Благодарность чаю
Чайная китайская культура не только богата древними легендами. Существует обычай, который дошел до наших дней из династии Цинь. Как-то император оделся в простые одежды и отправился странствовать по стране, чтобы узнать, что о нем думает народ. Он зашел в таверну и увидел, что два человека пьют чай. Он присел к двум посетителям и завел непринужденную беседу. Но они сразу поняли, что перед ними не обычный странник. Они должны были преклонить колени, но в таком случае их бы тут же казнили, так как правитель являлся священным и с ним нельзя разговаривать простым людям. Тогда один собеседник после беседы за чаем встал и положил на стол средний и указательный пальцы, согнув их. Этим он сказал императору следующее: «Мы поняли, кто вы и знаем, что нам грозит смерть за общение с вами. Но мы хотим выразить вам свою признательность от лица нашего народа. Этим жестом мы даем понять, что мы обожествляем и любим вас». Теперь, за чаем в Китае, собеседники показывают уважение аналогичным знаком.
В Поднебесной заваривают, и пьют чай в любой семье. Иногда этот обычай становится частью совершенно другого. Во время свадьбы родители жениха или невесты дарят им набор для проведения чайной церемонии. Они в свою очередь подносят чай родителям как знак уважения старшим. Во время застолья молодожены знакомят гостей, подавая им чай и называя их по имени.
Заваривание чая в гайвани.
Гайвань (чаша с крышкой и блюдцем) можно использовать как в церемонии Пин Ча вместо керамического чайника, так и самостоятельно. В гайвани заваривается любой тип чая. Перед завариванием чая гайвань прогревается кипятком вместе с крышечкой, которая остается внутри сосуда. На следующем этапе чай необходимо пролить (за исключением сортов зеленого и белого чая). Чай заливается кипятком, который сразу же сливается. Подобное действие способствует оживлению чая. Далее чай трехкратным подниманием и опусканием чайника (метод «три поклона феникса») на 1/3 вновь заливается кипятком. Чтобы сохранить аромат чая, гайвань закрывается крышкой. Время и количество заваривания чая зависит от вида и сорта чая. В Китае существуют традиционные правила чаепития из гайвани. Женщины ставят блюдце на ладонь левой руки, придерживая при этом гайвань большим и средним пальцем правой руки, а указательным прижимая крышку. Мужчины могут держать чашку без блюдца при помощи большого, указательного и среднего пальцев. Настой пьется через небольшое отверстие между краем чаши и крышечкой. При недостатке времени гайвань можно использовать вместо обычной заварочной кружки.
Чайная церемония Пин Ча. Как правильно заварить чай.
1. Перед началом чаепития необходимо приготовить кипяток и слить его в заранее прогретый термос.2. Подготовить всю необходимую чайную посуду с учетом количества участников чаепития.3. Чайная посуда прогревается кипятком. Сначала горячая вода заливается в керамический чайник, чахай, пиалы и через 15-20 сек. сливается в чайный поднос. Чайную посуду можно также при помощи щипцов опускать в емкость с горячей водой.4. Чайные листья насыпаются в чахэ и демонстрируются участникам чаепития. 5. На следующем этапе чай аккуратно засыпается из чахэ с помощью деревянной лопатки в чайник. Перед высыпанием на горлышко чайника ставится воронка. Вместо керамического или стеклянного чайника может использоваться гайвань. В этом случае объем гайвани должен соответствовать количеству и объему пиал.
6. Чай заливается кипятком доверху и закрывается крышкой. Избытки воды выливаются через носик.7. Вода из пиал во время заваривания выливается в чайный поднос (Чабань).8. Время настаивания зависит от типа и количества чая. В среднем на 250 мл воды берется около 5-7 граммов чая. Объем чайных листьев различаются по сортам, поэтому соотношение воды и чая подбирается опытным путем. Как правило, чайник заполняется приблизительно на 2/3. 9.Чай из чайника или гайвани переливается в чашу справедливости чахай через ситечко, которое очищает настой от мелких чаинок. Чайник (гайвань) держится большим и средним пальцем, указательным придерживается крышка.
10. Из чаши справедливости чай разливается по пиалам.11. Чай пьют медленно, маленькими глотками. Согласно традиции перед началом чаепития вдыхается аромат настоя. Глубина чая познается послевкусием, которое меняется с каждым глотком и надолго остается во рту. 12. В зависимости от сорта и типа чай можно заваривать от 3 до 8 раз. Заварка зеленого и красного чая приблизительно длится 30-45 секунд, для зеленого шен пуэра и черного шу пуэра 1 минуту. Время последующих заварок увеличивается наполовину.13. После того, как настой теряет вкус, спитые чайные листья убираются из чайника. Чайная посуда тщательно промывается и сушится.
Да Кэ Тан, дом самого дорогого чая
Шанхай — особый город. Здесь, как в котле, перемешались культуры и нации, а во время бурных событий, сотрясавших Китай в ХХ веке, сохранилась чайная традиция, частично разрушенная, частично изменённая новым материковым укладом. Наверное, поэтому здесь в начале нового века появилось заведение, посетив которое, можно прикоснуться к истории чая. Это заведение получило название Да Кэ Тан.Сад чайного дома Да Кэ Тан
Да Кэ Тан (大可堂, Da Ke Tang) размещается в здании классического особняка в колониальном стиле, удалённом от шумных шанхайских улиц и суеты. Здесь в 2007 году бизнесмен Чжан Цимин открыл чайный дом для своих друзей-коллекционеров, увлечённых пуэром. В атмосфере Шанхая 1930-х годов начали проходить чаепития и торги. Роскошь колониального стиля, вкус коллекционных пуэров — редкая и яркая комбинация, способная приманить самого изысканного ценителя.
Философия чайной церемонии. Часть I
Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4
Современное увлечение чайными церемониями – дань моде на восточную экзотику – отозвалось множеством интересных этнографических работ, описывающих историю чая, технологию его заваривания, вкусовые качества сортов, процедуру чаепития по-восточному, в отличие от английской и русской традиции
По ироничному замечанию японского писателя, это «буря в чашке чая», при всей умиротворенности чайного таинства.
Важно понять, как в чайной церемонии воплощены философские основы ментальности, этические, эстетические приоритеты определенных культур
Идущие из древности ритуальные акты, к которым можно отнести и чайную церемонию, имеют специфичную семантику мировоззренческих имитаций, в них смыслы бытия находили своеобразное отождествление: «Этот исторический смысловой шифр к природе и к жизни, (…) оказался культурной ценностью, результатом «производства идей», духовным инвентарем, пошедшим в пользование новой идеологии и новой культуры». Обряды были тождественны миропониманию древних. А затем становились метафорой реальности. Такие «дубликаты», в частности неизменная форма чайной церемонии, становились эмоционально-смысловыми шифрами отношения к миру, и как следствие, реальностью особого рода, отражением совершенного и переосмысленного действия. Эта форма, запечатлевающая перекодированное сознание, создает условия для интерсубъективной коммуникации как возможность приобщения к философскому смыслу совершаемой церемонии (Смысл бытия // знак / ценностная знаковая реальность). И одновременно понимание смысла ритуала – условие межкультурной коммуникации, ибо чай – один из самых распространенных во всем мире напитков.
Ваби-тя. Часть 3
Часть 1, Часть 2, Часть 3
Размеры соан тясицу Сюко установил в четыре с половиной татами (около девяти квадратных метров) при высоте приблизительно в три метра. Наиболее ранний в истории тяною чайный интерьер (чайная комната Додзинсай) был построен Сюко во дворце Хигаясияма-доно Ёсимасы. Он помещался в домике Тогудо, ныне одном из двух сохранившихся от первоначального комплекса зданий. Слово тогудо состоит из иероглифов «восток», «искать» и «зал». Смысл же его должен быть изложен многими словами: « востока (намек на Дворец Восточной Горы, т. е. на самого Ёсимасу) ищет ». Соответственно, название намекает на приверженность Ёсимасы идеям школы Дзёдо, несмотря на его пострижение в дзэнские монахи (вполне, впрочем, формальное) и на дзэнские эстетические вкусы (вполне, надо полагать, искренние). Интимный характер церемонии, в которой обычно участвовало два-три и никак не более четырех-пяти человек, исключал необходимость большого пространства. К тому же размеры и не рассматривались Сюко как искусственно тесные. Напротив, они следовали размерам хижины Вималакирти, которая, как явствует из «Вималакирти-нирдеша сутры», вмещала, в представлении ее хозяина, всю Вселенную. Такая площадь хижины была освящена и собственно японской традицией — знаменитая келья Камо-но Тёмэя была не больше квадратного дзё (ходзё) — девять квадратных метров.
В небольшую нишу токонома Сюко стал вешать один свиток — пейзаж или каллиграфию. В интерьере сёин в токонома, как правило, помещались два-три свитка, Сюко, оставив один, повысил его эстетическую значимость и явственнее сделал философский смысл отношения единичного и единого. Иккю однажды подарил Сюко как удостоверение-инка бокусэки сунского мастера Юаньу, составителя «Биянь лу». Как известно из чайного трактата XVI в. «Яманоуэ содзи ки», Сюко повесил этот свиток в токонома и тем самым положил начало практике экспонирования в чайном интерьере каллиграфических надписей вместо живописных пейзажей. Свиток был самым важным элементом интерьера, своего рода условным кодом церемонии, пробуждавшим поле ассоциаций и задававшим тем самым настроение
Расположенный в нише против входа, он сразу привлекал внимание вошедшего и оставался смысловой и эмоциональной доминантой в течение всего чайного действа
Слагаемые традиционной чайной церемонии:
1. Настрой
Китайцы считают, что перед началом чайной церемонии необходимо расслабиться, создать атмосферу покоя и внутренней гармонии. Благодаря правильному настрою создается благодатное содержание всего чаепития: спокойствие, умение слушать гостей, чувствовать чай, наслаждаться его вкусом и ароматом.
2. Выбор чая
Для церемонии Пин Ча (кит. Дегустировать чай) выбирается белый, зеленый, красный чай и пуэр. В чаепитии Гун Фу Ча (кит. Искусство чаепития) используется исключительно китайский чай улун.
3. Вода
Вода в культуре чаепития считается «матерью чая». Для заваривания совершенного чая подходит только чистая вода (идеальна родниковая). Плохая вода может испортить вкус даже самого отборного чая.
4. Чайная посуда и утварь
Правильно подобранная чайная посуда и предметы чайной утвари необходимы как для заваривания чая, так и для создания целостной атмосферы китайской церемонии чаепития. Традиционно используются: чайник из исинской глины или гайвань, чаша справедливости – Чахай, пиалы Чабей, сосуд для демонстрации чая Ча Хэ, ситечко для процеживания чая Ча Люй, чайные инструменты Ча Цзюй и чайный поднос Чабань.
5. Окружающая обстановка
Для совершенного чаепития необходима удобная и спокойная обстановка. Тревога и суета должны оставаться за пределами чайной комнаты.
6. Чайный мастер
Церемония чаепития невозможна без присутствия чайного мастера. Качественный чай, правильно подобранная чайная посуда и утварь оживает лишь благодаря умению и душевному настрою чайного мастера. Китайские мудрецы говорили, что напрасная трата хорошего чая неумелым приготовлением вызывает лишь глубокое сожаление.
Радио Пуэр FM. Выпуск 132. Остаться в живых
Выпуск о технике безопасности при питье чая для самых-самых начинающих – о том, как познакомиться с качественным чаем без ущерба для самочувствия; о питье чая и кормлении грудью; о том, имеет ли смысл много рассуждать о чайных «подделках» и негодовать по этому поводу. https://www.tea-terra.ru/wp-content/uploads/mp3/puerfm_132.mp3
Было время, когда мы совершенно сознательно старались поменьше говорить о неприятных ощущениях, которые могут возникнуть, если грубо нарушить технику безопасности при питье чая или просто сильно переборщить, и о том, как этого избежать. Многие люди слишком легко поддаются внушению и самовнушению. К тому же, идиотских запугиваний чаем и так чересчур много.
