Виды разборов
В русском языке существуют множество анализов слова по различным признакам, необходимых для различных целей. Для понимания в чем у них отличая друг от друга разберем их на примерах:
Фонетический разбор
При фонетическом разборе — разбираемая часть разбирается на звуки и определяются их характеристики.
Разберем на примере слова подъезд
ударение: подъе́зд
Слоги: подъ—езд (2 слога)
Можно перенести как: подъ—езд, по—дъезд.
Фонетическая запись:
Подробный анализ звук и букв:
Буква | Звук | Характеристики звука |
п | согл., глух. парн., тв., шумный | |
о | гласн., безуд. | |
д | согл., зв. парн., тв., шумный | |
ъ | — | не имеет звука |
е | согл., звонк. Непар., мягк. | |
гласн., уд. | ||
з | согл., зв. парн., тв., шумный | |
д | согл., глух. парн., тв., шумный |
Количество букв и звуков: Из сделанного выше разбора делаем вывод, что данное слово имеет семь букв и семь звуков. Буквы: две гласных, четыре согласных, одна не означает звука. Звуки: два гласных, пять согласных.
Узнать подробнее прическа — разбор слова по составу.
Разбор слова по составу (морфемный анализ)
Главной задачей морфемного анализа — разбор слова на его составляющие минимальные составляющие (морфемы).
Разберем на примере:
Морфологический разбор имени существительного
Разберем на примере: Кошка ходит по дому
- кошка — существительное.
- Начальной формой является: кошка (Им. П, ед. ч.); Пост. признаки: нариц., одуш., женск. р. 1-е скл.; Непост. признаки: Им. П, ед. ч.
- 3. подлежащее
Морфологический разбор глагола
Разберем на примере: Кошка ходит по дому
- ходит — глагол.
- Начальной формой является: ходить (инфинитив); Пост. признаки: 2-е спряжение, непереходный, несов. вид; Непост. признаки: изъяв. накл., ед. ч., Н.В., 3-е лицо.
- сказуемое
Морфологический разбор имени прилагательного
Разберем на примере: Красивая девушка идет неспеша в сторону деревни.
- красивая — прилагательное.
- Начальной формой является: красивый (Им. П, ед. Ч., муж. р.); Пост. признаки: качественное; Непост. признаки: Им. П, ед. Ч. Женск. р., полная форма.
- Определение.
Морфологический разбор имени числительного
Разберем на примере: Три кота шумно играют:
- Три — числительное.
- Начальной формой является: три (Им. П.); Пост. признаки: количественное, простое; Непост. признаки: Им.П.
- Подлежащее.
Разберем на примере: Три кота шумно играют:
- Шумно — наречие.
- Неизменяемое;
- Обстоятельство.
Морфологический разбор причастия
Разберем на примере: Пишущий редактор сайта
- Пишущий — причастие, образованное от глагола писать.
- Начальной формой является: пишущий (Им. П, ед. Ч. муж. р.); Пост. признаки: настоящее время, действительное, несовер. вид; Непост. признаки: Им. П, ед. Ч. муж. р., полная форма.
- Определение. Морфологический разбор деепричастия
Разберем на примере: Увлекшись игрой Аня не заметила подкрадывающуюся опасность:
- Увлёкшись — деепричастие.
- Начальной формой является неопределенная форма глагола: увлечься; Неизменяемая форма, соверш. вид, прошедшее время;
- Обстоятельство.
Морфологический разбор предлога
Разберем на примере: Котенок у кошки
- У — предлог.
- Неизменяемое слово, непроизводный, простой;
- Не является членом предложения.
Разберем на примере: Иван да Марья
- Да — союз.
- Неизменяемое, простой;
- Не является членом предложения
Морфологический разбор частицы
Разберем на примере: Даже она не знала, что с этим делать:
- Даже — частица.
- Неизменяемое слово;
- Не является членом предложения
Синтаксический разбор простого предложения:
Пастух вел стадо в сторону деревни
Синтаксический разбор сложного предложения:
Я поставила корзинку и увидела, что вся она заполнилась жучками.
Лексический разбор слова
Образец лексического разбора слова.
Закончив вышивать свой платок, она принялась помогать другим девочкам в классе.
- Вышивать — это действие обозначающее украшение нитками определенного предмета.
- Слово однозадачное
- Значение прямое.
- Синонимический ряд: выстегивать, шить, расшивать.
- Слово русское.
- Относится к общеупотребительной лексике
- Не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
Виды морфем
В русском языке различают несколько видов морфем:
- главная морфема — корень слова;
- аффиксы — приставка, суффикс, окончание, постфикс;
- интерфиксы и соединительные гласные.
При морфемном разборе слов первый шаг — выделение окончания.
Окончание
Окончание является словоизменительной морфемой: оно имеется в составе только изменяемых слов. Окончания выражают различные грамматические значения, например:
- принести — принес_ (м. р.) — принесл-а (ж. р.), принесл-о (ср. р.), принесл-и (мн. ч.);
- дорог-а (ж. р. ед. ч.) — дорог-и (мн. ч.):
- смо́тр-ите (2 лицо, мн. ч. настоящего времени глагола).
