Главные формы разных узоров
Зависит все от того, какой из них применяется. Различают следующие формы:
- Ленточная форма или кайма, которая проходит по краешку или обрамляет изделие.
- Гирлянда — волнистая форма (в основном используется с растительными орнаментами).
- Розетка — самостоятельная форма в виде цветка, многоугольника и т. д.
- Пальметта — веерная форма с декором.
- Арабетка — сложный узорный элемент, составляющий из геометрических, растительных форм.
- Венок используют в растительном виде орнаментов.
- Плетенка делается с переплетающими составляющими (полосы, ленты, стебли и т. д.).
- Ажурный орнамент требует выполнения техники пропиленной резьбы (изготовление сквозного фонового изображения).
Правила безопасности резчика по дереву
Рабочий стол должен быть достаточно прочным и устойчивым (не качаться и не двигаться при резьбе).
При работе следует пользоваться специальными приспособлениями для крепежа обрабатываемых деталей
Это обезопасит и ускорит процесс работы.
Освещение в рабочем помещении должно быть достаточным и располагаться так, чтобы во время работы резчик не загораживал его своим телом.
При заточке инструмента на электро- точиле нужно пользоваться защитными очками.
Нельзя проверять остроту заточки инструмента пальцем (для этой есть деревянный брусок).
Нельзя резать на себя, а также нужно следить, чтобы по ходу движения инструмента не находилась свободная рука.
Следует загромождать рабочее место посторонними предметами.
Следует соблюдать чистоту на рабочем месте (лучше в процессе работы несколько раз убрать стружку со стола, чем, смахивая ее в конце работы, неожиданно наткнуться на нож-косяк или стамеску).
Для уборки рабочего места нужно воспользоваться cneциальными щетками.
Инструменты следует всегда класть на свое место (преимущество, а главное безопасность этого неоспоримы, так как в этом случае они уже точно не упадут со стола и никого не поранят).
При пользовании электроинструментом необходимо следить за исправностью не только самого инструмента, но и электропровода (он не должен перекручиваться во время работы и оставаться перекрученным в процессе хранения).
Следует обращать внимание на аккуратность подключеиия электроинструмента, особенно если одновременно подключено в розетку несколько электроприборов. Возникает опасность запутаться в проводах, что может привести к падению и повреждению инструментов и, что еще хуже, к различным травмам, которые можно получить в результате их падения.
Необходимо помнить, что электроинструмент имеет свойство либо вращаться, либо двигаться вперед-назад, поэтому необходимо быть крайне внимательным при работе с ним.
Если рабочее помещение подключено к трем фазам, то следует помнить, что трехфазное оборудование нельзя эксплуатировать без заземления.
И немного о пожароопасности. Сухая стружка легко воспламеняется, поэтому лучше проследить, чтобы в процессе работы не было ее контакта с нагревательными приборами. Древесина начинает обугливаться при 214-216 °С, а при повышении температуры происходит ее возгорание. При попадании на стружку прямого огня она моментально вспыхивает.
Также нужно быть внимательным при изготовлении восковой мастики. Разогревать ее лучше на электроплитке, а не на открытом огне. Что касается нитролаков, то пользоваться ими следует только в хорошо проветриваемом помещении (лучше всего это делать на балконе).
В рабочем помещении обязательно должна быть аптечка. Те, кто уже давно занимаются резьбой и имеют мастерскую или стол-верстак, могут подтвердить правоту написанного, а возможно даже дополнить вышеизложенное.
Как уберечься от травмы при резьбе по дереву
Любой инструмент мастера-резчика может сравниться с опасной бритвой, поэтому, работая с ним, нужно четко соблюдать меры безопасности. Материал нужно расположить так, чтобы ножом или стамеской можно было работать свободно, исключив возможность попадания острым краем по рукам.
Место для работы должно быть удобным и чистым. Все лишние в данный момент инструменты должны быть аккуратно сложены, ведь они очень острые и могут быть причиной травмы.
- https://vplate.ru/rezba-po-derevu/geometricheskaya/
- https://rubankom.com/predmety/promysly/309-geometricheskaya-rezba-po-derevu
- https://nacrestike.ru/master-klassy-po-rukodeliyu/raznye-vidy-rukodeliya/rezba-po-derevu-dlya-nachinayushhih
- https://lesoteka.com/obrabotka/geometricheskaya-rezba-po-derevu
- https://masteridelo.ru/remeslo/derevo/rezba/geometricheskaya-rezba-po-derevu.html
- https://masteridelo.ru/remeslo/derevo/rezba/derevo-dlya-rezby-po-derevu-osobennosti-materialov-i-kakie-porody-drevesiny-luchshe-vybrat.html
- https://Proekt-sam.ru/rezba/geometricheskaya-rezba-po-derevu.html
- https://WoodShpala.ru/oborudovanie/geometricheskaya-rezba-po-derevu-razdelochnye-doski.html
- https://domsdelat.ru/plotnikam/geometricheskaya-rezba-po-derevu-dlya-nachinayushhix-eskizy-uzory.html
- https://www.vseinstrumenti.ru/ruchnoy_instrument/stolyarno-slesarnyi/instrumenty_dlya_rezby_po_derevu/
- https://DrevoGid.com/instrumenty/dlya-rezby.html
- https://wood-petr.ru/dekorativnaya-rezba/tekhnika-bezopasnosti-pri-rezbe-po-derevu.php
Виды резьбы и техники
Виды резьбы по дереву разделяют на несколько групп:
- контурная;
- геометрическая;
- плосковыемчатая;
- скульптурная;
- сквозная;
- рельефная.
Каждая техника имеет свои особенности, о которых можно прочесть далее в статье.
Контурная
Для контурной резьбы характерны узкие углубления с 2 гранями. Их делают неглубокими и проводят вдоль всего изделия. Основными узорами являются элементы живой природы, например, листья растений, соцветия, ягодные грозди, а также животные и птицы. Картина, которая получается благодаря такой технике, визуально напоминает гравировку. Все линии грубые, с чёткими краями. Свет и тень остаются необозначенными.
Опытные мастера предпочитают смешивать эту технику с другими видами резьбы, например, геометрической и плоскорельефной. Ещё этот стиль хорошо сочетается со многими традиционными росписями.
Чистые контурные узоры, без коллабораций с другими стилями, хорошо смотрятся только на небольших настенных панно. Такие узоры выполняют при помощи стамесок и ножа со скошенным лезвием. Техника контурной резьбы несложная, но, чтобы украшать ею различные изделия, нужен художественный опыт и умелое владение инструментами.
Геометрическая
Этот вид резьбы является одним из самых лёгких в исполнении. Узоры состоят из разных по величание углублений, которые имеют от 2 до 4 граней.
В совокупности они образуют различные геометрические фигуры:
- треугольники;
- ромбы;
- круги;
- прямоугольники.
Эту технику используют для украшения мебели, а также создают кухонные принадлежности необыкновенного вида, например, подставки под горячее. Для работы используют самый простой набор инструментов: ножи, стамески и резаки.
Плосковыемчатая
Ещё одна простая техника резьбы по дереву, для выполнения которой нужен лишь нож со скошенным лезвием. Особенность плосковыямчатой резьбы – гладкая поверхность фона. Углубления в древесине делают неглубокими. Линии получаются плавными, но имеют острые грани.
Готовые рисунки получаются визуально схожими с теми, что были выполнены в контурной технике. Они также не имеют чёткого разделения на свет и тени. Основными узорами считаются элементы живой природы, такие как деревья, бутоны цветов и силуэты животных.
Скульптурная
Это один из самых сложных видов резьбы по дереву. Он отличается от предыдущих техник тем, что изображение не является плоским, оно трёхмерное. К скульптурной резьбе относятся объёмные фигурки животных, людей и божественных идолов.
Скульптурная резьба по дереву
В средние века такой резьбой украшали крыши богатых домов, декорировали помещения изнутри и ставили большие деревянные статуэтки на носах кораблей. В настоящее время скульптурная резьба также относиться к декору.
Древесине придают форму не одним инструментом, чаще используют несколько наборов. Чтобы научиться работать в такой технике, потребуется много времени и терпения.
Сквозная
Эта разновидность резьбы имеет несколько альтернативных названий: сквозная, ажурная и пропильная. Узор, который получается, напоминает тонкое кружево. Этот эффект достигается путем пропиливания шлифованных досок насквозь.
Особенность этой техники – это полное или частичное удаление фона. Мастера используют эту технологию обработки дерева в различных вариантах дизайна. Сквозной резьбой украшают наличники окон и дверей, а также карнизы. Часто такие деревянные узоры можно заменить на перилах лестниц.
Также эту технологию используют для мелких элементов декора, например, для шкатулок, картинных и зеркальных рам и шкатулок.
Рельефная
Эта технология схожа со скульптурной резьбой, по уровню сложности. На плоском фоне мастера вытачивают выпуклые, объёмные изображения. Это могут быть фигуры животных, растений и даже человеческие портреты.
Рельефную резьбу разделяют на 2 группы: барельефную и горельефную. В первом варианте орнамент получается выпуклым на более чем на середину толщины основной заготовки. Во втором случае, узор делают очень объёмным. Все линии возвышаются над фоном и имеют плавные изгибы.
Инструменты
Предварительно нужно подготовить рабочее место, на котором будет достаточно свободного пространства. Следует организовать хорошее освещение.
Чтобы приступить к работе нужно подготовить специальные инструменты:
- Графитовый карандаш и линейка для нанесения контурных линий будущего узора на деревянную основу.
- Циркуль для деления полного эскиза на отдельные фрагменты для упрощения работы.
- Нож-косяк, которым производится непосредственное вырезание.
- Пилка нужна для формирования самой деревянной заготовки, на которой будет производиться резьба.
- Прямая стамеска может стать вспомогательным инструментом для ножа-косяка.
Набор необходимых инструментов собран. Остается определиться с шириной рабочей части ножа. Данный параметр подбирается в соответствии с размерами рисунка. Дополнительно может понадобиться ластик и наждачная бумага с мелким напылением.
Подробности
Объемная техника в роли высшего пилотажа
Постигать искусство резки по древесине может каждый, но далеко не все способны осваивать объемную технику. Для того, чтобы покупать все нужные знания, требуется иметь опытного наставника, а также желание, талант и свободного времени. Осваивание мастерства резьбы объемных типов фигур по древесине даст возможность воплотить в жизнь все смелые фантазии, воссоздать шедевры искусства, композиции, скульптуры и много иных предметов. Недостаточно лишь одного знания такой техники, в то время мастер должен быть художником, творческой личностью скульптором. Сам по себе процесс отличается скрупулезностью и высокой точностью.
Подготовительный этап и начало работ по древесине
Объемная резкая по древесине для начинающих может показаться довольно трудной. Но не нужно отчаиваться, потому что навыки будут оттачиваться с опытом. Главное, чтобы вы знали, с чего начинать. Принцип работы по подготовке основывается на грамотном выборе деревянной породы. Например, большие элементы куда проще вырезать из древесины мягкого сорта (липы, тополя или сосны), так как они намного податливее, и наоборот, для вырезания элементов малого размера лучше сделать выбор в пользу твердых древесных пород (дуб или клен).
Какие инструменты потребуются для работы
В видео про объемную резьбу по дереву обычно показаны все инструменты, которые будут применены, так как техника работ довольно нестандартная. Это и обычные ножи со стамесками, и специализированные станки. Для выполнения работ в домашних условиях потребуются такие инструменты:
- Наждачная бумага с разными фракциями.
- Всевозможные формы, размеры и модификации ножей.
- Ручные фрезы с большим ассортиментом насадок.
- Различные стамески.
- Надфили.
Рассмотрим, какие есть рабочие приемы, чтобы правильно обрабатывать дерево.
Всевозможные приемы для объемной резьбы по древесине
При работе мастер применяют различные приемы строгания и древесной обработки, среди которых можно выделять несколько главных, применяемых при разновидностях резьбы по древесине:
- «От себя». Применяют для того, чтобы удалять фаски и кромки, в частности, если они размещены перпендикулярно древесных волокнам. Работа производится одной рукой или придерживающая пальцами второй руки лезвия.
- Прием для того, чтобы снимать толстый древесный слой по его волоконному направлению. Нож захватывают одной или сразу двумя руками, причем кончик направлен к себе. Сильным надавливанием грудью на руки делают срез. Если требуется снимать большие слои, но при этом места для маневренности не хватает, нажим на руки производится корпусом.
- «На себя». Прием резки, когда направлено в сторону левой рукой, а движение делают навстречу большому пальцу.
Рассмотрим, с какими материалами можно работать.
Техника проведения работ
Объемный тип резьбы по древесину (фото примеров представлены в статье) производится таким образом:
- Для начала требуется нанесите на брус контуры будущего изделия и вырубают все ненужные элементы. Это делают посредством стамески, а после ею прорабатывают главные фигурные очертания.
- После этого можно приступить к работе при помощи ножа и рашпилями с разными габаритами, придавая более мягкие и плавные очертания. Действия при этом мягкие, осторожные, а еще состругивают тонкий слой дерева. Скульптура как бы расписывалась посредством режущего инструмента, который оставляет на ней бороздки. Линии будут имитировать черты человеческого лица, птичьи перья, шкурки животных, гриву коней, прожилки на растениях и прочие элементы.
- Все срезы делают небольшими, обрабатывают поверхность с каждой из сторон. Если в скульптуре планируется проделывать отверстия, их прорезают на финальном этапе.
- Сухую и твердую древесину в процессе резки стоит смочить.
- Изделие в готовом виде мастер должен отшлифовать или же и вовсе оставить в неизменном виде.
- После все оставляют просушиваться, и в случае появления трещин из их требуется заполнять клинышками с учетом направления волокон дерева.
А теперь небольшой мастер-класс.
Резьба шкатулки
Каким бы инструментом вы не резали древесину, результат всегда будет зависеть от направления, т.е. от того как движется режущая кромка относительно расположения древесных волокон. Для продольного резания энергии нужно больше, инструмент нагреется сильнее, но и поверхность будет более гладкой. А если резать поперек волокон, тепла выделяется меньше, однако труднее избежать шероховатостей и сколов.
Пошаговое выполнение работ:
- Заготовку (ларец), на которую уже перенесен эскиз, украшать резьбой правильнее с задней панели. Нагрузки от усилия нажатия на инструмент есть, и риск повредить резьбу на опирающейся на плоскость поверхности, тоже есть. Потому, пока вы только набиваете руку, начинайте именно с задней панели, где ошибки будут не так заметны.
- При плоскорельефной геометрической резьбе не исключены дефекты (сколы, подрезы), особенно в местах поперечного пути выступов резьбы относительно волокон. Чтобы не разрушать узор, и укрепить его, мастер может использовать обычный суперклей. Он хорошо впитывается в резную поверхность, становится на ней нейтральной пластиковой пленочкой. Клей наносится не везде, а в местах схождения линий.
- После задней поверхности шкатулки вырезайте боковые. И только в самом конце, когда рука уже почувствовала силу, и вы знаете, как ведет себя материал, приступайте к резьбе крышки.
Так, на словах не очень и сложно попробовать себя в изготовлении резных шкатулок из дерева ручной работы. На практике, конечно, приходится попотеть: но это тот случай, когда ни один подробный теоретический алгоритм не заменит реальной работы с материалом.
Как работает мастер, вырезая узор на деревянной шкатулке, можно увидеть в данном видео.
Узоры для вырезания. Уроки резьбы по дереву для начинающих
Объемная, контурная и геометрическая резьба по дереву — это одни из наиболее древних методик декорирования самых разных изделий. По большому счету, для работы не нужно ничего, кроме деревянной заготовки и достаточно острого ножа: при должном умении может получиться резной наличник, красивая игрушка или любое другое изделие.
Конечно, шедевры у вас получатся только после многолетней практики. Но начинать осваивать резное дело можно и с самых простых деталей: достаточно изучить эту статью и разобраться в основах.
Разновидности резьбы
Несмотря на то, что в работе с деревом используются самые простые инструменты, да и приемы обработки не отличаются сложностью, результат может быть самым разным. В зависимости от внешнего вида обработанной поверхности выделают такие виды резьбы:
- Контурная резьба — пожалуй, самая простая (внешне, не по технике исполнения). Узор наносится на плоскую поверхность неглубокими линиями, формируя контуры рисунка.
- Геометрическая резьба — самая распространенная ввиду простоты освоения. В отличие от контурной, узоры формируются не линиями, а комбинацией из геометрических фигур, чаще всего клинообразных выемок.
- Плосковыемчатая резьба —технология нанесения орнамента или узора на ровную доску. При этом на плоском фоне вырезаются углубления, которые и формируют нужный нам рисунок.
Скульптурная резьба
(объемная) — самая сложная методика. В качестве заготовки берется чурка, ветка или корень, после чего детали придается нужная форма
Здесь важно не только мастерство резчика, но и то, насколько грамотно подобрана древесина.
