным работам.

История возникновения

Расписное искусство, зародившееся в северодвинских селах, сопричастно с традициями книжного рукописного издания. Книги в то время были не просто переписью содержания, они оформлялись не без помощи декоративных приемов, дополнялись иллюстрациями, узорами, орнаментами. И этот дух декоративности умельцы-переписчики перенесли на иную платформу – стали расписывать предметы быта, утварь. Так и появилась знаменитая северодвинская роспись.

Название общее, привязанное к географическому центру производства. Иначе именуют его как Северная роспись (или с уточнением – Северная роспись по дереву). В конце 13 столетия в селах, расположенных по течению реки Северной Двины, в Вологодской и Архангельской губерниях зародился промысел расписных и резных работ. Из дерева местные умельцы производили посуду, игрушки, орудия труда, мебель и прялки – и эти предметы украшали рисунки и резьба.

Северодвинский край подарил русской культуре крупнейшее направление отечественного промысла, легко узнаваемое, яркое, самобытное. В нем прослеживается тесная связь архаичных крестьянских представлений о мире, опиравшихся, в том числе, и на языческое искусство. Но не обошлось и без влияния художественных мотивов Северной Европы.

Урало-сибирская

Один из видов свободной кистевой росписи по дереву  масляными красками этоУрало-сибирская роспись . Отличает ее особая техника – разбел, когда на края плоской кисточки в один захват с белилами берется цветная краска.

Особенности промысла:

  • небольшое количество цветов – лишь один для всей зелени, лишь один для всех цветов, цвета обычно контрастируют фону;
  • традиционно расписывали окрашенную древесину;
  • разметку делали пальцами без эскиза, отпечатывали пятнами главных цветов расположение будущих листьев и бутонов;
  • благодаря двухцветному мазку создавался мягкий переход от цвета к цвету;
  • завершали роспись графичные черные приписки, чтобы все элементы композиции связывались с фоном.

Особенно привлекательна эта роспись в интерьере и экстерьере домов – там ее лаконичность, собранность, четкость в выборе цветов максимально раскрываются. И даже в современном интерьере она может стать интересным акцентом. Начать можно с декорирования белого подноса урало-сибирскими мотивами, а продолжить, к примеру, расписной книжной полкой.

Предлагаем вашему вниманию фильм об уральской росписи и художнике Надежде Елькиной.

Козули

Помимо иных видов искусства, на севере зародился один удивительный вид выпечки — Козули. Их делали как лепным методом, так и силуэтным. Известны они с незапамятных времен и считались обрядовыми. Пекли их только один раз в году во время Святок.
Силуэтные пряники
Их делали чаще всего в виде животных. Так как для жителей севера — это основной вид промыслов. Тесто раскатывали и из него вырезали нужную форму. Считалось, что именно выпечка таких пряников принесет удачу в хозяйстве. Готовые изделия расписывали глазурью. Традиционно использовали только два цвета белый и розовый. Они символизировали снег и северное сияние. Самыми распространенными фигурками козуль, которые можно увидеть и сегодня являются олень и птица
Также существует несколько традиционных нюансов:

  • фигурки зверей должны смотреть влево;
  •  изображения людей делают только в фас;
  • животные изготовляются только в профиль;
  • у основания должна быть полоска (символ земли).

Лепные пряники
Пришли они к нам тоже из далекого севера. Такие козули считались оберегами и приносили удачу, богатство, урожай и т.д. У каждого изделия было свое предназначение.
Как готовятся лепные пряники
Из ржаной муки, воды и соли замешивается грубое тесто. Далее приступаем к изготовлению. Для этого сначала нужно скатать шарик, затем толстенькую колбаску, которую нужно сделать грушевидной формы. После того делаем животик и мелкие детали: рожки, ножки, хвостик. После этого сырые заготовки нужно поставить в холодное место на 24 часа. Далее их нужно выпечь до золотистого цвета. Готовые пряники нужно несколько раз опустить в кипяток. От этого фигурки становятся светлыми, гладкими и крепкими.

