Мастихиновая живопись
Живопись мастихином получила распространение в двадцатом веке, но пользоваться им начали ещё со времён Рембрандта. Такие великие мастера, как Гюстав Курбе и Камиль Писсарро популяризовали эту технику в своих картинах.
Первоначально шпатель использовали для растирания и смешивания красок на палитре, но со временем им стали наносить краску на холст. В современности наиболее яркими художниками, пишущими картины таким инструментом, являются француженка Франсуаза Нилли с её эмоциональными портретами, Даниэль Кастан, изображающий городские пейзажи и Алексей Зайцев, создающий картины в жанре реализма.
Самые лучшие мастихины
Выбор мастихина не должен вызвать у Вас особой сложности, самые удобные и распространенные в работе художника, это капля и так называемый «мастихин рыбка», такими мастихинами удобно выполнять большинство задач в картине. Перед покупкой обязательно проверьте мастихин. У него должна быть удобная ручка для вашей руки, лезвие гибкое, но легко возвращающееся в исходное положение, никакие детали в нем не должны болтаться.
Мастихин может ускорить и облегчить работу над картиной, но может и усложнить ее. Все-таки если впервые взяли в руки этого «помощника художника», стоит потренироваться на этюдах. Несмотря на то, как легко художники с ними управляются, новичку будет трудно повторить все движения. Для легкой работы должна выработаться моторика рук, чтобы с легкостью писать картины мастихином.
О чем говорят
- Iris Frozen Eye → История и археология / 1
- cassyan → Кино / 1
- Artem → Литература / 1
- Artem → История и археология / 1
- olbert → Блог проекта Культурология.Ру / 1
- Artem → История и археология / 2
- Artem → История и археология / 3
- Artem → История и археология / 3
- Artem → Кино / 3
- Artem → Архитектура / 34
- Artem → Блог проекта Культурология.Ру / 7
- Artem → История и археология / 2
- Artem → История и археология / 4
- Artem → Живопись / 1
- Юрий Гагарин → История и археология / 1
- Владимир Загородний → История и археология / 1
- Aleksandr Sirenko → История и археология / 2
- Aleksandr Sirenko → История и археология / 1
- Larissa Ottosson → Театр / 1
- Аарон Эйдельман → История и археология / 1
Рецепт самодельной смеси
Для тех, что уже знаком с мастихином и декоративной штукатуркой и ищет, из чего сделать пасту своими руками, я раскрою два рецепта. Эти смеси получаются недорогими, легкие в приготовлении, и обладают всеми необходимыми качествами.
Рецепт скульптурной штукатурки №1:
- Шелковая штукатурка Paritet (базовое покрытие №1) — белые микроволокна с клеящей добавкой.
- Гипсовая сухая смесь Knauf Fugen.
- Клей ПВА.
- Шелковая штукатурка будет в роли армирующий волокон. Добавляем её в воду и тщательно перемешиваем до состояния кашицы.
- Насыпаем Knauf Fugen по чуть-чуть, перемешиваем. По сути получаем обычную гипсовую штукатурку с армирующими волокнами.
- Для лучшей адгезии в состав можно добавить каплю клея ПВА, но не переборщите!
Дайте смеси настояться 5-10 минут, еще раз хорошо перемешайте, и можно приступать к работе.
Шаг 1.
Шаг 2.
Шаг 3.
Рецепт №2.
- Акриловый декоративный раствор с мраморным наполнителем — 200 гр.
- Фиброволокно 3 мм (выглядит как хлопок) или шелковая штукатурка из первого рецепта — 10 мл.
- Отмеряем нужное количество материала в стеклянную миску.
- Фиброволокно 1 колпачок (10 мл) слегка смачиваем водой, добавляем к декоративному раствору.
- Перемешиваем мастихином, тщательно разбивая волокна.
Отмерить 200 гр штукатурной смеси.
Один колпачок фибры в отдельной емкости смочить водой.
Смешиваем.
Полученную смесь для скульптурной живописи можно хранить в герметичной емкости несколько месяцев.