Конечно, эта классификация весьма условна, но она дает представление о том, куда можно стремиться в совершенствовании своего мастерства.
Что нужно для работы?
Инструменты резчика
Чтобы делать деревянные игрушки, резные рамки, наличники и другие декоративные объекты, мастеру нужны подходящие инструменты. Помимо обычных столярных (пила, дрель, напильник), нужно использовать и специальные приспособления:
Иллюстрация | Инструмент | Назначение |
Нож-косяк | Универсальный инструмент, который используется как для геометрической резьбы по дереву, так и для скульптурных работ. | |
Стамески | Наиболее обширная группа инструментов, применяемых для формирования выемок. В зависимости от формы края выделяют такие разновидности:
| |
Клюкарзы | Специальные стамески с выгнутой рабочей частью. С их помощью выполняется рельефная резьба с сильным заглублением. | |
Ложкорезы | Как следует из названия, специальные инструменты для изготовления деревянных ложек. Особая форма лезвия (кольцо или полукольцо с односторонней заточкой) позволяет эффективно выбирать большие объемы древесины. |
Выбор древесины
Художественная резьба требует формирования достаточно четкого рельефа. А для этого нужны не только подходящие инструменты, но и соответствующий материал. Не всякая древесина подходит для резьбы, а если вы только начинаете осваивать методику, то к выбору нужно подходить очень придирчиво:
- Липа — идеальный вариант для новичка. Материал мягкий и однородный, потому самые сложные рисунки для резьбы по дереву лучше осваивать именно на липе.
- Ольха (красная и черная) — тоже очень хороший вариант, пусть и более плотный. Идеально режется, почти не коробится при высыхании. Основной минус — сложно найти!
- Береза — более твердая и упругая, но при этом вполне подходящая для обучения основам резьбы. При высыхании может деформироваться, потому из березы обычно режут небольшие изделия.
- Дуб — отличный вариант, но только для опытного мастера. Рельеф получается идеальным, но при этом нужен очень острый инструмент и уверенная рука.
- Груша — древесина с высокой плотностью и хорошей однородностью. Структура материала позволяет выполнять самые тонкие изделия.
Из дерева этих пород вначале необходимо выпилить заготовки, просушить их, при необходимости — обработать начерно. Только после этого на них наносятся рисунки и эскизы, по которым ведется резьба.
Приемы и методики при геометрической резьбе
По сути, вся работа над резной деталью сводится к трем операциям:
- Подготовка — выбор и черновая обработка заготовки, перенесение рисунка.
- Собственно резьба — нанесение рельефного узора.
- Финишная обработка — устранение дефектов, шлифовка, лакировка и т. д.
Инструкция по выполнению базовых операций при резьбе показана в таблице:
Иллюстрация | Этап работы |
Нанесение рисунка. На заготовку нужного размера переносим контуры рисунка для обработки. Можно построить чертеж самостоятельно, с помощью линейки и циркуля, а можно использовать готовые эскизы для резьбы по дереву. Во втором случ |
Эскизы для узоров
По своей тематике трафареты для резьбы по древесине довольно разнообразны. Некоторые их варианты используются в узком направлении, а некоторые можно встретить на любых элементах интерьера.
Приведем несколько вариантов эскизов, которые можно использовать с определенной целью:
- Деревянное узорочье служит для украшения фасадной части домов. Оно идеально смотрится как на дверях, так и на стенах.
- Резка художественного стиля применяется для украшения посуды и мебели.
- Особенно в почете изделия, выполненные с применением замысловатой ажурной резки. Чаще всего она используется для бытовых предметов.
Финишное покрытие
Шкатулка отправляется на заключительный этап работы – покрытие лаком. Вариантов, чем конкретно покрывать ларец, много. Наиболее удобным для новичка будет акриловый лак в аэрозольном баллоне. Он наносит защитный слой равномерно и быстро. Лак отлично сохранит натуральный цвет древесины, скроет следы суперклея, придаст блеск. Наконец, он защитит шкатулку от возможного разрушительного влияния солнечного света и кислорода, от воды, грязи и пыли.
Если соберетесь наносить лак кистью, приготовьтесь к тому, что процесс будет долгий и многоэтапный. Нужно покрывать ларец несколькими слоями, дожидаясь всякий раз высыхания предыдущего. Аэрозольный лак в разы удобнее.