У некоторых слов окончание является нулевым.
Основа слова
Будем иметь в виду, что окончание и некоторые формообразующие суффиксы и постфиксы не включаются в основу слова.
Основа — значащая часть слова без окончания и формообразующих суффиксов и постфиксов
Чтобы выделить в слове основу, следует отделить формообразующие морфемы (окончание, суффикс, постфикс).
Например:
- глаз-а — основа глаз-;
- уход-и-л-а — основа уходи-;
- свет-ящ-ий-ся — основа свет-.
Основа является постоянной частью слова во всех его формах в отличие от окончания. В зависимости от того, сколько корней имеется в морфемной структуре слова, основа бывает:
- простая, содержащая один корень в сочетании с аффиксами;
- сложная, содержащая два и более корней.
Например:
- словечко: словечк- простая основа (слов- корень);
- землечерпалка: землечерпалк- — сложная основа (земл-, черп- — 2 корня).
Основа слова бывает производная и непроизводная.
Непроизводную основу имеют нечленимые слова, состоящие только из корня и окончания или только из корня, например:
- сестра;
- гроза;
- пестрый;
- когда;
- чуть.
Производные основы образованы от других слов и состоят из корня, приставки, суффикса, постфикса:
- сестринский — сестринск-;
- предгрозовой — предгрозов-;
- пестрота — пестрот-.
Основа, которая образует новое слово с помощью аффиксов, называется производящей.
- весна → весенний;
- холодный → холодность;
- петь → певец.
Корень — главная морфема слова
В корне заключается лексическое значение однокоренных слов. Корень объединяет родственные слова в одну семью, например:
- -уч-: учить, ученый, учитель, учительница, учебник, ученик, ученица, заучить, научить, приучить;
- -трав-: трава, травушка, травяной, травник, травница, затравенеть;
- -прям-: прямой, прямо, прямиком, прямота, прямизна, выпрямить, распрямить, прямодушный.
Окончание
Чтобы найти и правильно выделить в слове окончание, попробуйте поизменять его. То, что будет изменяться – и есть окончание. Красивая – красивое – красивые – окончания тут -ая, -ое, -ые.
Теперь пошли лайфхаки.
Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.
Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».
Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.
В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.
Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.
Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.
«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.
«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.
Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.
То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.
Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.
Всё, с окончаниями закончили.
Основные правила разбора и исключения
Чтобы грамотно разобрать слово по составу, нужно придерживаться принципа так называемой матрешки (когда одна матрешка снимается с другой, пока не дойдешь до самой маленькой).
Слово нужно «раздеть», снимая с него «одежки» по одной, чтобы добраться до сути, корня, общей части всех однокоренных слов: чайник – чайный, чай. Как это делают? Есть определенный порядок, по которому проводится разбор слова:
- Поиск окончания. Нужно найти окончание у изменяемых слов, для этого слово нужно изменить: чайник – чайника, окончание – а, основа – чайник; многие школьники пробуют разобрать по составу слово, выделяя сразу корень. Это ошибочный путь, потому что есть слова, у которых корень найти сложно (снять, съем, подъем) или где его нет (вы-ну-ть – есть только приставка, суффикс, окончание). Если смотреть глубже, в слове вынуть корень –н- спрятался под суффикс – ну, наложился на него и слился с ним, ведь есть же однокоренное слово – вы- ним-а-ть, где корень -ним. Чтобы не ошибиться, можно в сложных случаях проводить разбор по составу слова онлайн на нашем ресурсе, а также заглянуть в морфемный словарь, его еще иногда называют словарь морфем.
- Выделение основы. Все, что у слова осталось после того, как выделили окончание, называется основой: чайник – основа чайник (чайник-а, чайник-у, о чайник-е); если слово не изменяется (наречие, деепричастие), то все слово составит его основу: тихо, издали, делая. Если есть проблема в выделении окончания и основы, можно сделать разбор слова по составу онлайн бесплатно. Нужно учитывать, что есть разные школы русского языка, и разные авторы учебников и программ придерживаются той или иной школы. По одной точке зрения, к примеру, в слове плы-ть выделяют окончание глагола -ть, а по другой теории это суффикс. На морфемный словарь русского языка можно ориентироваться, учитывая эти тонкости. Существенно и то, на каком уровне обучения находится пользователь: ученик начальной школы он или студент университета. Для студента важна этимология. Морфемный разбор слова онлайн позволит провести разбор с учетом этимологии (происхождения) слова. К примеру, существительного с учетом его этимологии покажет, что у слов червь, червленый, червонный, червонец один и тот же корень – червь-червл, где есть чередование в//вл.