Основные правила
Итак, учимся рисовать маслом. Какие правила нужно соблюдать:
Обязательным условием написания любой картины является свет. Только правильно выставленное освещение позволяет добиться нужного эффекта.
Художники начинают свою работу с контура будущей картины. Для этого хорошо подойдет уголь. Его можно легко стереть тряпкой и нарисовать заново неполучившийся элемент. Линии, которые нарисованы углем, необходимо закрепить на холсте.
На картине все тона и тени получаются путем постоянного смешивания цветов. Нужно четко понимать, какие цвета нужно смешать, чтобы добиться того или иного оттенка.
Мастера начинают писать свою картину с самых ярких элементов композиции. То есть, сначала нужно выделить самый темный элемент и самый светлый. Далее можно начать и все остальные детали.
Как только основной набросок сделан, можно переходить к прорисовке
Но не стоит заострять свое внимание на одном элементе. Необходимо постепенно задействовать весь холст.
Художники рекомендуют брать белил гораздо в больших объемах, чем краски других цветов, так как они используются чаще.
Готовая картина сохнет в течение трех дней, поэтому можно делать поправки на холсте на следующий день после завершения работы
Не получившееся место можно снять шпателем. Это не навредит ни холсту, ни всей картине в целом. Работа останется такой же прочной.
Для начинающих мастеров и любителей, пользоваться профессиональными красками невыгодно, так как у новичков в основном будут нарисованы эскизы.
Для масляных красок необходимо подготовить специальное место для хранения. Что нужно для рисования (краски, кисти, холст, палитра) должно быть в одном месте, и при первой же необходимости их можно взять и использовать.
После полного высыхания полотна нельзя поверхность протирать грязной тряпкой и трогать ее руками. Это может навредить внешнему виду общего рисунка.
Как правильно рисовать свои первые картины подскажут художники, которые могут похвастаться большим рядом полотен. Для рисования маслом на холсте существуют определенные техники рисования. Начинающему художнику нужно начать работать под присмотром опытного преподавателя. Как только написанные рисунки станут получаться, и будут выявлены свои методики, можно рисовать маслом самостоятельно.
На чем писать масляными красками и как начать рисовать могут подсказать и продавцы магазинов художественных принадлежностей. Существует много школ, где люди любого возраста учатся писать живопись. Учитесь рисовать только у хороших мастеров живописи!
Также рекомендуем посмотреть видео, где представлены уроки рисования масляными красками.
https://youtube.com/watch?v=54derPih_-g
Особенности
Название «мастихин» происходит от итальянского слова, которое можно перевести как «шпатель», ведь такой художественный инструмент действительно выглядит, как небольшая лопатка или даже нож. Как правило, профессионалы активно используют этот инструмент при работе с масляными или акриловыми красками, хотя в последнее время несколько возрос интерес к мастихину и среди акварелистов.
Назначение такого шпателя довольно многогранно: он поможет смешать краски на палитре, а затем очистить ее от пигмента, убрать излишнее количество краски с холста или нарисовать картину вовсе без кисти.
Следует заметить, что последняя техника становится все популярнее, так как результат получается довольно отличающимся от классической живописи. Безусловно, форма конструкции никак не предполагает прописывания тонких деталей, однако за счет отсутствия неминуемого размывания красок при пользовании кистью мастихин дает поразительно яркий и насыщенный цвет. Характерной чертой картин, написанных мастихином, является еще и выразительная фактура, которая традиционно двухмерную живопись немного превращает в трехмерную картину.
Конечно, профессионалы не рисуют в какой-то одной технике серьезную картину и мастихин используют в сочетании с классическими кистевыми мазками. Художественный шпатель применяют для крупных форм переднего или среднего плана с подчеркнутой, ярко выраженной фактурой. Сюда можно отнести архитектурные объекты, волнение на воде, каменистые ландшафты и другие актуальные темы.
Не исключено, что мастихины широко использовались художниками еще в эпоху Возрождения, однако тогда они в большей степени воспринимались в качестве вспомогательного инструмента для работы с палитрой, а не как заменитель кисти. Современное понимание роли шпателя в живописи распространилось только в прошлом веке, когда рисовать с его помощью стали буквально все, но и ранее некоторые известные художники понемногу использовали его для нанесения красок на холст. Среди выдающихся мастеров хотя бы иногда пользовавшихся такой техникой, следует выделить Тициана, Франсиско Гойю, Гюстава Курбе и Поля Сезанна.
Сами художники отмечают, что научиться рисованию шпателем не так уж и сложно, причем использовать его можно как в сочетании с кистью, так и независимо от нее.
Видео как рисовать маки мастихином
Техника живописи мастихином очень обширна и на сегодня, думаю нет того что нельзя написать мастихином. Особо популярны городские пейзажи (посмотрите какие пишет художник Kal Gajoum) , но этом не стоит ограничиваться.
Пейзажи, натюрморты и даже портреты по силам художнику с хорошей практикой письма мастихином (художник Алексей Зайцев тому явное подтверждение).
Мастихином можно не только писать картины, также можно:
- снимать обилие (сырой) краски с холста,
- после высыхания картины лишнюю рельефность можно убрать именно им,
- легко чистить палитру,
- позволяет смешивать краски.
Холст для мастихина подойдет со средним зерном или с крупным, они обеспечат хорошее удерживание краски на холсте, об этом писал в статье: «виды холстов».
А уход за мастихином самый простой, который можно себе только представить. Просто вытираете его об тряпку и на этом его чистка закончена
Рисование картин мастихином, увлекательный и познавательный процесс, особенно когда пробуете впервые. На начальных этапах могут возникнуть сложности, но практика и хороший наставник всегда приведут Вас к успеху.Я лично редко пишу картины мастихином, но очень восхищаюсь художниками которые пишут свои шедевры без использования кистей.
Мастер-класс мастихином
Здесь перечислены основные советы, как работать мастихином.
- Чтобы начать работать с мастихином, вам потребуется натянутый и загрунтованный холст, акриловые или масляные краски, палитра.
Масляные краски можно использовать на влажной или сухой основе, а в акриловые следует добавить текстурную пасту для густой консистенции. Краски должны быть свежими.
- Чтобы начать рисовать, краем лопатки возьмите небольшое количество краски и боковой частью разнести её по холсту, немного вдавливая.
- Вначале наносятся тонкие мазки кончиком шпателя, а затем уверенные движения для получения нужных линий. Тонкие линии можно создать, поворачивая инструмент на девяносто градусов относительно холста.
- Наносить краску можно не только с палитры, но и из тюбиков, что создаст переход оттенков. Без краски лопаткой можно растушевать тон.
Держать мастихин можно как угодно, поворачивая на любой угол, расположение пальцев значения не имеет.
- Постукивая по холсту инструментом, можно создать текстурную поверхность. Перед нанесением нового слоя необходимо очищать старый слой с инструмента.
- После высыхания краски образуется пленочка, и внести изменения будет невозможно, так как это испортит картину. Рисовать толстыми мазками также не рекомендуется, так как краска потом может потрескаться.
Мастихин: фото
https://youtube.com/watch?v=6zkgaqUaRRw
https://youtube.com/watch?v=4xbV3Gy7SXo
https://youtube.com/watch?v=Y4WToyJ_iPs
Импасто: рельефная живопись
Используя густые, как масло, краски, можно создавать множество разнообразных привлекательных фактур.
Импасто — это нанесение краски толстым слоем с помощью мастихина или кисти. При этом краска должна быть густой, как масло, с минимальным количеством пинена или вовсе без него. Более того, некоторые художники смешивают краски со специальными добавками-загустителями. Таким образом, техника импасто позволяет максимально проявить богатые фактурные возможности масляных красок
Импасто привлекает внимание к рельефу картины. Густая краска буквально возвышается над поверхностью холста, из-за чего картину уже невозможно назвать двухмерной
Работы, написанные в технике импасто, отличаются невероятной энергией. Густой краске можно придавать разные формы: накладывать ее длинными и точечными мазками, создавать гребни и проводить всевозможные линии разной ширины. Перед вами открывается настоящее богатство рельефных эффектов, которое может кардинально изменить вашу живопись. Поскольку краска сохраняет следы кисти (или мастихина), они тоже становятся выразительным средством. Художники знают, что один удачный мазок часто придает картине очаровательную непринужденность, и любят использовать это свойство импасто.