Остается только пожелать вам удачных проб, ловкого управления инструментов и податливого, качественного дерева. И помните, аппетит приходит во время еды: в процессе резьбы возникают новые творческие идеи и настроение для их воплощения в жизнь!
Когда начинается творчество
Если человек интересуется резьбой по дереву, это говорит о том, что у него творческая натура. Овладев навыками резьбы геометрических рисунков, он на этом не остановится. Дерево — материал пластичный и позволяет экспериментировать. Но, разрабатывая эскизы будущих шедевров, нужно учитывать, что древесина разных пород отличается.
Конечно, липа, береза или бук имеет одно направление волокон. Однако эти породы отличаются твердостью. Новичкам рекомендуют использовать липу и только потом переходить к обработке изделий из березы и других твердых пород.
В процессе работы становится понятно, что одинаковые приемы работы не всегда уместны. Каждое дерево требует индивидуального подхода. Это тот момент, когда новичок начинает самостоятельно и творчески осмысливать процесс. Резчик, когда создает свои композиции, понимает, что процесс этот доставляет радость.
Разберем шаблоны для резьбы по дереву для начинающих
В магазинах можно найти наборы для вырезания по дереву самых разных комплектаций. Для создания своих самых первых работ можно довольствоваться покупкой детского набора. Обычно в такой набор для начинающих входит:
- Один нож;
- Чехол для ножа;
- Рабочий брус или заготовка;
- Кусок “чернового” дерева для тренировки;
- Прозрачный лак, для покрытия рабочей поверхности после окончания вырезания;
- Трафарет или эскиз, который поможет нанести узор на рабочую поверхность.
Немного поднабравшись опыта можно приобрести небольшой набор ножей разной ширины и формы, что позволит вам разнообразить наносимые рисунки. До профессионала, конечно, еще очень далеко, но чтобы набить руку и поработать с разными сортами дерева, почувствовать их структуру и разницу между ними — то что нужно.
Со временем, для достижения все новых и новых целей, ваш инструментарий будет постепенно пополняться, а вы узнаете новые способы обработки деревянных поверхностей, научитесь работать с новым оборудованием и разнообразите орнаменты, которые сможете самостоятельно вырезать.
Когда вы сможете самостоятельно создавать красивую и аккуратную резную мебель, в вашем наборе инструментов уже будут:
- Богородский нож для скульптурной резьбы;
- Нож-косяк, применяемый во многих видах резьбы;
- Нож-резак, очень удобный вспомогательный инструмент;
- Стамески прямые разной ширины;
- Стамески полукруглые отлогие, средние и крутые;
- Стамески-клюкарзы. Данные стамески очень удобно использовать, чтобы не задевать обрабатываемую поверхность рукояткой, благодаря их изогнутому лезвию. Бывают плаские стамески-клюкарзы, уголок и полукруглая;
- Стамески-церазики, стамески уголки или гейсмусы;
- Штихеля;
- Клепики с тремя видами заточки — нож, листик и ноготок;
- Ложечники, или ложечные ножи;
- Пуансоны и чеканы.
Помимо простой плоскорельефной существует еще один очень красивый вид резьбы — прорезная. Суть ее заключается в том, что деревянная заготовка прорезается узором насквозь.
К сожалению, прорезная резьба не так часто применяется, как другие виды, но вовсе не из-за невостребованности, а скорее потому, что по-настоящему хороших мастеров этого дела не так уж много. Создание аккуратного ажурного рисунка из дерева требует определенных усилий, сноровки и использования дополнительного инструмента.
Для создания самых простых работ в технике прорезной резьбы вам понадобится знакомый всем еще со школьных уроков по труду лобзик.
Для тех мест, где не требуется очень тонкая аккуратная ручная обработка, или же для уже опытных мастеров с твердой рукой существует электролобзик, использование которого может сильно облегчить и ускорить работу.
Так же нелишним в вашем наборе инструментов окажется фрезер — приноровившись работать с ним, вы сможете расширить возможные узоры, облегчить собственную работу над каждой деталью да и просто быстрее и аккуратнее выполнять обработку рабочего дерева.
Кстати, фрезерный станок так же может очень помочь и в исполнении плоскорельефной резьбы по дереву.