Потом наступило время, когда это просто перестало приходить нам в голову. И мы, и практически все, кто ходит к нам пить чай – люди достаточно опытные, и мы умеем без каких-либо негативных последствий пить чай и три, и пять, и семь часов подряд, десять, пятнадцать, двадцать сортов один за другим – мы знаем, как это делать, знаем, что надо сделать перед этим, знаем, что надо сделать после этого. И мы забыли, что это умение и эти знания приходят не сразу.
Чайная традиция в современности
Чайные
церемонии проводят и в современности. Это метод достижения жизненной цели. Вся
обстановка, утварь и атмосфера внутри домика сделана со смыслом, в ней заложена
философия. Культура чая
позволяет проникнуться особенностями
страны. Возможно, многим показалась, что провести процедуру сложно, но все
просто. Чаепитие помогает расслабиться, забыть о проблемах и насладится покоем.
То есть чайная церемония еще касается и религиозных целей, тех, что проповедует
буддизм.
Посмотрите видео, как чайная церемония выглядит в современности.
Watch this video on YouTube
Чайная традиция – важная часть жизни японцев. Она помогает расслабиться, забыть о трудностях, обрести покой. Традиция сохранилась по сей день, ее проводят в каждой японской семье.
Виды чайной церемонии
Разновидности чаепития:
- Ночная церемония. Начинают после появления луны.
Гости приходят к 10 вечера и уходят в 4 утра. В этом виде чаепития напиток
делается очень крепким. Зеленый чай перебивается до состояния порошка. Конечно,
такой чай не пьют на пустой желудок, поэтому сначала мастер кормит гостей
японскими сладостями. - На восходе.Ритуал начинается в 4 часа ночи и заканчивается
в 6 утра. Хорошее время для медитации. - Утренний. Проводят летом. Ритуал начинают в 6
утра, пока на улице не стало жарко. - Послеобеденный ритуал. Начинается в час дня.
Сначала гостей ждет обед, после пьют чай со сладостями. - Вечерняя церемония. Начинается в 6 вечера до
полного исчезновения солнца. - Специальная. Этот ритуал проводят, чтобы
отметить событие – праздник, встреча друзей с другого города. Ранее такое чаепитие
приводили перед харакири (когда человек собирался наложить на себя руки). Цель
мастера – укрепить дух участников.
Набор для чайной церемонии
В переводе на китайский он звучит как Чацуй – чайный инструмент. Его использование вошло в активную фазу примерно в 1981 года и позже разошлось по всем странам, где и получила популярность. Долгое время китайцы не использовали его, но сейчас трудно представить весь процесс без его использования. Включение в набор дополнительных предметов имеет своеобразный смысл. Почитатели даосизма и буддизма уверены, что действия, проводимые этими предметами, помогают расслабить ум, и настроится на чаепитие.
Современный чайный набор может состоять из разного количества предметов. Основные из них видны на фото – это гайвани, чахай и пиалы.
- Гайвани – глиняный чайник для заваривания. Недорогой вариант исполнения – из стекла.
- Чахай – небольшой чайничек или кувшинчик для переливания заваренного чая по пиалам.
- Пиала – емкость для употребления чая. Изготавливается в основном из глины или фарфора.
Дальнейшие предметы могут исключаться или дополняться в зависимости от объема проведения ритуала.
- Совок – для транспортировки сухого чая в чайник. До его применения листовой чай просто насыпали при помощи рук или щипцов.
- Щипцы – для мытья и других манипуляций с пиалами.
- Игла – для прочистки носика чайника для заваривания или ножа для разрезания брикетированного чая.
- Воронка – предохранительное приспособление для удержания листов чая. Принцип действия аналогичен обычному ситечку.
- Лопатка – инструмент для анализа качества чайного листа, в заваренном и сухом виде.
- Кисточка – применяется для удаления подтеков на посуде или полировки чайника.
- Подставка под пиалу – бывает квадратной, круглой или прямоугольной формы.
На фото представлен полный набор:
При изготовлении набора его покрывают каллиграфической росписью или обычными художественными рисунками. Наборы изготавливаются частными умельцами и заводами из разных материалов.
- Глиняный – самый дорогой материал. Иногда предметы набора иметь дизайнерское исполнение и его формы могут быть очень причудливыми: животные, люди, сказочные персонажи.
- Деревянный – лучший вариант для домашнего использования. Он долговечен и стоит не очень дорого.
- Бамбуковый – самый дешевый материал. Подходит для походов и чаепития на природе.
При покупке набора следует проверять его на возможное наличие трещин и сколов. Такие недостатки, по мнению китайцев, приносят неудачу. Следует учитывать, что дерево и бамбук не переносят сильную жару, поэтому не следует надолго оставлять набор на открытом солнце. После использования необходимо протереть предметы смоченной тряпочкой и вытереть насухо.
Свежие записи
- Влажные фантазии
- Цюаньган Хуэй Бай – Блестящая Белизна из Цюаньгана
- Новогодние чайные традиции Китая
- Десять стадий постферментации пуэра
- Немного о Цзинь Хуа
- Немного о способах экстракции биологически активных веществ чая
- Немного о чае как о физическом объекте
- Изотопный анализ и географическая идентификация чая
- Мозготряс, бочкочай и тайна слова «tea». Снова о португальском чае
- Гуаньгуаньча – чайная традиция китайского Северо-Запада
- Немного о чае из Ганьсу
- Что такое хороший чай? Тело подскажет
- Серебряные иглы – Рисовые, Дикие, Перебранные. В чем их различия?
- Немного о чайных энтузиастах с острова Сан-Хуан
- Чайные плантации Индии
- Капитан Очевидность о географии чая. И немного об истории
- Органика по-индийски: особенности и отличия
- Ликоу – родина цихуна. Немного об особенностях традиционной технологии Цимэнь Хун Ча
- Бамбуковый сад. Чайные легенды Ассама
- Влияние кофеина на качество сна и на дневное функционирование
- Чаеполезность головного мозга и коронавирусная инфекция
- Немного о чае с острова Джерси
- Новые горизонты для коммуникаций профессионалов кофе, чая и какао
- Ассам – самый чайный штат Индии
- Лэй Коу Чай (雷扣柴) – Громом Разбитые Дрова
- Японские постферментированные чаи
- О пропекании уишаньских улунов
- Чай и БИК-спектроскопия
- Гаоцяо Инь Фэн и Сян Бо Люй – гордость уезда Чанша
- Немного о катехин-кофеиновых комплексах
История Чаочжоу Гунфу
Чаочжоусское гунфуча — это характерная для восточной части провинции Гуандун (регион Чаошань с центрами в городах Чаочжоу и Шаньтоу) традиция питья чая, то есть местный вариант чайной церемонии, так называемое Чаошаньское ЧаДао.
В китайском чайном искусстве это особая и наиболее характерная разновидность, целостная форма чайного действа, в котором сплавились в одно дух, ритуалы, техника заваривания и возможность основательно продегустировать чай. Это и церемония, и народный обычай, символизирующий стремление чаошаньцев к изысканности и хорошим манерам. В свое время Чаочжоу Гунфу была включена в список китайских объектов нематериального культурного наследия.
Требования к воде
Культура Гунфу-Ча имеет строгие условия при выборе воды. Чайные мастера тысячелетиями передавали друг другу знания при работе с водой для чая. И со временем это мастерство превратило набор некоторых правил в настоящую инструкцию для правильного приготовления напитка. Выбор воды – это основная особенность, с которой следует начинать подготовку. Она не должна иметь посторонних запахов или обладать какими-либо вкусовыми оттенками. Предполагается для правильного чая не подходит мягкая вода, так как имеют малое количество земельного духа – это минералы и соли, которые делают напиток стойким и уверенным.
Чайный мастер определяет оптимальную температуру нагрева, учитывая завариваемый сорт чая. При заваривании чая улун оптимальная температура это 95 градусов по Цельсию, а для чая пуэр – 100 градусов. Специалисты чайного дела определяли температуру закипающей воды без термометра:
- 76-86 — образуются пузырьки в диаметре 3 мм – их китайцы называют «крабьими глазами»,
- 90-96 — возникают пузыри большего размера – 8 мм, носящие название «глаза рыбы».
Музыка для церемонии
Традиция чаепития представляет собой не только саму процедуру заваривания и употребления чая. Национальный ритуал включает также и прослушивание колоритной китайской музыки.
- Kitajskaya_muzyka_dlya_CHajnoj_ceremonii_-_._(SongHouse.me)
- Unknown Artist / Track 2
- Track 3
Провести настоящий ритуал чаепития нельзя без музыки. Подбор ее – настоящая культура чаепития. Она должна быть спокойной и ненавязчивой, а по звучанию напоминать национальные инструменты. Можно встретить оригинальный вариант, когда в музыкальную композицию вписывается щебет певчих птиц, журчание лесного ручья, шелест опавших листьев в лесу.
Как проводится чайная церемония
Цель чайной
церемонии – достичь душевного равновесия. Культура чаепития отражает стиль жизни японцев.
Посреди комнаты расположена выемка с поддоном. На последнем горит уголь. Над выемкой
находится котелок, где кипятится вода.
По разные стороны находятся подушки, на которых садятся
гости
Обратите внимание, что садятся на коленки, положив под них эту подушку.
Пятки располагаются под ягодицами. Запрещается скрещивать ноги – этим гость показывает
неуважение к традициям
Сама по себе чайная церемония – это когда чайный мастер принимает у себя
гостей. Он разливает всем чай. Мастер сидит около котелка с кипятком и подает
чай гостю, делая при этом поклон.
Культура
чая предусматривает медленное употребление напитка, маленькими глотками.
Запрещено хлюпать, это признак неуважения.
Мастер разговаривает с каждым из присутствующих, задает
вопросы, рассказывает истории. Он обращается к каждому отдельно, спрашивая о
личной жизни, успехах на работе, хобби и увлечениях.
Часто мастер берет ученика. Последний заваривает чай, пока
сам владелец дома приветствует гостей. Заваривать чай – это целое искусство,
которому многие хотели бы научиться.
Философия чайной церемонии. Часть II
Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4
Процесс взаимопроникновения первостихий в чайной церемонии воплощает и даосские представления о вечнотекущем мире как единстве противоположностей, где над всем господствует гармонизирующая сила Дао во множестве его смыслов, таящихся в символике иероглифа Дао (путь, метод, истина, абсолют), или как говорил Лао-цзы, «матерь всего сущего. Я не знаю его имени и поэтому называю его путь. Также свободно я могу называть его и Бесконечность. Бесконечность есть Поток; поток есть исчезновение; исчезновение есть Возвращение».
Дао, подобно дракону, излюбленному символу даосизма, отрекается от самого себя, великое перевоплощение. В учении Лао-цзы в центре релятивистское представление о явлениях, взаимопорождающих друг друга. Сама семантика иероглифов имени учителя даосов Лао цзы являет даосский символ антиномии взаимопроникновения: «лао» – старик, старый, «цзи» – ребенок, т.о. оксюморонное «старик ребенок» можно понять как взаимопроникновение, взаимосвязь начала и конца, рождения и смерти, появления-исчезновения, возвращения. «Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добрым, возникает зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и лёгкое создают друг друга, высокое и низкое взаимоопределяются, (…) предыдущее и последующее следуют друг за другом. Поэтому совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние».
Философия чайной церемонии. Часть IV
Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4
Эстетика ритуала соединяется с понятием «человечность» (人)
Ещё у Конфуция было сказано: «Если человек не обладает человеколюбием, то как он может соблюдать ритуал? Если человек не обладает человеколюбием, то о какой музыке может идти речь».
И это ещё один философский аспект чайной церемонии, ставшей с XV века очень важной для культуры Японии с утвердившейся там дзен-буддистской философией, эстетизирующей обыденность и теплоту человеческого общения. И важно отметить этический аспект «философии чая»
Так, в Японии есть выражение «человек без чая» о том, кто невосприимчив к переживаниям другого. А того, кто слишком привержен роскоши, безмятежности и эстетической восторженности называют «человеком, в котором слишком много чая».