Импасто часто применяется в технике алла прима. Кроме того, можно написать картину тонкими слоями краски, а в завершение нанести толстый рельефный слой. Одни полотна целиком пишутся импасто, а на других эта техника применяется только на отдельных участках. Общий принцип: от темного к светлому или светлым поверх темного.
Мастихины для живописи (с изогнутыми ручками) оставляют широкие мазки, в отличие от кистей, которые больше подходят для небольших поверхностей. В зависимости от того, под каким углом вы держите инструмент — будь то мастихин пли кисть — и какими его частями работаете, результаты будут разными. Поэкспериментируйте с кистью и мастихином, чтобы узнать, какие рельефы можно создавать с их помощью. Мастихины бывают разных размеров и форм, а значит, и мазки, наносимые ими, различаются. Как и при работе с кистью, небольшое движение запястьем приводит к тому, что мастихин оставляет тонкий след. А в результате широкого взмаха руки обычно появляется большой характерный мазок. Большая часть мастихинов сделана из металла, но вам могут понравиться и пластиковые — они более гибкие. Эти инструменты подходят для быстрого закрашивания больших поверхностей. Сочетание в работе кисти и мастихина позволяет писать разнообразными мазками.
Уход за инструментом
После завершения работы шпатель обязательно нужно очистить от шпаклевки или штукатурки. Для этого его надо промыть водой еще до момента полного засыхания раствора. Шпатели трут мягкой тряпкой или губкой, мочалкой для посуды. Чтобы наверняка сохранить инструмент чистым, лезвие периодически протирают и во время работы. После сушки отправляют приспособление на хранение в вертикальном положении, подвесив на гвоздик.
Сильно загрязненные лезвия отмывают раствором лимонной кислоты, растворяя порошок в горячей воде. Оставляют в жидкости шпатель на 10-15 минут, затем смывают остатки шпаклевки губкой и чистой водой. Не стоит тереть инструмент наждачной бумагой, особенно грубой. Это может повредить его, оставив бороздки. В будущем такой инструмент станет портить отделку и окажется непригодным к применению. Если все-таки строительное приспособление испортилось, лучше купить новое: профессионалы никогда не экономят на качестве, поэтому всегда получают отличный результат!
Как рисовать мастихином
Техника живописи с использованием мастихина похожа на нанесение масла на хлеб: мазки накладываются лопаткой послойно, что создаёт на картине объем и текстуру. Этот инструмент позволяет наносить краску тонким слоем, но предпочтительнее густые, плотные мазки.
Рисование картин мастихином требует применения различных форм мазков для избегания однообразия. В такой технике работает не много мастеров, так как необходима высокая уверенность и точность движений.
Приёмы рисования художники используют разные, поэтому нет конкретного способа, как писать мастихином — доверьтесь своей фантазии и экспериментируйте. Тем, кто привык рисовать кистью, первое время он будет казаться грубым, но чем больше практики, тем больше осознание, что поле для импровизации использования в живописи инструмента ничуть не уступает кистям.
Виды художественных шпателей
Как и большинство современных товаров, мастихины делятся на несколько видов по тем или иным качествам. Профессионального художника, в первую очередь, волнует классификация по методу применения, поскольку она играет огромную роль в выборе инструмента.
Первоначально лопатки такого типа предназначались для работы с палитрой, и в наши дни они, конечно же, никуда не делись. Мастихин для палитры представляет собой плоский инструмент, у которого отсутствует изгиб возле ручки. Край такого шпателя обязательно заострен, ведь с его помощью мастер снимает засохшую краску с палитры. Подобная форма также удобна и для смешивания красок на поверхности палитры, и для удаления излишков масла с холста.