- Поиск суффиксов. Сначала выделяют формообразующие суффиксы, для этого данное слово сравнивают с другими его формами – суффикс -л- прошедшего времени глагола (сдела-л, сдела-ю). Потом находят словообразовательные суффиксы, ищут цепочку, чтобы увидеть, от какого слова и с помощью какого суффикса образовалось данное слово и убедиться, что такой суффикс есть в других словах: учи – тель – от слова учить с помощью суффикса -тель, еще такой же суффикс можно найти в слове воспита – тель. Словарь морфем русского языка позволит не ошибиться в поиске суффиксов, увидеть их смысл, понять законы словообразования в русском языке.
- Выделение приставки. Для этого нужно попытаться поменять одну приставку на другую, привести слова с такой же точно приставкой, можно разобрать слово по составу онлайн, чтобы избежать ошибок.
- Нахождение корня. Чтобы выделить корень слова, подобрать однокоренные слова и убедиться в правильности найденной морфемы (грибной – гриб, грибок).
- Все найденные части слова обозначают графически условными обозначениями. Убедиться в правильности разбора поможет морфемный словарь. Стоит подобрать еще одно слово с точно таким же составом.
При затруднении в выделении частей слова поможет морфемно-орфографический словарь. Удобнее всего пользоваться электронной версией.
На нашем ресурсе дан большой морфемный словарь русского языка, он поможет учащимся любого уровня обучения провести разбор слова онлайн.
Порядок морфемного разбора слова
Порядок морфемного разбора слова (разбора по составу) достаточно прост — производим разбор именно той формы слова, которая указана в задании.
Выписываем слово для морфемного разбора без изменений и определяем, к какой части речи это слово относится, является ли эта часть речи изменяемой или неизменяемой. Если слово изменяемое, то определяем окончание слова. Для это изменяем слово — склоняем или спрягаем его.Если слово неизменяемое (это деепричастие, наречие, некоторые имена существительные и имена прилагательные, служебные части речи), то окончания у него нет! Определяем основу слова — это часть слова без окончания. Определяем корень слова. Для этого подбираем однокоренные слова (они же родственные слова).
При этом следует обратить внимание на то, какое значение имеет исходное слово и помнить об омонимичных корнях. Омонимичные корни — это корни слов, совпадающие по звучанию и написанию, но различающиеся по значению. Соответственно, подбирая однокоренные слова к слову, например, «ствол» (в значении ствол дерева) нельзя указывать как однокоренное слова «двустволка».
В данном случае однокоренным будет слово «стволы». Выделяются остальные морфемы — приставки (префиксы), суффиксы (аффиксы и постфиксы), соединительные гласные (интерфиксы). Выделение производтся посредством подбора слов, образованных тем же способом. При разборе каждая морфема помечается соответствующим значком.Например, Пригорчика
Соответственно, подбирая однокоренные слова к слову, например, «ствол» (в значении ствол дерева) нельзя указывать как однокоренное слова «двустволка». В данном случае однокоренным будет слово «стволы». Выделяются остальные морфемы — приставки (префиксы), суффиксы (аффиксы и постфиксы), соединительные гласные (интерфиксы). Выделение производится посредством подбора слов, образованных тем же способом. При разборе каждая морфема помечается соответствующим значком.Например, Пригорчика
Приставка — приКорень — горСуффикс — чикОкончание — а.
Отличие морфемного разбора от словообразовательного разбора
Достаточно часто подразумевается, что морфемный разбор слова и разбор слова по составу (словообразовательный разбор) это одно и то же, но это не совсем так. Так в чем же отличия этих двух способов анализа слов?
- Морфемный разбор слова предполагает, что мы берем слово из задания без изменений, а для разбора по составу нужно использовать начальную форму слова (например, ходили; начальная форма — ходить)
- Морфемный разбор слова не требуется указывать является ли слово производным, а при словообразовательном разборе это обязательно.
- При морфемном разборе необходимо подбирать слова, образованные при использовании тех же морфем, а при слообразовательном разборе необходимо указывать именно способ образования слова.
Отличие морфемного разбора от морфологического разбора
Нужно понимать, что морфемный разбор слова и морфологичский разбор — это принципиально разные вещи. При Морфемном разборе слова анализируются только морфемы, входящие в состав этого слова, а при морфологическом разборе производится анализ слова как части речи, рассматриваются свойственные ему грамматические категории.
В качестве примера давайте сделаем морфемный разбор слова «Травинки» (Предложение: Травинки мягко шелестели в лунном свете)
- Шаг 1. Выписываем слово без изменений — травинки. Это существительное, множественного числа, изменяемое.
- Шаг 2. Определяем окончание слова. Окончание — «и».
- Шаг 3. Определяем основу слова — травинк.
- Шаг 4. Подберем однокоренные слова — для нашего слова это «трава», «травинка», «травка». Определяем корень слова — «трав».
- Шаг 5. Выделяем остальные морфемы — приставки в этом слове нет, суффиксы — «ин» и «к», соединительных гласных — нет.
Схематично морфемный разбор слова будет выглядеть так:
Слово травинка — травинка.