Владимирская

«Владимирские узоры» — фабрика, образованная в 1971 году. Это самая интересная роспись с той точки зрения, что отдельным направлением она стала полвека назад. Это бренд сувенирной продукции Владимирской области. Очень много здесь работ на светлом, неокрашенном фоне, что прекрасно передает натуральную красоту структуры дерева. И в современном интерьере такие работы «уживутся» проще.


Владимирская роспись

Отличает владимирский промысел уникальная техника тампонирования, которая дает возможность на уже имеющемся рисунке сделать объем, передать полноцветие и глубину использованных красок. Вдохновлялись первые мастера яркими работами Мстерской вышивки. Предпочитаемые цвета – бежевый, зеленый, черный, красный. Богат во владимирском промысле ягодный орнамент, там и рябина, и малинка, и барбарис, и крыжовник.

Вышивка золотом


Вышивать золотом сперва стали на севере страны. И сегодня, посетив Торжок, золотое шитье можно увидеть во многих домах. Вышивать нитями из драгоценных металлов, в этом регионе считается великим делом.
Золотое шитье – самый красивый вид вышивки. Сначала этим методом вышивания украшали преимущественно церковные изделия. Вышивка золотом считается самым трудным видом рукоделия. Сегодня этот способ шитья снова становится популярным. Поэтому и методы, которыми делается вышивка золотом, придумали более легкие. Торжокское золотое шитье известно во всем мире. Вышивать этим способом обучались на протяжении нескольких лет.Виды вышивки золотом Существует много способов вышивать золотом:

Китайское золотое шитье.
Вышивание с настилом.
Вышивка гладью сквозная.
Плоская вышивка.
Вышивание канителью.

Китайское шитье
Китайская вышивка золотом охватывает все виды вышивок, в которых используется золотая нить. В процессе шитья, не требуется много драгоценного металла. Потому что все нитки полностью остаются на лицевом боку. Они не выводятся наизнанку.
Сквозная вышивка гладью
В этом случае все части изображения вышиваются плоскими стежками. Они полностью покрывают ткань. В идеале вышивка золотом должна состоять из одинаковых стежков. Не исключение и изнаночная сторона.
Вышивка канительюВышивка канителью
Самая легкая вышивка золотом — вышивание канителью. Если вы решили вышивать с настилом, то используйте лучше всего мягкие нити золотого цвета. Что касается настила, то его ложат канителью параллельно, рядами. Нитки необязательно протягивать сквозь ткань. Достаточно закрепить сверху. Таким образом, рисунок получится немного выпуклым и объемным.
Золотые волокна можно прикреплять разными видами нити. Ранее использовали шелковые, но сейчас мастера работают и с хлопчатобумажными.
Если во время шитья золотая нить проходит туго сквозь ткань, то ее нужно смазать воском. Это значительно облегчить вашу работу. Все перечисленные виды шитья золотыми нитками предадут вашей одежде или другому изделию неописуемой красоты. В городе Торжок золотое шитье представлено в музее. Удивительные предметы интерьера и одежды поражают своей красотой.

Тагильская роспись

Лаковую роспись металлических подносов в России представляет и тагильская роспись. Ее называют предшественником жостовского направления. Создали этот промысел все те же старообрядцы, и было это два с половиной столетия назад. В 18 веке тагильская роспись находилась в своем расцвете, чему способствовала, в частности, династия художников Худояровых. Местная традиция в это время выходит за пределы региона.

Владелец тагильских заводов Демидов открыл даже школу живописи, куда брали мальчиков старше 12 лет на полный пансион. Такое серьезное обучение под руководством профессионалов сказалось на уровне изысканности росписи. Как раз в то время пришла мода на подносы-картины, которые часто были копиями гравюр. И тогда цветовое решение полностью принимал художник.

В советское время промыслу грозила гибель, и тогда конкретные художники взялись сохранить традицию. Стала такой и Агрипина Афанасьева, она воспитала целый коллектив мастеров, оставив им свои уникальные знания и умения по двухцветной росписи подносов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий