Особенности промысла гжель
Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с уверенностью называть ее уникальной, самобытной, неповторимой и оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и, конечно, ручная работа. Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета, которая неизменно притягивает взгляд и заставляет восхищаться работой мастера снова и снова.
Кроме того, рисунок наносится под глазурь и только потом изделие обжигают. Кобальт — одна из немногих красок, которая выдерживает температуру печи в 1300 градусов.
Как рисовать роспись гжель в картинках для начинающих
Требуемые материалы:
- Акриловая краска (синяя, белая)
- Кружка
- Кисточки (номера 1,2,4)
- Ацетон
- Вата
- Карандаш
- Бумага
- Плоскогубцы
Ход работы:
- В первую очередь подготовьте поверхность к работе, тщательно помойте кружку и обезжирьте ее с помощью ацетона и ваты.
- На листе бумаги изобразите эскиз. Для создания эскиза вы можете воспользоваться готовыми рисунка в интернете, а если у вас имеются необходимые навыки, то, конечно же, стоит придумать его самостоятельно, тогда и художественная ценность вашего изделия резко возрастет.
- Кисти под номерами 2 и 4 сожмите плоскогубцами, на верхушки намажьте синюю краску, а снизу белую. Совершайте на листе возвратно-поступательные движения для получения градиента.
- Отметьте на кружке кружочком, где будете наносить изображение лепестков.
- Внизу отметки рисуем лепесточки, предварительно потренируйтесь на бумаге, чтобы случайно не смазать их на изделии.
- Обязательно дайте лепесткам просохнуть, акрил высыхает быстро, но все же не стоит рисковать, затем продолжите рисовать и закончите цветочек.
- Когда цветок просохнет, в серединку тонкой кистью пририсуйте тычинки, этой же кистью нарисуйте стебель и украшения для листиков. Результат уже выглядит впечатляюще.
- Дорисуйте на чашечке ягоды, заполните пустые места листиками.
На этом работа завершена. В заключение композиции, налейте в чашечку ароматного чая!
Помимо посуды можно расписывать керамические статуэтки, например, обратите внимание на эту статуэтку лошадь, она также расписана под гжель. Представленные на фото животные также расписаны гжелью
Еще лет 60 назад такая работа показалась бы дикостью, но в наше время это считается красивым и необычным изделием
Представленные на фото животные также расписаны гжелью. Еще лет 60 назад такая работа показалась бы дикостью, но в наше время это считается красивым и необычным изделием.
Обратите внимание и на роспись этого великолепного сервиза. Изначально осуществляли роспись гжелью только предметы посуды и статуэтки, но в наше время под гжель расписывают любые предметы, будь это шкафы на кухне или банки для специй, встречается даже одежда, расписанная под гжель, но самая необычная находка – это расписанный под гжель пакет
Создать можно все, что угодно, лишь бы присутствовала фантазия и желание сделать пространство вокруг себя чуточку красивее. Помимо этого, предметы, расписанные гжелью, могут стать отличным подарком для родных и близких
Изначально осуществляли роспись гжелью только предметы посуды и статуэтки, но в наше время под гжель расписывают любые предметы, будь это шкафы на кухне или банки для специй, встречается даже одежда, расписанная под гжель, но самая необычная находка – это расписанный под гжель пакет. Создать можно все, что угодно, лишь бы присутствовала фантазия и желание сделать пространство вокруг себя чуточку красивее. Помимо этого, предметы, расписанные гжелью, могут стать отличным подарком для родных и близких.
Чтобы самостоятельно создать такой подарок и избежать ошибок, ниже представлены уроки по созданию росписи гжелью, а также мастер-классы и некоторые секреты, которые точно пригодятся вам в работе. Приятного просмотра!
Популярные темы сообщений
- Карл Линней В данной работе мы постараемся исследовать жизнь и научные открытия в области биологии, одного из величайших учёных Карла Линнея. Основными достижениями Карла Линнея считаются его глубокие научные труды по классификации
- Микроскоп Наш мир очень богат, но зачастую всё богатство хранится в мелочах. Они настолько маленькие, что глазами их рассмотреть невозможно. Но ведь так хочется увидеть всю красоту, всё изящество. Именно поэтому изобрели микроскоп.
- Арфа — музыкальный инструмент В древние времена человек охотился с помощью лука. При натяжении тетивы он издавал звук, который позднее стали применять для дачи сигнала. Кому-то пришла в голову мысль натянуть большее количество тетивы разного метража.
С чего начинать? С подготовки!
Гжель – целое направление российской культуры. Гжельская роспись делается на белом фоне синими, голубыми, лазурными цветами, красками других оттенков. Вряд ли кто-либо не видел предметы, расписанные в этой прекрасной технике. Даже если кто-то не видел, представление можно получить, взглянув на это прекрасное блюдо. Представляете, как оно украсит стол, превратив его из обычного в праздничный?
Обратите внимание: все рисунки в технике гжель состоят из мазков. Специальный гжельский (двойной) мазок накладывается от широкой части к узкой
Сначала используется плоская сторона кисточки, потом кисть слегка заворачивается и рисует узкой частью. Это хорошо видно на видео, где мастера показывают, как они расписывают какой-либо предмет. Таких записей много на Ютьюбе.
Чтобы научить детей, для начала придется освоить технику самому. В этом очень поможет художественный альбом по гжели согласно ФГОС. Ценность издания – в том, что оно пошагово описывает процесс рисования, показывает его на картинках. А также рассказывает, как научить детей особенностям мазков и последовательности росписи. Практические задания для изучения элементов росписи есть и в альбоме «Россиночка» по гжели. У пособий разные авторы, но оба хороши с практической точки зрения.
История искусства гжели
Истоки росписи лежат в старинном подмосковном районе, который славился своей неплодородной почвой. Сколько бы пахари ни трудились на ней, богатым урожаем матушка-земля не радовала. Причина скрывалась в том, что вместо чернозема на этой территории располагался пласт белой глины высокого качества.
Первыми открывателями месторождения стали аптекари. Для проведения опытов в области алхимии и создания лечебных настоек они пользовались посудой, слепленной из белоснежной глины.
Чуть позже в Гжели наладили гончарное производство, которое радует людей красивой продукцией более четырехсот лет. Наименование села происходит от слова «жечь». Существует версия, что изначально ремесло называли «жгель». Впоследствии для собственного удобства люди поменяли буквы местами и получили «гжель».
Однако согласно археологическим раскопкам, еще в начале четырнадцатого век в районе речушки Гжелки местные умельцы освоили гончарное производство. Это был знаменитый на весь мир гжельский фарфор. |
Изделия отличались практичностью и высоким качеством. Впервые упоминание о регионе встречается в летописях, датированных 1320 годом.
Красивая природа, гладь полей, плеск волн, лесная дубрава – все это вдохновляло обитателей Гжели на занятия искусством. С давних времен местные мастера прославляли небольшое поселение керамическими изделиями. Причем изготавливали не только чашки и горшки, но и черепицу, изразцы и детские игрушки.
Майолика
В 1724 году на дороге, ведущей в Гжель, Афанасий Гребенщиков организовал первую фабрику по созданию продуктов Зенина. Существует версия, что их получали из Китая. Изделия представляли собой пористые майолики большого размера, созданные и эмалированной глины яркой расцветки.
Гончары из Гжели доставляли промышленнику сырье и одновременно создавали вещи на заводе, изучая правила технологического процесса. Изначально ассортимент продукции был скудным. Фабрика специализировалась на изготовлении трубок для табака и плитках. Затем начали создавать столовые принадлежности и фигурки небольшого размера.
В 1757 году после смерти Гребенщикова, в производстве наметился спад и к 1770 оно полностью прекратило свое существование. Однако к этому моменту в Гжеле уже появились собственные мастера, специализирующие на изготовление майолики. Их продукция пользовалась невероятным спросом.
Все изделия ремесла можно условно классифицировать на три категории:
- Дешёвая посуда.
- Дорогостоящие сосуды. Их использовали для декорирования стола и интерьера.
- Мелкая пластика: фигурки животных и статуэтки, передающие бытовые сюжеты.
Наибольшим спросом у потребителей пользовались кувшины в форме клюва под названием кумганы. Майолики окрашивали жидкой эмалью. Сначала мастер с помощью темных красок очерчивал контур картинки. Затем рисунок закрашивали фиолетовым, красным, зеленым или синим цветом.
Ремесло требовало от умельцев наносить четкую картинку, поскольку в дальнейшем внести в нее корректировки практически нереально.
Полуфаянс
В начале девятнадцатого столетия на смену майолики, которая требовала серьезных финансовых вложений, пришел полуфаянс. В основе сырья лежала гжельская глина, соединенная с разнообразными примесями.
Красящее вещество наносили на обожжённое изделие, сверху покрывали глазурью и вновь отправляли в печь. Изначально роспись была полихромной, позже ее заменили на голубой оттенок. |
Фарфор
Первые изделия из фарфора появились в начале девятнадцатого века. Производство запустил Павел Куличков в 1802 году. Готовый товар он поставлял в Москву, где подобная продукция была в диковинку. Многие конкуренты пытались разгадать секрет успеха Куличкова, выведать технологию производства.
Некоторым обитателям Гжели это удалось и в скором времени на территории населенного пункта появилось сразу несколько мануфактур, выпускавших фарфоровые изделия высокого качества. Часто владельцы мастерских покупали заготовки на заводе Куличкова, а после раскрашивали их под собственным брендом.
Фарфор девятнадцатого века отличается эмпирическим стилем. Гжельцы заимствовали характерные для него формы, но интерпретировали на свой лад. Помимо цилиндрических и яйцевидных изделий мастера создавали кратерообразные чашки с изогнутыми ручками. Самый популярный орнамент – цветы и меандры.
Мастер-класс по рисованию гжельской розы
Закрепите акварельную бумагу на планшете любым удобным способом. Подготовьте кисти, краски и стаканчик с водой.
Поэтапное выполнение розы:
- На верхушку плоской кисти (№ 2 ил № 4) наберите голубую или синюю краску, на низ кисти наберите краску белого цвета.
- Оцените густоту мазка на черновом листе бумаге. Вы должны заметить и цветовой переход.
- На акварельной бумаге совершайте возвратно-поступательные кистевые движения, чтобы получить градиент.
- На полученном кружке выберите место для прорисовки лепестков. В некоторых случаях кружочек не рисуют, а ставят пальцем (детям, например, так будет удобнее).
- Внизу кружка плавно, раскрывающими движениями прорисовывайте лепестки. Перед собой держите шаблон цветка, который будет ориентиром. Для первых работ достаточно шести лепестков под кружочком.
- Не спешите переходить к следующим лепесткам, если не засохли первые.
- Когда роза подсохнет, в серединку цветка любой удобной для вас тонкой кистью добавьте тычинки. Такой же кистью прорисуйте стебелек, который может быть украшен листьями. Пустое место дорисовывается листочками или ягодками.
Начинать нужно только с розы – без листьев и стебля. Отработайте как в прописи подряд 5-6 роз, это полезно для закрепления навыка и понимания, как создавать гжельский градиент. Кружочки рисуйте серповидными движениями.
Если получается плохо, организуйте тренажер по отработке мазков. Начинайте с малых деталей, которые впоследствии научения трансформируются в цветок. Если и так не очень хорошо получается, распечатайте трафареты гжельской росписи, начните именно с них.
Вариаций изображения розы может быть множество. В следующем видео показано, как еще можно нарисовать гжельскую розу
Мастер-класс «Гжельская лошадка» — поэтапное раскрашивание гипсовой фигуры под гжель
НАДЕЖДА Кокурина Мастер-класс «Гжельская лошадка» — поэтапное раскрашивание гипсовой фигуры под гжель
Мастер-класс «Гжельская лошадка»
Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые взрослые. Предлагаю раскрасить фигурку лошадки под гжель. Гипсовые фигурки лучше всего разукрашивать акрилом. Если сверху фигурку покрыть акриловым лаком, то она будет красиво смотреться, а краска — хорошо держаться. Для работы нам потребуются следующие материалы:
Гипсовая фигурка лошадки;
грунт художественный акриловый;
акриловые художественные краски (белый, синий);
лак акриловый глянцевый;
простой карандаш (ТМ);
ёмкость с водой;
кисть круглая №5 (белка);
кисть круглая №2 (пони);
кисть плоская №0 (синтетика);
кисть круглая №3 (синтетика).
Первое, что нам нужно, это покрыть акриловым грунтом нашу фигурку.
Следующим шагом нам надо нанести простым карандашом будущий рисунок на нашу фигуру.
Приступаем к разукрашиванию. Сначала наносим краску на гриву, хвост и нижнюю часть ног голубым цветом.
Теперь наносим поверх карандаша рисунок красками и темно-синей краской наносим небольшие штрихи по голубому цвету.
И в завершении работы покрываем фигурку акриловым лаком.
«Была кормушка простая, а стала расписная». Поэтапное раскрашивание кормушки «Была кормушка простая, а стала расписная «-поэтапное раскрашивание кормушкиЦель:украшение рисунком деревянной кормушки. Привлечение детей.
«Лошадка на палке» мастер-класс, фотоотчёт «В магазине игрушек» Друзей не покупают, Друзей не продают. Друзей находят люди, А также создают. В. Д. Берестов В нашем ДОУ будет проходить.
Мастер-класс для детей второй младшей группы «Сказочная гжель» Задачи: — формировать представление о народно – прикладном искусстве, познакомить с элементами гжельской росписи; — учить располагать композицию.
Мастер-класс «Геометрические фигуры» (дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста) Для работы нам понадобятся: -картонная коробка (от конфет или парфюмерного набора); -клей ПВА; –ножницы; -простой карандаш; -линейка;.
Мастер-класс по конструированию из бумаги «Кружечка «Гжель» Мастер класс «Кружечка гжель» Нам понадобится: Две полоски белой бумаги 15 см. 6 см, 1 см 7 см. Полоска белой бумаги.
Мастер-класс «Ёлочная игрушка Матрёшка-гжель» Хочу поделиться с вами своей идеей изготовления ёлочной игрушки. 1. Вам понадобится: лампочка, белые нитки для вязания, клей-пистолет,.
Мастер класс по изготовлению учебного пособия в технике папье-маше по теме «Гжель» Изготовление посуды в технике папье-маше очень увлекательно. Так же она может служить наглядным пособием. Такую посуду можно изготовить с.
Мастер-класс по росписи Гжель «Мастерская юных мастеров» Есть в России такое местечко, Где белая рощица, синяя речка. В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий. И светлеет.
Мастер-класс «Подбери фигуры по цвету и форме» (математическая игра для детей младшего дошкольного возраста» …) Для работы нам понадобятся: -пластиковая папка на четырёх кольцах; -линейка; -простой карандаш; -ножницы; -макетный нож; -картон; -виниловая.
Проект по математическому развитию «Круг, квадрат и треугольник-фигуры важные, фигуры нужные» Номинация проекта – «Дошкольный возраст» Вид проекта: долгосрочный, фронтальный. Участники проекта: подгруппа детей средней группы, воспитатель.
http://sdelala-sama.ru/podelki/1078-kak-risovat-rospis-gzhel-v-kartinkah.html
http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-gzhelskaja-loshadka-poyetapnoe-raskrashivanie-gipsovoi-figury-po-gzhel.html
Мастер-класс по рисованию простых гжельских узоров для детей
Чтобы ребенок смог самостоятельно придумывать гжельские узоры, ему следует освоить способы создания простейших видов орнамента.
Ситчик
Для создания такого узора ребенку понадобится кисточка с длинным тонким ворсом.
Рисовать ситчик рекомендуется так:
- Предварительно поместив небольшое количество краски на палитру, слегка смоченной в воде кисточкой набрать на кончик пигмент.
- С помощью точных легких касаний рабочей плоскости нарисовать несколько точек на рабочей плоскости, расположив их в горизонтальный или вертикальный ряд, на расстоянии 2-3 см друг от друга.
- Смыть остатки краски, после чего аналогичным способом набрать на кончик кисточки пигмент контрастного оттенка.
- Слегка касаясь поверхности листа, нарисовать вблизи проставленных точек полукруги, соединив их между собой в крайних точках.
- Очистить кисточку от остатков краски, а затем снова набрать пигмент того же оттенка, что и изображенные ранее полукруги.
- На расстоянии 0.5 – 1 см от мест соединения полукругов проставить необходимое количество точек, созданных легким касанием кистью бумаги. Плотность этих точек должна быть примерно вдвое меньше основных, нарисованных в п.2.
- Заполнить рабочую плоскость выбранным узором или, при желании, сочетать 2-3 типа орнаментов, при этом контролируя, чтобы они не пересекались между собой и были все выдержаны в одной тематике.
Китайский мазок
Китайский мазок считается более сложной техникой гжельского орнамента.
Создавать узоры с его помощью рекомендуется так:
- Поместить небольшое количество краски 2 оттенков на палитру, после чего на кисть с тонким длинным ворсом необходимо набрать каждый из колеров.
- Далее, определив наиболее удобную точку для дальнейшей прорисовки узора, поставить кисть на рабочую плоскость и не отрывать ее до полного исчезновения краски. Таким образом, будет создаваться плавная потеря насыщенности оттенка, что при подсыхании будет выглядеть максимально естественно.
- Когда краски на кисточке не останется, необходимо повторить п. 1 и п. 2, дорисовав, таким образом, гжельский орнамент до конца.
Мазок с тенью
Мазок с тенью считается разновидностью китайского мазка. Он предполагает наличие широкого диапазона оттенков базовых цветов, наносимых на рабочую плоскость круговыми разворотами толстой кисти.
Гжель роспись для детей, техника мазок с тенью.
Алгоритм создания орнамента таким образом выглядит так:
- Взять кисть, размером №8 (также подойдет для данной техники кисть №10), конец которой должен быть прямоугольным.
- Набрать на конец кисти краску так, чтобы у края ворса слой колера был плотнее, чем в середине.
- Разместить ворсовую часть кисти на рабочей плоскости, после чего, не отрывая рабочий инструмент от поверхности листа бумаги, изобразить необходимый элемент росписи.
Для удобства прорисовки рисунков мазками с тенью кисть следует держать 3 пальцами – большим, указательным и средним. В противном случае сила нажима на рабочий инструмент распределится некорректно, что негативно скажется на внешнем виде итогового изображения.
Снежный фон и синие узоры. Гжель
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори
Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор . Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи .
Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.
Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок . Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу … После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким , который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией»
. По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве» .
Гжельская роспись относится к разновидностям исконно русского искусства. Уже не первый век в данном стиле расписывают игрушки, посуду, сувениры. Характерная особенность такой росписи – использование всего нескольких цветов (белый и голубой, а также темно-голубой, ближе к синему), а также мазков определенной формы.
Цветовая гамма гжельской росписи
Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.
Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:
- белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
- все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
- кобальтовый цвет (темный оттенок);
- белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
- золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
- платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).
3 Этап. Оформление
Нарисованный конь получился у нас сильным и красивым. Кажется, что, если его разукрасить, то он оживет. Ну что же, попытаемся это сделать. Но сначала обводим его цветным карандашом.
Осталось только полностью разукрасить картинку и сделать фон, ведь так и хочется, чтобы наш мустанг, почувствовав порыв ветра, смог умчаться вдаль.
Научившись изображать коня, мы постарались в его образ добавить характер, любовь к скорости и свободе. Кажется, получилось!
Ниже смотрите еще несколько вариантов:
Способ изготовления изделий
Промысел гжель требует от мастера полета фантазии и четкости. Для изготовления посуды обычно берут фарфор или майолику. Первый более хрупкий и тонкий.
Процесс создания шедевра состоит из нескольких этапов:
- Формирование заготовки.
- Подготовка к нанесению рисунка и первоначальный обжиг.
- Контроль и проверка брака.
- Роспись.
- Повторный обжиг.
Заготовка создается по эскизам живописца. Делают ее на гончарном круге с применением специальных щипцов. После того как глиняная «болванка» сформирована, в не вливают жидкую фарфоровую массу, которая постепенно застывает. Поскольку глина хорошо впитывает влагу, процесс не занимает много времени. |
Все детали изделия создают в разных формах, поэтому от мастера требуется аккуратность и внимательность. Далее идет подготовка к нанесению узора. Изделие шлифуют, чтобы орнамент лег ровно. Затем места соединения разных деталей замывают, неровности сглаживают валиком из поролона. Следующим этапом становится обжиг в печи. Процесс занимает восемь часов.
В обязательном порядке проводиться контроль качества и проверка брака. Для выявления дефектов используют раствор фуксина. Оно накапливается в неровностях изделия и становится насыщенно-красного цвета. Это также помогает обнаружить некачественные стыки.
Для устранения недостатков используют валик или применяют шлифовку. Если дефект невозможно скорректировать, изделие уходит в брак и повторно переплавляется.