Мастихины непосредственно для рисования отличаются особой изогнутостью, которая повышает аккуратность работы с холстом. Лезвие у такого инструмента обычно отличается упругостью, что способствует более мягкому нанесению краски на основу. Разнообразие шпателей собственно художественного направления довольно велико: в первую очередь, они отличаются по размерам, что позволяет легче подстраиваться под разные размеры холста.
Варьируется и ширина лезвия: узкий наконечник отличается повышенной гибкостью и более близок по своей сути к кисточке, тогда как широкие инструменты лучше подходят для придания рельефности крупным объектам. При этом точная форма лопатки может представлять собой самые неожиданные фигуры для достижения сложных целей, стоящих перед мастером.
Вариативность мастихинов возможна еще и по материалу изготовления. Рукоятки изготавливаются из любых удобных материалов, среди которых обычная древесина и пластик, а также более экзотические – кость и стекло.
Для лезвия подходят всего лишь два материала: ожидаемый металл и несколько неожиданный пластик. Металлические лезвия шпателей считаются нормой и классикой: они хорошо гнутся, но иногда способны разочаровать своим качеством, ведь отдельные сплавы способствуют окислению . Среди металлических мастихинов особенным успехом пользуются те, что сделаны из нержавеющей стали, поскольку влага для них не страшна.
«Японский шпатель»
Инструмент, специально предназначенный для нанесения декоративной штукатурки, например, венецианской. Изготавливается из высококачественной нержавеющей стали. Не оснащены ручкой, но могут иметь пластиковый держатель на одной из сторон рабочей пластины. Такая своеобразная конструкция позволяет лучше контролировать нанесение декоративной штукатурки.
Набор «япончиков» фирмы Pavan (Италия).
Сама пластина отличается высоким качеством исполнения, идеально гладкой поверхностью и отсутствием по краям малейших заусенцев. В результате поверхность декоративной штукатурки выходит гладкой, без следов от инструмента.
Технология нанесения венецианской штукатурки японским шпателем:
- Небольшое количество декоративного раствора набирают на край инструмента и наносится на стену аккуратными движениями разнонаправленно. Мастер держится непосредственно за металлическую пластину. Для лучшего результата лезвие должно идти под острым углом к обрабатываемой поверхности.
- Второй слой другого оттенка наносится на стену похожим образом и растушевывают.
- Теперь штукатурка должна полностью высохнуть.
- После этого наносят воск и губкой полируют поверхность.
Интересное видео по теме: как работать японским шпателем при нанесении «венецианки».
Работа с цветом
Если вам что-то известно о соотношении цветов и их оттенков, то, скорее всего, вы справитесь без цветового круга. Всем остальным он поможет более грамотно подойти к выбору цветовой палитры для своей картины. Все цвета делят на теплые и холодные в зависимости от подтона, который в них присутствует. К теплым относят цвета с желтым подтоном, к холодным – с серым. Все цвета, которые расположены в цветовом круге друг напротив друга, называются дополнительными, например, желтый и фиолетовый являются дополнительными цветами по отношению друг к другу. Если на картине такие цвета будут находиться рядом, то они будут усиливать яркость свою и соседнего оттенка. Если их нанести один на другой, они нейтрализуют друг друга. Для того чтобы получить необходимый оттенок, нужно добавить в исходный цвет немного дополнительного цвета и поэкспериментировать с пропорциями. Например, чтобы создать приглушенный желто-оранжевый цвет недостаточно просто добавить в желтую краску оранжевого пигмента. Вы должны будете снизить интенсивность обоих оттенков каплей фиолетовой краски, которая является дополнительной по отношению к ним. Для того чтобы первое время не запутаться в этих тонкостях, приобретите цветовой круг. Написав несколько картин, вы уже будете работать на автомате, забыв про круг. Для того, чтобы научить свои глаза распознавать большее количество разных оттенков, а также научиться находить наилучшие цветовые решения, лучше отправиться на курсы живописи маслом
Опытный преподаватель подскажет, на что стоит обратить внимание, как “обуздать” цветопередачу и какие упражнения помогут стать более чутким живописцем
Какие инструменты нужны для рисования маслом
Кисти для живописи маслом нужно выбирать специальные. Они должны быть довольно жесткими и упругими. Они идеально подходят для того, чтобы наносить разнообразные мазки и добавлять картине объема краской, но ими довольно неудобно мешать масло. Для этих целей лучше приобрести мастихин: небольшой металлический шпатель с деревянной ручкой.
Также вам понадобится инструмент, которым вы будете корректировать рисунок, пока он еще не успел высохнуть. Это может быть тот же мастихин, влажная тряпочка или резиновый скребок.
Для того чтобы было удобно рисовать, лучше приобрести или сделать самостоятельно мольберт, на который вы сможете поместить холст. Саму ткань натягивают на рамку, о которой также нужно позаботиться заранее. Чтобы сохранить краски на картине яркими как можно дольше, их нужно закрепить с помощью лака.
Техника выполнения рельефных картин
Первое, с чего нужно начать, это подготовить рабочее место. Понадобится:
Пластиковая белая доска для лепки или любая другая легко моющаяся поверхность.
Влажные салфетки для очистки мастихина.
Сам инструмент.
Колер на водной основе.
- Декоративную штукатурку выкладываем на пластиковую доску.
- Добавляем несколько капель колера. Перемешивать можно не полностью, а оставить переходы цвета от насыщенного до почти белого.
- Набираем материал на тыльную сторону мастихина: ребром рабочей поверхности отделяем чуть-чуть. Набрать можно за один раз или за несколько коротких мазков.
- В том месте на картине, где будет лепесток или лист, ставим мастихин на другое ребро и одним мазком оставляем штукатурку на холсте.
- Не забывайте протирать мастихин от остатков пасты.
- При формировании бутона цветка сначала делайте нижние лепестки, затеи их перекрывайте верхними.
- Мастихином можно также подправлять края элементов, заворачивать их, оставлять характерные бороздки.
Освоив эту базовую технику мазков и комбинируя их направления можно создавать простые рельефные композиции.
Критерии выбора качественного инструмента
Самым лучшим инструментарием для проведения отделочных работ, по мнению многих мастеров-отделочников, считается шпатель металлический, выполненных из нержавеющих материалов. У инструмента есть несколько преимуществ:
- служба в течение длительного времени;
- удобство при проведении работы;
- лёгкость мытья от грунтовки, клея и других веществ;
- инструмент почти нельзя согнуть и сломать.
Чтобы шпатель был удобен, стоит обращать внимание, как он лежит в руке и какой обладает ручкой
Если ручка короткая и толстая, то это будет очень важно при проведении работы. Инструментарий, имеющий длинную ручку, способствует увеличению упругости в момент нажатия на обрабатываемые поверхности.. Инструментарий, имеющий длинную ручку, способствует увеличению упругости в момент нажатия на обрабатываемые поверхности.
Инструментарий, имеющий длинную ручку, способствует увеличению упругости в момент нажатия на обрабатываемые поверхности.
Если ручка сделана из дерева, то следует при покупке обратить внимание, на наличие зазубрин либо заусенец. Пластмассовый или резиновый шпатель является более предпочтительным ввиду отсутствия на поверхности ручки каких-либо шероховатостей. Идеально ровный инструмент помогает отделать поверхность стен быстро и качественно.
Идеально ровный инструмент помогает отделать поверхность стен быстро и качественно.
Чтобы определиться с этим, стоит слегка согнуть шпатель, для этого берут одной рукой за ручку, а другой – за рабочую поверхность и нажимают. Если можно увидеть изгиб, то стоит от этого инструмента отказаться.
Чтобы процесс доставлял удовольствие, необходимо обращать своё внимание на качество приспособления. Если на лезвии рабочей части можно увидеть какую-либо смазку, то, скорее всего, шпатель некачественный.
В его изготовлении применяется обычное железо, на которое потом наносят специальное опыление, благодаря чему рабочая поверхность приобретает блеск. Через некоторое время напыляющее вещество подвергается стиранию, а инструмент деформируется, то есть выходит из употребления.